Расписание на завтра
Беларусь в Болонский процесс вступила в 2015 году. Но страна не отказалась и от лучших наработок советских времен
С ГАРАНТИЕЙ
В республике создали особую систему обучения, которая имеет множество нюансов. Она не требует глобальных нововведений, но образовательный процесс постоянно совершенствуется.
В следующем году собираются ввести централизованный экзамен, который совместят с ЦТ. Новшество поможет убрать двойную нагрузку с выпускников, приведет к общему знаменателю формы проведения выпускных экзаменов и вступительных испытаний.
При этом фундаментом образовательной сферы остаются национальные традиции. Такие базовые ценности, как социальная справедливость, равный доступ к получению качественного образования, целевое обучение, возможность для каждого строить свою профессиональную карьеру и получать гарантии трудоустройства.
Зачисляют в вузы по конкурсу на основе результатов ЦТ и внутренних испытаний. Форма обучения может быть дневной, вечерней или заочной.
Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, где молодому специалисту гарантируют рабочее место. Двухгодичное распределение выпускников-бюджетников - лекарство от безработицы. Ведь нередко вчерашние студенты оказываются за бортом: рабочих мест на всех не хватает, а на предприятия неопытных берут неохотно.
Задача на перспективу - выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и ориентированностью на потребности реального сектора экономики. Что поможет достичь поставленной цели?
- Первое - разработка учебных программ с участием работодателей и специалистов из различных отраслей. Второе - открытие филиалов вузовских кафедр на производствах. Сейчас эту практику активно применяют. Например, на территории МАЗа создали филиал кафедры «Автомобили» автотракторного факультета БНТУ. Законодательство дает преференции предприятиям, которые организовывают практику для студентов. Важно, чтобы такую систему внедряли на ведущих предприятиях с новыми технологиями, - считает Юрий Миксюк, директор Республиканского института контроля знаний.
Эксперт уверен - вузы должны дополнять курсы актуальными лекциями. Не обойтись и без оперативного совершенствования учебных программ. К преподавательской работе нужно активнее привлекать передовых ученых и практиков. Также необходимы дополнительные преференции, стимулирующие и облегчающие внедрение научных идей.
БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ
Член Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Сергей Клишевич полагает: можно совершенствовать собственную систему образования, но при этом придерживаться формальных рамок Болонского процесса.
- В России планируют отказаться от участия в общеевропейском образовательном пространстве. В Беларуси система высшего образования тоже должна измениться?
- В случае ее отмены необходимо правильно оценить риски, связанные с экспортом образовательных услуг. Если Россия создаст свою систему, захотят ли иностранные студенты обучаться по другим стандартам, получать дипломы
и финансировать российские вузы? Те же самые вопросы встанут и перед Беларусью, если мы выйдем из международных соглашений.
Нам ничто не мешает создавать и совершенствовать свою систему, придерживаясь формальных рамок Болонского процесса. Такой принцип действует и в Китае. Там создали собственный трехлетний специалитет, но потом можно получать степень бакалавра и магистра. Образование разделяют на ступени, каждой из которой соответствует круг ваших дальнейших возможностей и мест работы. Сегодня это общемировая практика, как на Западе, так и в КНР.
- За последние годы в России в два раза сократилось количество белорусских студентов. Чем привлечь ребят, чтобы они хотели остаться в Союзном государстве?
- Белорусская система образования должна отвечать потребностям экономики республики. Поэтому, если говорить об обучении в братской России, желательно, чтобы молодой человек возвращался в Беларусь и применял у нас полученные навыки. Но тогда встает вопрос рынка труда и зарплат, что никак не зависит от системы образования. Если в этих моментах не будет баланса, результат может оказаться плачевным.
- Некоторые молодые специалисты ездят за рубеж и открывают для себя новое, получают опыт. Как сделать так, чтобы они возвращались?
- Важный нюанс - социальный пакет, который может предложить государство. Перед эмиграцией молодой человек должен спрогнозировать, как он будет жить, если у него появится семья, в какой садик-школу будут ходить дети, как будут получать медобслуживание.
В Беларуси все это бесплатное, а в ЕС, наоборот, сокращают расходы на соцсферу при значительном росте цен. В итоге соотношение резко изменилось в нашу пользу, это даже без учета таких факторов, как личная безопасность, отношение к русскоговорящим, запрет в целом русской культуры на Западе, ксенофобия.
Русскоговорящие диаспоры в Европе поставили в полулегальное положение, за ними усилили контроль со стороны спецслужб, проверяют связи, денежные переводы, общественную деятельность. Ситуация, мягко говоря, непростая. Наша главная задача - сохранять социальное государство. Это - визитная карточка Беларуси.
СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА
Татьяна САДОВСКАЯ, проректор по научно-методической работе БГЭУ:
- В современных реалиях мы, с одной стороны, отчетливо наблюдаем кардинальное переформатирование технологических и социальных процессов, необходимость адаптации национальной экономики к новым вызовам. С другой - очевидно, что ряд базовых особенностей Болонской системы не способствует достижению тех целей, которые мы ставили перед собой изначально.
Первоочередными задачами в сфере высшего образования Беларуси выступают повышение его качества с учетом основных тенденций развития международного рынка услуг в сфере образования, подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, способных внести существенный вклад в развитие экономики.
Важно, чтобы наши университеты вместе с реальным сектором экономики принимали взвешенные решения и определяли, какие форматы компетенций нужны для обеспечения конкретных отраслей. Наша и российская системы высшего образования стоят на пороге нового этапа развития, в котором надо прагматично подойти к накопленному опыту, так как любые непродуманные решения в образовании способны принести больше вреда, чем пользы.
В новых сложившихся условиях в РБ нужно выстраивать свою систему образования во взаимодействии с Министерством науки и высшего образования России, соответствующими министерствами стран ЕАЭС с учетом национальных интересов наших государств.
ЦИФРЫ
На десять тысяч человек населения в 2020 году приходится 282 студента и магистранта учреждений высшего образования.
В этом году на I ступень высшего образования примут 53,5 тысячи абитуриентов в 49 вузов.