Юлия Новицкая: Не позволим диктовать условия
Жена космонавта – о сотрудничестве на МКС в условиях санкций
Сотрудничество на МКС возможно только после отмены санкций. Об этом заявил Дмитрий Рогозин, получив ответы от иностранных партнеров на обращение с требованием отказаться от рестрикций против предприятий ракетно-космической отрасли. «Мы были первыми в космосе и не позволим кому-то диктовать, как нам себя вести, как и с кем работать» - заявил глава Роскосмоса.
Судьба станции под вопросом. А точнее, сроки завершения сотрудничества на МКС.
По словам Рогозина, ответы американцы и канадцы «написали практически под копирку». А руководитель Европейского космического агентства «выступил в роли почтальона», сказав, что сам он такие вопросы не решает и поэтому перенаправляет обращение главы Роскосмоса странам - членам ЕС. «Нам предлагают подождать, пока бюрократии всех 28 государств соблаговолят прочесть письмо Роскосмоса, - комментирует гендиректор. - К этому времени либо ишак сдохнет, либо МКС своей смертью умрет».
Без дополнительных разъяснений понятно: снимать санкции не планируют, хотя западные партнеры и упоминают, что на работы в интересах МКС они не распространятся. Но это читается между строк.
Ни один из сегментов станции не может работать автономно. Американцы обеспечивают нам львиную долю электроэнергии и связи. Мы были основным поставщиком воды. Только россияне проводят коррекцию орбиты МКС при помощи двигателей служебного модуля «Заря» и грузовых кораблей «Прогресс». Именно мы после завершения программы шаттлов больше десяти лет доставляли все экипажи на борт станции. А наш «Союз» был кораблем-спасателем.
Взаимодействия партнеров программы МКС чаще всего идут по бартеру. Но бывают и исключения. За то, что наши «Союзы» доставляли иностранцев на орбиту, Роскосмос получал деньги. В 2020 году у американцев появился Dragon, и контракт не продлили. В середине марта впервые за годы мы отправили на МКС чисто российский экипаж из профессиональных космонавтов.
В последнее время говорили о возобновлении перекрестных полетов. Наша Анна Кикина должна была стать первым российским космонавтом, который отправится на орбиту на «Драконе». Американцу примерно в это время предстояло стартовать на «Союзе». Теперь это маловероятно.