Иван САВВИДИ:
«Я верю, выбор сделан правильно» 28 января 2009 года в Москве завершился Поместный Собор Русской православной церкви. Его главным деянием было избрание Патриарха Московского и всея Руси. Вечером 27 января делегаты Поместного Собора тайным голосованием избрали на Московский Патриарший Престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Свои голоса за его кандидатуру отдали 508 из 702 участвовавших в выборах. Среди делегатов-мирян Собора был и заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, член Комитета ГД по международным делам Иван САВВИДИ. Он и поделился с нами своими впечатлениями.
28 января 2009 года в Москве завершился Поместный Собор Русской православной церкви. Его главным деянием было избрание Патриарха Московского и всея Руси. Вечером 27 января делегаты Поместного Собора тайным голосованием избрали на Московский Патриарший Престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Свои голоса за его кандидатуру отдали 508 из 702 участвовавших в выборах. Среди делегатов-мирян Собора был и заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, член Комитета ГД по международным делам Иван САВВИДИ. Он и поделился с нами своими впечатлениями. – Иван Игнатьевич, расскажите, пожалуйста, как проходили выборы Патриарха Московского и всея Руси?
– После Архиерейского Собора, когда большинство архиереев отдали предпочтение митрополиту Кириллу, делегатам Поместного Собора стало понятно, что основные священнослужители РПЦ свой выбор уже сделали. И это сказалось на работе Собора. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет в ходе заседания взял самоотвод, аргументированно, четко сформулировав, почему он снимает свою кандидатуру в пользу Патриаршего Местоблюстителя. Филарет пояснил, что основной целью, учитывая нынешнее состояние Церкви и наших православных народов, является консолидация внутри Церкви. Он в Церкви очень уважаемый, авторитетный человек, и я считаю, что его выступление с пояснением позиции, безусловно, для делегатов имело существенное значение. Перед этим митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), несмотря на многочисленные просьбы, отказался выставлять свою кандидатуру и участвовать в выборах Патриарха. Поместный Собор обсуждал возможность четвертой кандидатуры. Я был приятно удивлен тем, на каких тонких моментах архиереи акцентировали внимание.
– Скажите, пожалуйста, а в какой атмосфере проходили заседания и с каким настроением пришли участники Собора?
– Во-первых, все понимали, что это историческое событие: мы избираем Патриарха, который должен способствовать формированию православного будущего наших народов, в том числе и Украины, и Беларуси, и многих православных народов в других странах. Разумеется, ощущалась большая ответственность. Мероприятие началось со службы. В церкви Преображения Господня храма Христа Спасителя Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении членов Священного Синода в его расширенном составе возглавил Божественную литургию. После этого наступило состояние внутреннего согласия, и с таким душевным настроем мы поднялись в храм. В 7:30 мы пришли в храм, а уехали в 10:30 вечера…
– Как вы считаете, какое значение имеет это событие для Православия и духовного возрождения России?
– Я считаю, что это переломный период. С одной стороны, мы увидим продолжение дел Алексия Второго. С другой – учитывая финансовый и экономический мировой кризис, который влияет и на человеческое сознание, зарождая страхи, сомнения, – необходимы определенные изменения. Немаловажно, чтобы главный православный пастырь мог доносить до людей Святое слово. В силу того, что мы в разной степени веруем – кто-то сильнее, кто-то слабее, а кто-то просто не верует, – важна абсолютная доступность слова, сказанного пастырем. Святейший Патриарх Кирилл одинаково интересен и внутри и вне храма (учитывая его огромный опыт в международной работе, чуть менее 20 лет он возглавлял внешнее ведомство Церкви).
Владимир Владимирович Путин на экономическом форуме сказал, что очень опасно сегодня закрывать экономику и Россия демонстрирует открытость. В духовной части также ни в коем случае нельзя закрыться. Необходимо, чтобы православные народы были интегрированы и консолидированы – в этой части международный опыт Патриарха Кирилла был бы очень важен и необходим. В условиях XXI века, во время космических скоростей, глобальной экономики, глобальных финансов живет глобальный человек – более многоукладный, более терпимый. Нужно не консервировать общее Православие, не демонстрировать консерватизм абсолютного Православия, а, наоборот, идти на относительную интеграцию с другими конфессиями. Наша страна многоконфессиональная, мы называемся российским народом, но не идентичны: мусульмане, буддисты, православные, огромное количество сектантов. Последние – как сорная, ядовитая трава, с ними надо бороться более изысканными методами. Также существует огромное количество атеистов, которые не веруют в здравый атеизм – не веруют ни во что, то есть агрессивные атеисты. Я верю, что выбор сделан правильно, что Патриарх Кирилл должен с этой задачей справиться.
Ни в коем случае нельзя считать, что тот, кто был за митрополита Кирилла, был против митрополита Климента. Митрополит Калужский и Боровский Климент – боголюбивый человек, в чистом виде священник. Господь в таких ситуациях способствует принятию правильного решения. Я видел лица участников Собора… Допустим, я был за Кирилла, при этом подошел к Клименту, отметив, что очень сложно из достойных достойного выбирать. Весь Поместный Собор проявлял готовность консолидироваться вокруг Кирилла, вокруг идеи единения православных народов. Царила по-православному теплая обстановка. И после работы я ощутил, насколько человек может быть счастливым, осознавая, что он принимал участие в работе столь значимого мероприятия.
– Иван Игнатьевич, чем отличаются выборы Патриарха от выборов в Государственную Думу?
– Во-первых, выборы в Государственную Думу – это прежде всего работа технологий, политика, способность человека говорить то, что хочет слышать электорат, и правильно преподнести себя. Дальше работает пиар-кампания, имиджмейкеры... Это совсем иное. Я видел перед голосованием людей: одни сосредоточенно отходили к иконам, другие просто стояли в раздумьях, словно, прежде чем бросить бюллетень в урну, говорили, обращаясь к Господу: «Вразуми меня». Здесь иное.
– При учете, что процессуальные особенности в принципе идентичны?
– Да, безусловно. Были попытки предложить жребий. Но, конечно, Поместный Собор это предложение не принял, и я считаю – абсолютно правильно. Хотя каждый кандидат достоин, но жребий уж больно напоминает некую детскую игру. Выбор должен быть осознанным, и после Собора каждый уходил с чувством выполненного долга. Я бросил бюллетень и слегка вздохнул – свой, возможно исторический, долг выполнил. Избирая духовного лидера, необходимо руководствоваться правилом: без права на ошибку. Мы много общались с архиепископами, с митрополитами, со священнослужителями, с монахами, чтобы понимать, чем живет тот мир, который занимается служением Господу Богу, народу и видит успокоение в молитве. Я пришел к выводу, что они обеспокоены состоянием дел православной души, православной духовности и очень часто роняли фразу: необходима консолидация, Господь нам поспособствует, сегодняшний выбор – выбор консолидации, сегодняшний выбор – выбор времени. Раньше акцент делали на миссионерство, сейчас все меняется. Очень интересное прозвучало высказывание о том, что до каждой души мы не можем достучаться только строительством храмов – период Новой России можно назвать периодом активного строительства храмов, где оно выступало как инструмент укрепления духовности православного народа. Но этого недостаточно, необходимо искать и иные формы.
Я удостоился чести повлиять на результат выборов. 508 делегатов проголосовали за митрополита Кирилла, очень приятно осознавать, что один голос – твой.
Беседовала
Юлия МОРГУНОВА