«Ночью будем горло резать»
Водители большегрузов из Беларуси оказались в плену укронацистов, которые угрожали им расправой
Александр Лукашенко вручил представителям белорусских спецслужб медали «За отличие в воинской службе». Наградил сотрудников КГБ за специальную операцию на Украине, благодаря которой освободили несколько десятков сябров.
Телеканал ОНТ показал фильм о спасении дальнобойщиков.
- Я двигался первым, а три машины за мной ехали, - вспоминает Валерий Радченко. - Блокпост, останавливаемся. Взрослый мужчина лет пятидесяти снимает все на телефон. Подходит к кабине, а ребенок шестнадцати лет идет за ним с автоматом. Он заряжен, направлен на меня. Говорит: «Слава Украине». Пришлось отвечать «Героям слава».
Убийства, исчезновения людей, насилие, самосуды, грабежи, бандитские разборки, оружие в руках у преступников и анархистов… Такова нынешняя Украина. Там сегодня небезопасно, а законы не работают.
Самые ушлые сообразили мгновенно: на анархии можно поживиться. Лакомый кусок - деньги, машины, грузы дальнобойщиков. Люди рассказывают просто дикие вещи. Среди спасенных - Сергей Сотников. Он был в заложниках два месяца. Ехал обычным маршрутом, но его неожиданно захватили. Сергей тогда уже прощался с жизнью.
- Нам всем натянули шапки на лицо, руки смотали скотчем, глаза завязали поверх шапок и куда-то повели, грубо толкали, - рассказывает он.
Потом были допросы, угрозы расстрела. Издевательства продолжались несколько суток. Связанным людям не давали спать, морили голодом. Мол, будете засыпать или шевелиться - начнем стрелять.
Сергей часто делает паузы: «Человек с пистолетом, всех поставили к стенке… Грозились ноги прострелить. Могли ударить ногой, пытались ударить по коленям, даже женщин».
Иван Левданский и Александр Буян попали в плен в Черновцах. Вооруженный конвой националистов прежде всего интересовали машины и груз. Есть видео, где они угрожают остановленным на дороге дальнобойщикам: «Ночью будем горло резать!»
- Всех собрали из машин, построили в колонну, под прицелом. Их главный приказал снять оружие с предохранителей. Сказали, если наши не уедут своим ходом, это расценят как диверсию, - делится Александр Буян.
Обезумевшие нацисты палили по всему, что движется. Геннадий Фролов попытался выбраться и едва остался жив. Даже спустя время он не может говорить о пережитом спокойно:
- Из леса начали мелькать огоньки, это были «трассеры». Машина, которая шла впереди, резко стала разворачиваться, люди показывали: мол, едем назад. По нам начали стрелять. Попали в подкрылок и раму.
ОТ ИМЕНИ ВОЛОНТЕРОВ
О том, что на Украине пропали и были в заложниках белорусские водители-дальнобойщики, стало известно на Родине.
На базе внешней разведки создали штаб, в него вошли самые подготовленные сотрудники, имеющие опыт проведения операций за рубежом, и спецназ КГБ.
Пленных водителей содержали в Малине, Ужгороде, Черновцах, Шостке, Полтаве, Харькове, Козельце, Чернигове, Киеве, Одессе, Кропивницком. Главным был вопрос, как вернуть людей домой.
Штаб разработал несколько сценариев, в том числе силовой.
- Сформировали группу из самых профессиональных сотрудников в области агентурной работы, оперативной психологии, технических и специальных мероприятий. Отобрали тех, у кого были хорошие коммуникативные навыки, и тех, кто знал кухню грузоперевозок, людей в этой сфере, а также то, как функционируют волонтерские гуманитарные организации, - рассказал сотрудник внешней разведки КГБ.
С теми, кто мог бы помочь с прохождением блокпостов, вели переписку якобы от имени волонтеров, которые хотят забрать белорусов. Чтобы обеспечить безопасность операции и ее участников, создали гуманитарную структуру, для которой дистанционно подбирали украинцев, готовых участвовать в освобождении белорусов.
Водители в это время были в нечеловеческих условиях. Телефоны у них отобрали. Семьи не знали, где они. Валерий Радченко вместе с двенадцатью другими дальнобойщиками был в Малине. На свой страх и риск они успели спрятать телефон.
С помощью телефонной связи сотрудники КГБ получали информацию о состоянии людей и отслеживали их перемещение, анализировали обстановку. Организовали наблюдение за Черновцами, Ужгородом, Малином - самыми опасными местами, где удерживали водителей.
АРГУМЕНТ - ДЕНЬГИ
Тринадцать человек в Малине пережили два самых страшных месяца в своей жизни.
- Был неадекватный пьяный полицейский, - продолжает водитель. - Он кричал, что будет всех резать. Отводил ребят, под автоматы ставил на колени, кричал: «Мои глаза - это последнее, что вы увидите в жизни!»
Начался настоящий ужас, говорит водитель большегруза Иван Конончук:
- Всех подряд били. Не смотрели на возраст. Он отвел Игоря в сторону, автомат передернул, поставил ему в рот. Щелчок такой… Я думал, Игоря уже нет. Потом избил его и вернул в строй.
Людей грабили, ломали, пытались заставить работать на себя. В случае отказа угрожали прострелить колени.
- У них просто один процент населения захватил остальных… К нам на стоянке женщина подошла, предупредила, что против нас что-то плохое затевается. Когда уже нас арестовали, другая женщина подходила, предлагала привезти еды. Если убрать этих отморозков, на Украине будет нормальное население, - считает водитель.
Именно поэтому сделали ставку на не одурманенных нацизмом людей. С ними и начали вести переговоры. Главным аргументом стали деньги - украинцам предлагали от нескольких сотен долларов до тысяч. Метод сработал.
УЩЕРБ
Белорусы лишились больше 120 автомобилей на Украине. Возбуждено восемьдесят уголовных дел по фактам хищения большегрузов у дальнобойщиков. Общий ущерб - не меньше пятнадцати миллионов долларов. Преступления совершали и на таможенных терминалах.
РАЗВЯЗКА
ДОРОГА ДОМОЙ
Дальнобойщиков удалось спасти благодаря спрятанным телефонам.
В Черновцах людей пытали. Они жили в кабине под автоматами, потом - на полу в полуподвальном помещении. У некоторых сдавали нервы. Один из водителей пытался покончить с собой, но спасли товарищи, успели. Похожая ситуация была в Ужгороде.
Важной ниточкой для спасения стали спрятанные телефоны. С водителями выходили на связь, уточняли информацию, прокладывали маршруты эвакуации, устанавливали контакты с перевозчиками.
Люди понимали, что их пытаются вытащить, спасти любой ценой. Но как сделать, чтобы никто не пострадал?
- Сложности возникали с проездом наших ребят через блокпосты, - говорит сотрудник внешней разведки КГБ, - для этого нужно было пройти предварительную проверку в СБУ. Она могла длиться неделями.
Если человека в базе СБУ нет - он в лучшем случае возвращался обратно:
- Для внесения белорусов в базу задействовали сотрудника этой структуры. В благодарность комитет помог вывезти его близких родственников.
К сожалению, двое дальнобойщиков все же погибли у Коростеня. Украинские власти заявили, что они попали под обстрел, получили несовместимые с жизнью ожоги. Но экспертиза опровергла это. На одном из фрагментов бедренной кости обнаружили отпил, его сделали уже после смерти… Зачем на Украине издевались над трупом? Ответа на этот вопрос пока нет.
Эвакуация заложников проходила в очень опасных условиях. Родственники надеялись. Им сказали приехать на погранпереход «Варшавский мост», куда через сотни километров при-
везли недавних пленников. Без машин, денег и документов. Некоторые из них буквально заглянули в глаза смерти, но выстояли. Они живы, и это главное.