«Болонка», на место!
Выход из европейской образовательной системы лишь подстегнет Россию к развитию собственной
ЕГЭ ОСТАНЕТСЯ
Болонская группа 11 апреля объявила, что прекращает представительство России и Беларуси во всех своих структурах.
- Отказ от этой системы в России не будет означать уход от бакалавриата и магистратуры. Выпускники школ симпатизируют этим форматам образования. Многие россияне получили степень бакалавра и без степени магистра не смогут двигаться дальше из-за квалификационных требований к должностям. Также система стала привычной и для иностранных студентов в России. Будущее - за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры, - пояснил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Несмотря на выход страны из системы, речи об отказе от ЕГЭ также не идет - экзамен имеет к процессу лишь косвенное отношение.
- Интеграция России в Болонскую систему не состоялась - вопреки обещаниям Запада российские дипломы и научные степени продолжают подвергаться дискриминации, кроме того, лучшие наработки российского образования были утеряны, - считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
НИКОМУ НЕ ОБЯЗАНЫ
Что может прийти на смену «болонке» и как новый порядок повлияет на жизнь студентов, «СВ» рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ, профессор, эксперт Экономической комиссии Европы ООН Ирина Абанкина.
- Что с формальной точки зрения означает выход из процесса?
- Приостановлено наше участие в структурах и рабочих группах. Наши образовательные программы, которые прошли аккредитацию, теперь не видны в информационных ресурсах стран - участниц процесса и недоступны для студентов и преподавателей вузов со всего мира. Но мы все еще можем просматривать решения и протоколы всех комиссий и структур, а затем решать, применять ли их у себя. В этом плане мы никому ничем не обязаны. Напрямую это не повлияет на то, что происходит в нашей системе.
- То есть в жизни студентов ничего не изменится?
- Если студенты планировали стажировки за рубежом, сделать это будет труднее. Но и иностранным студентам придется непросто. Им станет сложнее узнать о наших программах и приехать на обучение. Хотя сейчас очень развито онлайн-пространство, например, на сайте Coursera доступны российские курсы. Можно пользоваться ими.
ОПЕРЕЖАЕМ ЕВРОПУ
- В Министерстве науки и высшего образования РФ Болонскую систему назвали «прожитым этапом».
- Доля правды в этом есть. Наша система образования во многом опережает европейские страны - с точки зрения гибкости образовательных программ, сетевого взаимодействия, законодательства. Появились законы, которые позволили студентам преподавать в вузах, проходить стажировки. Я считаю, что и образовательные кредиты - одна из самых благоприятных программ.
- Звучат и аргументы в пользу выхода из Болонского процесса: мол, нечего нашим выпускникам уезжать из страны, пусть работают на благо Родины.
- Решение задач стратегического развития регионов я больше отношу к уровню профессионального образования, профессионалитета. Но когда мы говорим о высококвалифицированных специалистах, этот рынок гораздо гибче и подвижнее. Они уезжают за границу, получают опыт и возвращаются. И этот опыт затем полезен во многих международных проектах на территории нашей страны.
- Есть мнение, что нужно отказываться от бакалавриата, потому что на нем плохо учат.
- Я думаю, это связано с качеством программ, с мотивацией студентов. Расхлябанность, увы, есть везде, и на специалитете тоже. Нужно работать над мотивацией ребят, над тем, чтобы программы были хорошо оснащены, интересны, чтобы студенты могли получать практические навыки, иметь связь с работодателями. А бакалавриат это, специалитет или магистратура - не имеет значения.
СПРАВКА «СВ»
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Систему внедрили в высшие учебные заведения, тогда как от идеи введения 12 классов в школах отказались, сохранив одиннадцатилетку.
Прошлая система образования в России включала специалитет, требующий обучения на протяжении пяти-шести лет. После присоединения к Болонскому процессу этот формат упразднили, но в некоторых вузах возможность выучиться на специалитете сохранилась. Однако такая степень не признается другими странами - участницами системы.
Интеграция России в международную образовательную систему произошла одновременно с введением Единого государственного экзамена для выпускников школ.
ПЕРСПЕКТИВЫ
«ЯНДЕКС» и «СБЕР» ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
В РФ будут открывать новые возможности для студентов, учитывая интересы экономики страны.
- Нужно ли нам теперь отказываться от бакалавриата и магистратуры, возвращаться к советской системе?
- Мы оставили часть специалитета, который Болонский процесс не затронул. Например, в медицине. Наш опорный каркас - это специализированные медицинские университеты, которые востребованы, кстати, и у иностранцев, - говорит Ирина Абанкина. -
Специалитет сохранили и на некоторых инженерных специальностях. Поэтому у нас есть сегменты, где мы сохраняем традиции, и их ни в коем случае нельзя рушить.
Но у нас есть хороший опыт перехода из бакалавриата в магистратуру. Некоторые магистерские программы открываются в партнерстве с предприятиями - например, со Сбербанком, «Яндексом». Все это необходимо оставить и развивать.
И нужно расширять сетевое взаимодействие, когда студент может часть курсов пройти в вузе-партнере, что позволяет объединить ресурсы профессуры, лабораторий и исследований.
ДОСЛОВНО
Вячеслав ВОЛОДИН, Председатель Парламентского Собрания:
- Нам важно ответственно подойти к решению этой задачи. Очевидно: западную модель в этой сфере нельзя слепо копировать. Правильно на основе лучших практик сегодняшнего дня и советского периода создать собственную национальную эффективную систему высшего образования.
Леонид СЛУЦКИЙ, член Комиссии ПС по вопросам внешней политики:
- Пора завершать в России эксперимент по оболваниванию молодежи и отменять Болонскую систему образования!
Оказавшись в условиях развязанной Западом гибридной войны, мы переосмысливаем многие шаги и решения, которые были практически навязаны России бывшими так называемыми «партнерами». Одно из них - Болонская система образования.
Мы поставили эксперимент на нашей стране, на наших детях и молодежи. Пришло время признать - эксперимент неудачный! Нам нужно возвращаться к русской классической системе образования, самой лучшей и апробированной десятилетиями. И сделать это как можно скорее.