Гарантия на здоровье
Каждый россиянин, столкнувшись с проблемами со здоровьем, рано или поздно задает себе вопрос: что может гарантировать ему государство? Сегодня можно с уверенностью сказать, что российское здравоохранение живет по двойным стандартам. С одной стороны, Конституция РФ �(статья 41, часть 1) �гарантирует �каждому гражданину право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных или муниципальных лечебных учреждениях. А с другой стороны, уже 13 лет в стране действует постановление правительства, разрешающее государственным и муниципальным учреждениям заниматься лечением больных на коммерческой основе.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что российское здравоохранение живет по двойным стандартам. С одной стороны, Конституция РФ �(статья 41, часть 1) �гарантирует �каждому гражданину право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных или муниципальных лечебных учреждениях. А с другой стороны, уже 13 лет в стране действует постановление правительства, разрешающее государственным и муниципальным учреждениям заниматься лечением больных на коммерческой основе. В результате такой коллизии уже никто из россиян (включая даже высокопоставленных чиновников) не может четко определить, на какие виды медицинской �помощи �можно рассчитывать на бесплатной основе, а за какие услуги в случае необходимости придется заплатить.
Общественные организации, которые выступают с требованием �полного запрета на коммерческую �деятельность в муниципальных и государственных медучреждениях, и некоторые депутаты Госдумы �уже не первый год пытаются докопаться до истины. �В частности, еще в 1999 и 2002 годах группа депутатов Госдумы отправила запрос в Конституционный суд о правомочности предоставления платной помощи в муниципальных и государственных учреждениях. Однако однозначных разъяснений от судей получено не было.
«Конституционный суд не дал четкого ответа по этому вопросу, хотя и указал на присутствие проблемы в данном вопросе», – �рассказывает доцент юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Михаил Ковалевский, давно занимающийся правовым анализом в здравоохранении. Судьи, по мнению юриста, �не хотят сами кардинально решать эту проблему и ждут соответствующего действия от правительства. Председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский уверен, что правительству выгоднее сегодня именно отменить свое устаревшее постановление, не доводя разбирательство до Конституционного суда.
В конце прошлого года Независимый институт социальной политики совместно с «Левада-центром» провел исследование, которое выявило, что лишь 30 процентов от опрошенных россиян смогли воспользоваться своим законным правом на получение бесплатной помощи. Остальные 30 процентов пациентов оплачивали медуслуги в кассе учреждения, 17 – давали деньги в руки врачу во время амбулаторного лечения, а 23 процента – в стационаре. Примечательно, что только 7 процентов опрошенных врачей считают, что деньги с пациентов брать нельзя. Остальные же 93 процента �эскулапов оправдывают свои действия недостаточным финансированием отрасли, что подтверждают и статистические данные: по словам начальника отдела приоритетных национальных проектов Росздравнадзора Евгения Никонова, медицина сегодня недофинансирована как минимум в 2,5 раза. «На фоне такого дефицита денежных средств каждый главврач вынужден самостоятельно добывать средства к существованию, и делает он это исключительно за счет пациента», – говорит он.
«Врачи вынуждены идти на такие меры из-за того, что средств из бюджета не хватает ни на содержание здания, ни на закупку современного оборудования и лекарств, – подтверждает мнение представителя Росздравнадзора генеральный директор госучреждения «Микрохирургия глаза» им. академика Федорова Христо Тахчиди. – �Могу привести пример: себестоимость операционного лечения катаракты составляет 20 тысяч рублей, а система обязательного медстрахования перечисляет нам за это лишь 3,5 – 4,5 тысячи рублей».
Понятно, что такое �противостояние «врач – пациент», где каждая сторона считает себя правой, может продолжаться бесконечно и без�«указа сверху» не разрешится никогда. В правительстве, видимо, поняли всю остроту проблемы и прописали в главном «медицинском» документе – Концепции развития здравоохранения до 2020 года – государственные гарантии на бесплатную медпомощь.
На первом публичном обсуждении концепции, состоявшемся на днях в Минздравсоцразвития, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Дроздова назвала разработку госгарантий «революционным путем отечественного здравоохранения». Документ, в случае его принятия, будет гарантировать россиянам право на бесплатное получение первичной помощи по месту жительства, скорой помощи, а также бесплатное�лечение в стационаре. А к 2015 году все пациенты российских больниц смогут на тех же условиях �получать и реабилитацию после перенесенных болезней.
Несмотря на кажущуюся победу пациентов, некоторые эксперты ставят под сомнение столь громкие заявления Минздравсоцразвития. «Мы давно говорим о необходимости составления подробного списка бесплатных услуг, на которые может рассчитывать гражданин, – рассказывает �Александр Саверский. – Однако презентованный в министерстве документ не отвечает нашим требованиям, так как еще не содержит такого перечня, который заменен обтекаемыми формулировками «гарантия на первичную помощь», «гарантия на �скорую помощь» и «гарантия на лечение в стационаре».
Концепция развития российского здравоохранения до 2020 года находится сегодня на стадии обсуждения. Возможно, чиновники все-таки расширят ее подробным перечнем гарантированных бесплатных услуг. До этого же времени россиянам при обращении к медикам �придется всегда держать наготове кошелек с кровно заработанными, опровергая тем самым утверждение, что здоровье не купишь.
Алена ХРОМЫХ