САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Ты ня бей, стряла, добра молодца...»

В белорусском селе Столбун чудом сохранился обряд «Похороны Стрелы» Мы – фольклористы. Изучаем русскую, белорусскую и украинскую традиционную культуру. Песни, танцы, обряды, обычаи, промыслы – вот круг наших интересов. Мы не просто изучаем старину, но и «примеряем ее на себя». Разучиваем старинные песни, восстанавливаем крестьянский костюм, осваиваем ремесла. Множество организаций, артелей, ансамблей, сплоченных общей идеей, объединены в Российский фольклорный союз…

В белорусском селе Столбун чудом сохранился обряд «Похороны Стрелы»

Мы – фольклористы. Изучаем русскую, белорусскую и украинскую традиционную культуру. Песни, танцы, обряды, обычаи, промыслы – вот круг наших интересов. Мы не просто изучаем старину, но и «примеряем ее на себя». Разучиваем старинные песни, восстанавливаем крестьянский костюм, осваиваем ремесла. Множество организаций, артелей, ансамблей, сплоченных общей идеей, объединены в Российский фольклорный союз… Сегодня уже никто не помнит, как всплыло это название – село Столбун Ветковского района Гомельской области. Но в 1998 году участницы московского ансамбля «Народный праздник» впервые приехали в Столбун, чтобы записать чудом сохранившийся обряд «Похороны Стрелы». Вскоре москвичи стали настоящими друзьями столбунских жителей, вместе с бабушками восстановили сельскую церковь.
Ситуация в Столбуне уникальна. «Похороны Стрелы» – единственный обряд такого масштаба, сохранившийся на сегодняшний день во всем славянском мире. Весенний аграрный праздник, который на Вознесение Господне отмечают всем селом, – такого уже больше нет нигде!
Ночь на поезде – и словно переносишься в другой мир. Именно это почувствовали все мы, в очередной раз отправляясь в Столбун. На вокзале в Гомеле мы арендовали роскошный микроавтобус, обитый изнутри бархатом и оснащенный телевизором, который вещал об успехах белорусской милиции, и отправились в путь.
За окном непривычно для нашего глаза мелькали аккуратно возделанные поля и новенькие коттеджи. Потом радость сменилась щемящей грустью. Мы въехали в зону отселения, пострадавшую в апреле 1986 года. Яркие треугольные знаки радиоактивного загрязнения маркируют все повороты от основной трассы налево и направо. Проскочили поворот на деревню Громыки. Именно из нее родом министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко. Ныне деревня мертва.
Но вот зараженная территория кончилась, и на гигантской проплешине, в обрамлении сосновых лесов, открылся Столбун.
Что больше всего поражает в современном белорусском селе помимо ровного асфальта, пожарной сигнализации в каждой избе, фликеров в сельском магазине, пешеходных дорожек, библиотеки – так это обилие живности. Гуси гогочут, петухи кричат, коровы ревут, на каждом шагу пасутся лошади. Сразу чувствуется: деревня жива.
В пойме речки Столбунки – Вдовий ключ. Кованые металлические кресты, оградка, кружка на цепочке. По преданию, сделали его вдовцы, а чистят – вдовы. Сильное впечатление произвело на нас столбунское кладбище, «кладовьё». Вечерело. Огромные кресты стояли среди кустов пышно цветущей рябины, и все они как один были убраны белоснежными расшитыми рушниками. Поскольку крест антропоморфен, казалось, что не кресты, а сами предки молча и торжественно стоят в голубых сумерках.
Мария Лаврентьевна (Лавриновна, как тут говорят) Зуева, хранительница традиций, зовет нас в хату, накрывает на стол и произносит заздравный тост. Хозяйка предваряет трапезу молитвой «Отче наш...» и заканчивает ее такими словами: «...но сбави нас от лукаваго, пашел он вон!» Вообще, Лаврентьевна обращается к Богу просто, как к родному отцу: «Уж прости Ты нас, Гхосподи! Надоели мы Табе хуже горькой редьки!»
После трапезы идем прогуляться по селу. Встречаем несколько молодых женщин, отдыхающих на скамейке в тенечке.
– День добрый, со святом! Пойдете завтра на Стрелу? – спрашиваем мы.
– Мы бы рады, но завтра рабочий день. Мы в школе работаем, учителями. Детишки уже на каникулах, а у нас еще работы много. Поговорите с директором, может, он нас отпустит? Мы бы на Стрелу попасть хотели!
Конечно, мы пошли в школу замолвить словечко. Я много перевидал сельских школ в России и на Украине. Как правило, это большая изба, иногда в два этажа. Маленький учительский коллектив, где все друг друга знают (и мы, понадеявшись на то, что школа будет маленькая, даже имен у тех женщин не спросили). В Столбуне мы увидели большое современное четырехэтажное здание. Директор удивился нашей просьбе:
– Я то, конечно, отпущу, но за кого вы просите? У нас педколлектив – 50 человек…

Праздник традиционно начинается в храме Божественной литургией на Вознесение Господне – Ушестье по-здешнему. Потом Крестный ход и молебен о ниспослании дождя и даровании урожая. Прихожане возвращаются домой и через полтора часа, отобедав, выходят на «Стрелу».
Гулянье начинается одновременно на разных концах села. Я был распределен в группу, отслеживающую «Стрелу» от дома Марии Лаврентьевны. Моя задача – фиксировать обряд на фото и видео, но главное – не мешать. Обряд исключительно женский (как почти любой обряд в славянской традиционной культуре), мое место – на обочине.
Звучат стрельные песни. Пять бабушек водят маленький хороводик посреди деревенской улицы. Из бокового проулка парочками в нарядных кофточках под руки выходят новые жительницы, они тоже поют, но в другом, своем ритме. Полифония и полиритмия кружат голову.
Звук стрельных песен – высокий, словно птичий.
Хоровод распадается, и бабушки выстраиваются рядами. Идут один за другим, как солдаты на параде. Только не маршем и не в ногу, а сцепившись руками под локоток. Наша группа выходит на главную площадь Столбуна.
А с другого, западного, конца села навстречу нам уже с песней движется другой хоровод. Звучание песен причудливо переплетается. Переплетаются в общий хоровод и все участники праздника. Они уже с трудом умещаются на площади. Говорят, еще совсем недавно «хоронить Стрелу» выходило до 700 человек. Хороводы были – один в другом, другой в третьем…
«Ты ня бей, стряла, добра молодца...» – эта песня охранная. Столбун стоит на открытом месте, до леса далеко. Так что «молоньи», молнии, в пору майских гроз – реальная опасность. Даже узор деревянной резьбы на столбунских наличниках называют тут грозовыми расколами. Старожилы рассказывают, как однажды молния расколола телегу пополам, убив всех, кто в ней находился.
А меж тем хоровод рассыпается, и Стрела идет на поля. На кромке посеянного жита поется еще один цикл стрельных песен. А потом бабушки зарывают в землю монетки, «шоб зямля родила», и расходятся по домам. Они верят, что обряд приносит дождь или, если надо, сушь.
В доме Марии Лаврентьевны – застолье. Москвичи и белорусы из Ветки и Гомеля поднимают стаканы с самогоном за Стрелу.
Сестра Марии, Аксинья, знаменитая рассказчица, потихоньку завладевает нашим вниманием. Она рассказывает: «У Ноя было 24 сына – 12 видимых и 12 невидимых. Невидимые – великаны, еще их называют Добродеи. Добродеи и в Столбун приходили, но в прежние времена. А сейчас Добродеи не показываются, потому что земля стала заклятая». После всего пережитого мы уже готовы поверить в Добродеев, тем более что о земле она правду сказала.

Захар МУХИН

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Экзамен сдан на "отлично". Что известно о системе "Орешник"

Увидев видео с залпами по Днепропетровску, спецы со всего мира гадали, что это было? Что за неизвестный зверь? Теперь знают. И стало еще страшнее.

МНЕНИЯ

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

Столицы России и Беларуси занимают почётные места в мировых рейтингах

Валерий Чумаков

Всему на свете когда-то неизбежно наступает конец. Вот и русофобия, судя по многим параметрам, постепенно теряет популярность даже в самых недружественных странах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также