Протоиерей о. Александр:
«История – в лицах наших предков, а не в портретах вождей» С отцом Александром, настоятелем прихода Преподобного Серафима Саровского и руководителем паломнического отдела Минской епархии, мы познакомились в московском Манеже, где проходила традиционная церковно-общественная выставка «Православная Русь». Высокий, статный, светловолосый, с голубыми глазами и добрым взглядом – он сразу притягивал к себе и располагал для откровенной беседы.
С отцом Александром, настоятелем прихода Преподобного Серафима Саровского и руководителем паломнического отдела Минской епархии, мы познакомились в московском Манеже, где проходила традиционная церковно-общественная выставка «Православная Русь». Высокий, статный, светловолосый, с голубыми глазами и добрым взглядом – он сразу притягивал к себе и располагал для откровенной беседы. Несмотря на его молодость, с ним хотелось поделиться самым сокровенным. Это тот самый классический тип батюшки, которого хотел бы встретить каждый прихожанин, нуждающийся в добром слове и мудром ответе. Не жалея времени, а его всегда мало у приехавшего на пару дней в Москву, он беседовал со всеми, кто обращался с вопросом. Впрочем, все, кто в те ноябрьские дни заглянул в Манеж, получили свою порцию тепла, доброжелательности и внимания. В рамках форума прошла уникальная акция «Задай вопрос священнику». Здесь каждый мог побеседовать со служителями Церкви на любую интересующую его тему. А у тех, кто наблюдал за этим общением со стороны, невольно рождалась мысль о том, что Слово так же значимо в наши дни, как и кусок хлеба за столом. Этот форум останется навсегда в памяти его участников еще и потому, что это было одно из последних появлений Святейшего Патриарха Алексия II на таком масштабном мероприятии. Вторая встреча с отцом Александром состоялась уже в редакции «СВ», куда мы пригласили нашего гостя на чай с бубликами, и получили незамедлительно его доброжелательное согласие.
– Отец Александр, спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в редакцию. Для начала поделитесь своими впечатлениями: чем полезно было для вас участие в ежегодном форуме «Православная Русь»?
– Белорусский Экзархат третий год принимает в нем участие. По большому счету, «Православная Русь» стала всеправославным форумом, где все участники Русской православной церкви имеют возможность представить себя и рассказать о той жизни, которая прошла в течение года. Этот форум проходил под знаком Года семьи. Памятно, что Святейший Патриарх лично вручил награды многодетным семьям города Москвы. Это говорит о том внимании, которое сегодня уделяет церковь вопросам семьи, чтобы наш народ приумножался и чтобы дети воспитывались в православных традициях.
– Наша газета, как и телевидение Союзного государства, регулярно публикует материалы на тему детского сиротства и беспризорничества. Мы отслеживаем эту проблему, поскольку само существование ее в государстве с православными традициями неприемлемо. К сожалению, ситуация в России хуже, чем в Беларуси. Как вы считаете, что могут сделать общество и церковь для того, чтобы детей-сирот у нас было меньше? Я знаю, что в рамках форума прорабатывались некоторые направления, в частности воспитание детей-сирот в монастырях. Ваша точка зрения на эту серьезнейшую проблему?
– Я, как настоятель прихода одного из крупных районов города Минска, сам долгое время занимался и занимаюсь с воспитанниками школы-интерната детей-сирот. Когда эта работа только начиналась, мне казалось, что достаточно просто создать условия для развития детей, наладить общение сирот с детьми из нормальных семей. Но на самом деле ситуация оказалась намного сложнее. Сама постсоветская система направлена на создание в первую очередь материальных условий, которые компенсировали бы семью. Но такой подход дал совершенно обратный результат. Ведь дети считали, что они заслужили такое отношение, и просто ожидали подачек в виде подарков. Особенно это было заметно в процессе работы со шведами. Дети с нетерпением ждали приезда шведских благотворителей – из-за подарков. И вот такое – пусть детское, но все же потребительство – меня просто шокировало. Ведь это не компенсирует воспитания.
На сегодняшний день у меня в приходе проводится работа уже с выпускниками интерната. Они выросли за 10 лет, стали создавать свои семьи. Так вот мы создаем условия, чтобы дети выпускников имели возможность получать какие-то навыки, обучаться ремеслам, для чего приглашаем специалистов и проводим мероприятия. Церковь всегда преследовала цель воспитания достойного гражданина общества. А для этого надо, чтобы человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, не чувствовал себя всеми брошенным и знал, что и государство, и церковь взяли на себя попечение и помогают ему встать на ноги. Но и от него ждут встречных усилий.
– Вы обозначили такой неожиданный аспект этой тяжелейшей проблемы. Обеспечить материально – еще не значит вырастить порядочного человека и достойного гражданина. А уж взлелеять тонкую и высокую душу – тем более… В нормальных семьях, где есть папа и мама, порой о душе-то меньше всего в последнее время думают. Думают прежде всего о том, чтобы у ребенка был Интернет, современные средства связи и передвижения и прочее. Если вы помните, в Приветствии Президента РФ Дмитрия Медведева форуму была такая редкая строка – о родительской ответственности за детей. Мы ведь продолжаем говорить об ответственности государства, теперь – Церкви. А как же ответственность родителей, которые одного-единственного сына иногда не могут воспитать достойно?
– В Приветствии Президента России как раз об этом говорилось: форум в числе других задач должен обратить внимание на родительскую ответственность в семье. Ведь в нормальных семьях тоже очень много проблемных детей. Но и здесь без Церкви не обойтись. Усилия всех должны быть направлены на создание воспитывающей атмосферы – дома, на улице, в школе. Мы еще только пытаемся объединить наши усилия.
Что касается семьи, здесь самое важное – сохранить культуру общения родителей с детьми. На уровне своего прихода я часто сталкиваюсь с такой проблемой – ребенок до определенного возраста посещает воскресную школу, молится на службах, но когда исполняется 14-16 лет, он вдруг резко меняется. Может сбежать из дому, а родители разводят руками – как это могло произойти? Это происходит тогда, когда в семье существует разрыв между жизнью церковной и обычной. И дети, находясь в семье, болезненно чувствуют этот разрыв между наставлениями взрослых и их реальными поступками. И вторая причина – мы мало разговариваем с детьми. Эта вечная забота, как заработать деньги, как содержать семью – она перекрывает то, что детям нужно от нас, – внимание. А ребенок, если не находит в семье ответы на вопросы, начинает искать их в другом месте. Дети чувствительны к нашему лицемерию и двойным стандартам в жизни: одно на словах, а другое – на деле, в поступках.
– Здесь важен еще такой момент. Очень здорово, если вдруг человек подрастающий или находящийся в переходном возрасте найдет в лице взрослого – отца, учителя, священника – того человека, которому можно задать любой вопрос. О чем, как правило, прихожане спрашивают вас?
– Как правило, человека приводит в церковь какая-то жизненная проблема. Спрашивают, например, как помочь супругу, если он выпивает, как вернуть ребенка в семью? И эти вопросы составляют где-то около 70 процентов. А остальные касаются духовной жизни. Проблема в том, что многие люди жизнь церковную рассматривают прагматично: если я посещаю церковь, читаю молитвы, то Бог должен хранить меня и помогать мне. Если человек не получает какого-то внутреннего удовлетворения, мир в сердце отсутствует, он начинает внутренне разрываться и искать ответа. А ведь христианская жизнь заключается в том, чтобы исполнять заповеди – «Возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя». Так и в Евангелии сказано: «Как ты хочешь, чтобы люди с тобой поступали, так и ты поступай с ними». А вот это как раз самое сложное.
– А у вас в Беларуси поднимается вопрос о приобщении детей-школьников к знанию православной культуры, к знанию церковных традиций? Как решается эта проблема в республике?
– На сегодняшний день Церковь и государство работают в рамках того Соглашения, которое существует между церковью в Беларуси и Министерством образования. В любой школе есть возможность организовать факультативные курсы, на которых рассматривалась бы жизнь церкви, история церкви. И это потихонечку входит в жизнь. К сожалению, не хватает достойных преподавателей. Зачастую люди, которые раньше преподавали атеизм, сегодня берутся преподавать Закон Божий. Это не совсем правильно. Пока такую работу мы стараемся проводить в отдельно взятых приходах при наличии образованных священников, которые помимо службы могли бы взять на себя это попечение.
– А насколько популярны в Беларуси воскресные школы?
– Воскресные школы работают при каждом приходе. Я могу сказать, что в моем приходе обучается от 150 до 200 учеников. Созданы группы по возрастам. И мы стараемся, чтобы преподавание велось не скучно, а чтобы была какая-то игровая практика, поездки по святым местам, чтобы наши воспитанники осознали, что культура церковная неразрывно связана с обычной жизнью человека.
– У нас, к сожалению, иногда считается, что если свыше будет дана команда, то во всех школах появится Закон Божий. Отсутствие качественного преподавания наверняка было бы не на пользу духовному воспитанию. В Беларуси, по вашим словам, это решается весьма деликатно. Что еще могло бы сделать «взрослое» общество для правильного воспитания и своих детей, и будущих граждан?
– Мы очень много говорим о том, что наши дети не знают историю, в том числе и историю наших народов – близких, славянских народов, и культуру нашу православную. Но ведь есть еще и начальный уровень образования – знакомство с историей своего рода. Если ребенок не знает своего рода, своих корней, о чем много говорилось на форуме, тогда он не понимает и нашей истории. Для него история – это нечто абстрактное. Изучение истории должно быть через своих близких – дедушек, бабушек.
Мне кажется, что за годы самостоятельной жизни России, Беларуси, Украины и других стран бывшего Советского Союза обозначился ряд проблем. Одна из них в том, что люди стали отворачиваться от своего прошлого. Особенно это проявляется на Украине. Взять хотя бы вклад украинского народа в Великую Победу – он был огромен. А сегодня, смотришь, ветераны предаются либо полному забвению, либо, наоборот, их пытаются в чем-то обвинить. А те украинцы, которые вместе с немцами убивали, творили беззаконие, начинают преподноситься как герои. В России тоже есть попытка разделить историю на красную и белую. В Беларуси я такого не замечал. Как бы там ни было – все мы часть этой истории. Советское прошлое – это то, что проживали наши отцы, деды, прадеды. И то, что было до Советской власти, – это тоже наша история. Надо ее знать и относиться к ней с уважением, как и к нашим предкам.
– Сейчас модно восстанавливать родословные – как правило, по старинным церковным спискам: в церковных документах бережно переписывались все появившиеся и умершие члены семьи из поколения в поколение, из века в век. К сожалению, за годы советской власти эта связь была нарушена. И наши дети с трудом восстанавливают то, что было утрачено. А если вспомнить еще период репрессий, сколько людей бесследно исчезли… До сих пор не рассекречены многие документы. Насколько важно восстановить эту цепочку связи с поколениями? Семья через знания и реликвии рода может передать по наследству живые эпизоды истории, понимание истории нашей страны?
– Конечно, может. И надо использовать любую возможность, чтобы восстановить истинные факты из истории своего рода. Наша история должна быть в лицах наших предков, наших близких, а не в портретах вождей. Мне самому было бы интересно узнать о своей семье. Но, к сожалению, есть большие затруднения получить эту информацию. Например, мой дед выехал из Винницкой области, когда на Украине был голодомор, и переселился в Минск. Мои тетки говорят, что где-то там есть наша деревня. Мне хотелось бы там побывать, но не знаю, смогу ли я добраться, найти тех людей, которые пусть и дальние, но родственники.
– Чтобы задать свой следующий вопрос, я процитирую слова Святейшего Патриарха Алексия II о прошедшей в Москве выставке «Православная Русь»: «Выставка, ставшая международным церковным форумом, поможет нам укрепиться в мысли бережно хранить единство Святой Церкви и мир между единоверными народами». Мы знаем, что сегодня, к сожалению, в мире единоверных народов не все так гладко. Как вы считаете, что поможет преодолеть эти трудности? Есть ли надежда на то, что православный мир будет укрепляться, а не разветвляться?
– Единство Русской православной церкви будет укрепляться в том случае, если церковь, по крайней мере в политических вопросах, будет себя отделять от действия тех или иных политиков. С возрастанием роли России меняется и отношение к Церкви. Я думаю, что со временем этот процесс приведет к тому, что Русская церковь сможет выражать и волю, и чувства многих людей, наших единоверных братьев, как это было всегда.
– На выставке вы находились рядом с нашими братьями с Украины. Ваше ощущение – мы по-прежнему являемся единой семьей или наши дороги направлены в разные стороны?
– На Украине по-прежнему нас очень тепло встречают. Мне кажется, не надо поддаваться панике, а просто жить церковной жизнью, молиться в церковных храмах, стараться, чтобы и у руководителей государств не создавались конфликты.
– Была ли на этом знаковом форуме затронута тема межконфессиональных отношений? Как православный мир должен выстраивать свои отношения с другими конфессиями?
– Если посмотреть историю Православной церкви, она может дать вам правильный ответ на этот вопрос. Пример Святой Земли. Сколько столетий этой землей управляли мусульмане, и тем не менее Православная церковь находилась в мире с представителями ислама. В Палестине, например, можно встретить много семей, где есть смешанные браки мусульман и христиан. Ведь православные – люди терпимые. В Беларуси меня сегодня радует позиция государства. В определенный момент было принято решение и внесены изменения в закон о религиозных организациях. Были выделены основные конфессии, которые существовали, – православная, католическая церковь, мусульмане и иудеи. И с этими основными конфессиями государство ведет нормальный диалог. Все же остальные, например протестанты, должны доказать, что своими действиями они не создают проблемы в обществе. Если говорить о той политике, которая у нас в государстве проводится, я могу сказать, что она лишена какого-то националистического смысла.
– На выставке было представлено очень много литературы, в том числе и детской. Вам удалось полистать эти издания, которые сейчас печатаются для детей? Что вы можете об этом сказать?
– Меня радует, что издания белорусского Экзархата очень много внимания уделяют как раз подготовке и тиражированию книжек для детей. Радует, что в этих книжках рассматриваются вопросы истории церкви, истории государства в целом. Радует, что издательства стали перепечатывать старые книги, дореволюционные, в которых представлена история Российского государства. Все это направлено на то, чтобы человек почувствовал себя частью этого народа, частью этой истории. Есть многое, чем мы можем гордиться. Не стоит просто на веру воспринимать то, что на Западе все хорошо. На самом деле и сама Россия всегда несла свет Европе. Множество тому примеров, когда представители культуры русской были почитаемы во всей Европе благодаря ее высокому духовному уровню.
– Нам действительно есть чем гордиться, и важно помнить позитивные моменты нашей истории. Но как вы считаете, надо ли знать правду и о ее негативных страницах? Юношество сейчас очень интеллектуально, оно имеет массу источников информации. На мой взгляд, любое замалчивание, приукрашивание того, что было, работает на недоверие молодых – они хотят знать свою историю во всех ее проявлениях.
– Я с вами согласен. Сама правда никому еще вреда не принесла.
А если молодой человек чувствует лицемерие в обществе относительно того или иного явления, он, как и все, начинает подстраиваться под ту позицию, которая сегодня выгодна. Этот выбор тоже лицемерен, неискренен, и никому пользы от него не будет – ни человеку, ни обществу. Это такие вот тонкие вещи. Но здесь важен вопрос наставника, который способен все это объяснить. Личная позиция, если она искренна, продуманна, она всегда воспринимается правильно. Но очень важно понимать, что молодежь до определенного возраста какие-то вещи воспринимает не с позиции логики, морали, а больше поддаваясь эмоциям. И порой они не могут с этим внутренним чувством разобраться. Здесь как раз важно присутствие мудрого наставника. Кроме того, для каждого определенного возраста должна быть своя литература. Если этого будут все придерживаться, думаю, никаких проблем во взаимоотношениях поколений не возникнет.
– Отец Александр, мы уже говорили о том, что молодого человека воспитывают семья, школа, история, традиция. Но ведь и искусство тоже? Банальный вопрос – о пошлости массовой культуры. Но ведь и на него надо давать ответ. Особенно когда воспитываешь детей…
– Искусство, как и слова песни, должны настраивать человека на какое-то доброе отношение к жизни. У меня у самого трое деток в семье. Мне радостно, что те песни, которые я в своем детстве слышал, я спокойно могу давать слушать им.
– А как вы своим детям помогаете определиться в том, что стоит слушать, а что нет? Как вы учите выбирать то, что полезно для души?
– Я придерживаюсь такой позиции, что надо давать качественные вещи слушать. И здесь необходимо с детьми беседовать и объяснять, почему мне это нравится. Меня радует, что старшая дочь слушает те же группы, которые я в свое время слушал. Из советской эстрады мы с удовольствием слушали «Машину времени», группу «Алиса». Из зарубежных исполнителей – Queen. Из нашей эстрады – «Песняров». Радует, что возрождается белорусская эстрада. Я и сам с удовольствием бываю на концертах и «Песняров», и «Сябров». И мне кажется, сегодняшний вред культуре молодежной прежде всего наносит то, что люди совершенно не думают, о чем они поют. И навязывают вульгарную упрощенную модель жизненного поведения. Без ответственности перед выбором.
– А выбор этот рано или поздно делает каждый из нас… К вопросу о вашем жизненном выборе. Я уже знаю, что вы собирались стать военным, учились в суворовском училище. Что случилось в вашей жизни, что вы посвятили себя служению Господу, Церкви православной?
– Мой выбор произошел во многом благодаря моей бабушке. Сколько себя помню, я всегда видел ее стоящей около иконки и молящейся, как я понимаю теперь, за всю нашу семью. И это в то время, когда в Беларуси даже во время Пасхи выставлялись кордоны, чтобы не пустить людей в церковь. Тем не менее она до конца своих дней посещала церковь. Я окончил суворовское училище, потом еще в Риге учился. Когда приезжал, с какой любовью бабушка меня встречала! Был такой случай. Я очень любил книги читать. И вот однажды сидел, читал, а ей очень хотелось со мной поговорить. И вдруг она говорит: «Если ты любишь так читать, стал бы священником». Тогда я пропустил это мимо ушей. Меня привлекала карьера военного. Но потом произошел какой-то внутренний перелом. После возвращения домой я решил временно потрудиться и устроился работать в приход. И каким-то обычным образом пришло решение, что надо дальше идти по этому пути.
– Отец Александр, мне хочется от всех наших читателей пожелать вам успехов на этом пути. Спасибо вам за ваши очень откровенные ответы. Я думаю, все, что вы нам сегодня рассказали, – это еще одна ступенька к пониманию между общественностью и миром церковным. Надеюсь, что вместе мы будем трудиться во благо и возрождение нашего Отечества.
– Всем читателям газеты «Союзного вече» – всяческих благ и процветания. Храни вас Господь!
Беседовала
Татьяна ХУДОБИНА