Цитадель одолела «Сатану»
Директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк рассказал «СВ» о ее защитниках и о фильмах, которые в ней снимали
ПУГАЮЩИЙ ЭКСПОНАТ
На союзной выставке - «Оборона Восточного форта» - есть страшный экспонат. Это макет бомбы «Сатана», которую немцы сбросили на защитников форта 29 июня 1941 года.
- Где он находится?
- В последнем зале. Это новодел. В ночь на 30 июля фашисты планировали поджечь форт мазутом, но остановились на бомбе. 29 июня 1941-го пять боевых немецких самолетов совершили шесть прямых попаданий бомбами весом пятьсот килограммов. Но сопротивление гарнизона не сломили. И в этот же день снова атаковали. Семь самолетов сбросили фугасную бомбу «Сатана». Ее вес был под 1800 килограммов, длина - 3,5 метра, диаметр - 660 миллиметров, радиус повреждения - 180 метров. «Сатана» попала в угол внешнего вала Восточного форта. Ее макет установили в последнем зале, как символ того, какую силу, мощь приходилось применять, чтобы сломить сопротивление защитников Брестской крепости. В тот день на форт сбросили 23 авиационные бомбы!
- Об этом младшее поколение наверняка не знает. Планируете заниматься просветительской работой?
- Мы уже делаем это. У нас есть молодежно-патрио-тический центр на территории Кобринского укрепления, в штабе бывшего 125-го стрелкового полка. Его открыли
в 2019 году. Школьники приезжают туда на 10 - 12 дней со всей Брестской области. Они занимаются военной подготовкой, посещают экспозиции. А также встречаются с воинами гарнизона, офицерами. Те проводят с ними гражданско-патриотическую работу. Планируем на базе областного центра создать республиканский, идею уже поддержал Александр Лукашенко. Хочу, чтобы ребята из России и, дай бог, Украины приезжали к нам в крепость, дружили и смотрели вместе в будущее. Будет здорово, если дети прочувствуют в «одном кругу», как их прадеды защищали в 41-м свою землю.
УНИКАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ
В Форте № 5, обустройством которого занималось Союзное государство,
и в других сооружениях не раз снимали фильмы о войне.
- Довелось ли увидеть, как работают актеры
в стенах, которые столько пережили?
- В 2010 году присутствовал на съемках патриотической драмы «Брестская крепость». Правда, тогда я был начальником управления культуры местного облисполкома. Александр Котт задействовал в основном западную
и центральную территорию Кобринского укрепления. Построил декорации Холмских ворот и моста.
- Они сохранились?
- К сожалению, нет. Были мысли оставить мост. Но новоделы на территории крепости недопустимы, поэтому все декорации сняли. А дерево отдали тем, кто помогал в строительстве. Нам досталась только труба главного героя Саши Акимова. Она сейчас в экспозиции «Музей войны - территория мира».
И гимнастерки героев там же.
- Какие еще картины тут снимали?
- За время истории мемориального комплекса здесь сняли 54 документальных фильма. Из художественных - «Бессмертный гарнизон», «Дочь командира», «Битву за Москву», «Я - русский солдат».
НАГРАДЫ
ЧТОБЫ БОЛЬ НЕ ПОВТОРЯЛАСЬ
В прошлом году президент Владимир Путин отметил Григория Бысюка орденом «за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами России
и Беларуси».
- Где храните награду?
- Я еще не получил ее, но указ прочитал. Очень признателен главе государства за оценку труда, в какой-то степени - моего, но на деле - всего нашего коллектива. Не только нынешнего, но и тех, кто работал в предыдущие годы. Храним историю Брестской крепости, героизма нашего народа. Делаем все возможное, чтобы память сохранялась, а боль не повторялась. Хочется вспомнить строчки Роберта Рождественского: «Это нужно - не мертвым! Это надо - живым!»
ДНЕВНИК ИЗ ПЛЕНА
КАРАНДАШОМ НА КЛОЧКАХ БУМАГИ
Родственники оборонявшихся героев приносят бесценные свидетельства тех событий.
- Какое послание запомнилось?
- Пишут много. Стараемся поддерживать связь с детьми и внуками защитников цитадели. К сожалению, в живых не осталось ни одного из героев. В прошлом году не стало Петра Котельникова. Кстати, он в последние годы жил в Москве с детьми. Мы благодарны россиянам, которые с большими почестями провели его похороны. Очень запомнились разговоры и встречи с нашей Валентиной Кокоревой-Четверухиной. Она, кстати, участница и советско-финской войны. Получила медаль «За Отвагу», была военврачом третьего ранга в госпитале Брестской крепости. Родила ребенка в плену от нашего офицера. Расписались они в 1946 году. Из-за того что оба были захвачены нацистами, ни в Ленинграде, ни в Москве им жить не разрешили. Пришлось поселиться в Ленобласти.
С дочкой на руках Валентина прошла пять лагерей. Писала стихи и прожила 104 года. К ее столетию власти региона издали поэтический сборник. Я читал его, стихи очень красивые. В них есть любовь к жизни, земле, стране, родным и близким. Валентина Александровна прошла две войны, плен и сохранила все это в себе. Оптимизмом поддерживала пленных. Говорила: «Хмурые до ста не доживают». На таком примере можно учиться.
- Так и сделаем. Наверное, нашли и другие дневники?
- В 2010 году мы узнали о Сергее Передельском. Он не участвовал
в обороне крепости, был помощником командира пулеметно-артиллерийского батальона 62-го укрепрайона. Держал оборону несколько дней, попал в плен. Прошел лагеря, в том числе Бухенвальд, но остался жив. В плену вел дневник. Внук передал воспоминания. Я читал оригинал, он меня сильно тронул. Нам, людям, которые этих ужасов не видели, сложно представить, как встречали врага, какие испытания перенесли в немецких лагерях, сохранив любовь к жизни и родным. Мне это сложно передать словами, а у него прекрасно получилось. Дневник написан великолепным литературным языком. Почерк у него был изумительный. Писал карандашом на клочках бумаги. Он вспоминал жену, которая перед началом войны тоже оказалась на границе. У них уже было две дочки: Галя и Ира.
- Где застала война ваших родителей?
- В 1941-м они были детьми. Отцу было двенадцать, маме шел одиннадцатый год. Война застала их в деревне недалеко от Бреста. Сначала все подумали, что началась гроза. Но потом через деревню прошли немцы. В доме поселился фельдфебель, а родители жили в хлеву…