Золотой запас и валютная дыра
Почему Запад смог забрать у России половину накоплений и что делать дальше?
Фото: Донат Сорокин/TАСС
Деньги у нас есть, но их как бы нет. Примерно так можно охарактеризовать ситуацию, с нашими золотовалютными резервами (сейчас их правильно называть международными). Номинально на нашем счете около шестисот миллиардов долларов. Но распоряжаться мы можем только половиной от этой суммы. Можно ли было избежать такой ситуации?
ЗАЧЕМ НУЖНА КУБЫШКА
Начнем с теории. Накапливая деньги, правительства и центробанки руководствуются простой логикой. В жизни случается всякое, и заначка нужна всегда. Когда доходы страны превышают расходы, логично откладывать часть суммы на будущее.
- Золотовалютные резервы - это инструмент, за счет которого Центральный банк может защищать экономику от внешних кризисов. В тяжелых ситуациях они обеспечивают выплату валютного долга, критический импорт, стабилизируют валютный рынок, - объясняют в пресс-службе Центробанка РФ.
Другими словами, этой заначкой можно пользоваться, когда наши доходы снижаются. Например, при падении цен на нефть, газ и другие товары, которые мы продаем за рубеж.
- Во время финансовых кризисов сильно падают цены на наши экспортные товары, происходит резкий отток капитала из стран с развивающимися рынками. В такое время нужны резервы в валютах стран, с которыми Россия ведет активную торговлю и в которых номинированы долги компаний, банков и государства. Это преимущественно доллары и евро, - объясняют в Центробанке.
Хранить эти средства нужно не в отечественной валюте, а в активах, которые ценятся по всему миру. Тем не менее геополитические риски оказались сильнее экономических. И хотя мы к ним готовились, полностью избежать потерь не удалось.
ДВА ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫХ РИСКА
С 2014 года, когда против нас объявили первые санкции, Банк России учитывал в своей политике два возможных вида кризисов. Первый - традиционный финансовый. Второй - геополитический. Чтобы противостоять последнему, нужны резервы, на которые не могут воздействовать санкции западных государств. Поэтому он несколько лет назад увеличил долю золота и китайского юаня почти до половины. Но можно ли было совсем избежать потерь?
- Эти типы кризисов требуют принципиально разной реакции, по-разному влияют на экономику и могут быть достаточно масштабными. Именно поэтому с 2014 года Банк России серьезно нарастил резервы. Сейчас они намного выше, чем у других стран с сопоставимыми экономиками. Расчет был на то, что при одном из сценариев оперативно воспользоваться золотом и юанями не получится - эти активы не очень ликвидны. А если реализуется геополитический риск, то будут ограничены возможности использования резервов в долларах и евро, и значит, необходим достаточный объем резервов в альтернативных активах, - пояснили в ЦБ.
То, что мы не можем воспользоваться нашими резервами, - плохо, но не критично. Во-первых, в заначке осталась половина средств. И это приличная сумма. Во-вторых, доходы бюджета в этом году превысят расходы. Без денег не останемся.
МОЖНО ЛИ БЫЛО ЗАЩИТИТЬСЯ?
Такая стратегия вроде бы кажется очевидной. Вывози валюту в закрома и держи ее в наличном виде. Тогда до нее точно не дотянутся западные санкции. Но это довольно проблематично. Простая аналогия - если у вас есть крупная сумма денег, вы вряд ли будете хранить ее только в наличном виде. Ведь в этом случае есть риск кражи. Да и неудобно. Расплачиваться безналом проще и быстрее. Так и с резервами государства. Часть накопленных долларов и евро мы, конечно, храним в наличности. Но на счетах были гораздо более крупные суммы.
Можно ли было сделать что-нибудь, чтобы часть золотовалютных резервов в долларах и евро не заморозили?
- Такого способа нет. Безналичная валюта всегда отражается на корреспондентских счетах в иностранных банках, и поэтому ее получилось заморозить. Но Россия применила, по сути, зеркальную меру. Ввела ограничение на движение капитала, запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и запрет на вывод ими средств из российской финансовой системы. Кроме того, выплаты по корпоративному долгу российских компаний и государственному долгу перед его держателями из стран, которые поддерживают санкции против России, будут проходить только с разрешения правительственной комиссии, - пояснили в Центробанке.
То есть в ответ на заморозку части российских резервов Россия также ввела ограничения на движения средств, которые могли бы перечислить в недружественные страны, на сопоставимую сумму. И предложила Западу простое решение: хотите получить назад свои деньги, разморозьте наши.
СТОИЛО НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ, А ТРАТИТЬ?
Критики действий правительства и Центробанка часто акцентировали внимание на том, что мы замораживаем наши резервы. Мол, надо больше тратить, а не экономить. Особенно сильно эти голоса зазвучали, когда половина денег «застряла» на Западе. Ведь если бы их удалось потратить на развитие наших производств и разработку новых технологий, с наступающим кризисом можно было бы справиться.
- Хранить резервы или потратить внутри страны - это все равно что не иметь их, остаться вообще без защиты. Так наша страна жила в 1992 - 1999 годах. Тогда она была открыта для внешних угроз, это был практически непрекращающийся финансовый кризис. Именно поэтому Центральный банк стремится накапливать резервы в хорошие времена и формировать их структуру таким образом, чтобы она позволила отреагировать на вызовы, - пояснили в Центробанке.
Если посмотреть на ситуацию с российскими резервами, то в последние годы они почти не росли. В ЦБ и правительстве определили, какая сумма нужна для финансового спокойствия. А все остальные деньги тратили внутри страны - на строительство дорог, социальную инфраструктуру и другие цели. Может быть, мы могли тратить и больше. Стала бы наша экономика от этого более развитой? Тоже возможно. Но это уже сослагательное наклонение.
А ЧТО В РБ?
ЗАНАЧКА ВЫРОСЛА
Белорусы предпочитают хранить сбережения в драгоценном металле.
По сравнению с российской заначкой, международные резервы Беларуси довольно скромные. Сейчас в закромах Нацбанка РБ лежит около восьми миллиардов долларов. Для примера, даже во время дефолта 1998 года, когда Россия объявила себя банкротом, в резервах Центробанка РФ было около двенадцати миллиардов.
В последние пять лет белорусская заначка выросла почти в полтора раза. Правительство планомерно накапливает средства, когда появляется такая возможность. Примерно половина резервов - это монетарное золото. Около трети средств хранится в иностранных валютах, в том числе в российских рублях.
Если переводить все резервы на одного жителя страны, на одного россиянина приходится в пять раз больше золота и валюты, чем на одного белоруса. В то же время на закрома сябров санкции не наложены.