Дорога домой
Социальное развитие сельских территорий – наш важнейший приоритет На вопросы «СВ» отвечает вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академик, заслуженный деятель науки РФ Иван УШАЧЕВ.
На вопросы «СВ» отвечает вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академик, заслуженный деятель науки РФ Иван УШАЧЕВ. – Иван Григорьевич, братская Беларусь сделала ставку на агрогородки. Как вы считаете, стоит ли нам перенимать опыт белорусов?
– Мы внимательно следим за ходом экономических и социальных преобразований на селе в Республике Беларусь, по возможности изучаем этот опыт, «примеряем» его к решению российских проблем села. Очень надеюсь, что в скором времени у нас появится «Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 года», в которой будут сформулированы общие принципы и конкретные механизмы развития села.
Что касается «ставки» на развитие агрогородков, то откровенно скажу: пока не увижу все собственными глазами и, что называется, «не потрогаю руками», окончательного ответа дать не смогу. Ретроспективный анализ реформирования системы сельского расселения на постсоветском пространстве наглядно показал, что при решении этого вопроса надо быть чрезвычайно осторожным.
Я очень надеюсь, что в Беларуси не повторится печально известная «кампания» по «укрупнению» так называемых «неперспективных» сел, будут найдены оптимальные уровни концентрации сельскохозяйственного производства и расселения, разумные пропорции благоустройства жилья с комфортностью, а главное – уютностью проживания, сохранением всех положительных характеристик сельского образа жизни.
Судя по тому, что знаю о белорусских перспективных моделях расселения, надежда на оптимистический вариант очень большая. Может быть, есть смысл несколько шире проанализировать и обсудить с российскими специалистами отдельные проблемы решения этой нелегкой задачи? Ведь нам в России в скором времени предстоит делать аналогичную работу.
– А какое значение Россия сейчас придает общей «модернизации» села?
– Социальное развитие сельских территорий – наш важнейший приоритет. Недаром именно с этой проблемы начинается Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 годы. Одновременно в России действует федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».
В прошлом году только в рамках этой программы было введено в действие 1,2 млн кв. м жилья, а всего в сельской местности – 13,6 млн кв. м. Также было введено в действие общеобразовательных школ на 36,7 тысячи ученических мест, амбулаторно-поликлинических учреждений – на 5 тысяч посещений в смену и много других объектов. Следует заметить, что в последние годы эти работы существенно активизировались, хотя объемы их пока нас не удовлетворяют.
Надо отметить еще один момент. В госпрограмме намечено до 2012 года осуществить проекты комплексной компактной застройки сельских поселений в 220 населенных пунктах, под это на предстоящие 4 года выделено около 4,8 млрд рублей. Сейчас идет подготовка конкурсной и предпроектной документации, и этот проект с 2009 года вступит в силу.
– Есть ли в России достойные примеры, когда сельские поселения превращались в притягательные места для житья и работы?
– Конечно, такие примеры есть. Могу вам назвать те, которые видел в последнее время своими глазами. Среди них: калужское хозяйство «Лужки», где построено 98 коттеджей по 300 кв. м с 15 «сотками» приусадебного хозяйства; Сельскохозяйственный кооператив им. Фрунзе в Белгородской области; Казьминский кооператив в Ставропольском крае и многие другие. Строятся благоустроенные сельские поселения и при вновь возводимых крупных животноводческих комплексах.
Но будем откровенны: до массового распространения практики создания или восстановления социальной инфраструктуры дело не дошло. В свое время в СССР была создана достаточно отлаженная система планировки сельскохозяйственных районов, которая включала в себя, кроме всего прочего, создание генеральных планов застройки центральных усадеб сельхозпредприятий. Были реализованы достаточно удачные варианты развития многофункциональных сельских поселений. К сожалению, как и многое другое, этот ценный накопленный опыт позабыт и до сих пор не востребован, хотя в настоящее время в Минсельхозе России пытаются эту проблему решить. Для этого создан специальный отдел по развитию пилотных поселений.
– Как дать деревне блага цивилизации, если они не будут рентабельны ввиду небольшого числа жителей?
– Понятие рентабельности общественных благ – весьма условное. Жизнь показала: как только разрушается социальная инфраструктура села, его покидает население. На наш взгляд, должны быть узаконены нормативы по обеспечению сельского населения основными инфраструктурными объектами.
Касаясь вопроса рентабельности услуг для сельчан, отмечу, что решение данной проблемы в принципе уже давно найдено. Не сельские жители, как это сейчас имеет место, должны перемещаться к центрам обслуживания, а, наоборот, сами услуги будут «двигаться» к потребителю. Такой принцип распространен во всех развитых европейских государствах.
В России, например, в Белгородской области есть целые районы, где широкая информатизация услуг позволяет избавить сельского труженика от многочасовых бдений в сберкассе для оплаты, например, копеечного земельного налога. В соседней с Беларусью Псковской области в настоящее время в каждое поселение, даже небольшое, автолавки приезжают 3-4 раза в неделю, и нет особой необходимости в строительстве стационарных торговых точек.
– Как обстоят дела с газификацией российской деревни, строительством нормальных дорог?
– Сейчас уровень газификации поселений – примерно 45 процентов. Госпрограммой предусмотрено повысить этот показатель к 2012 году до 60 процентов. Можно рассчитывать, что в основном эти работы по всем крупным сельским населенным пунктам будут завершены к 2015-2020 годам.
Что касается дорог, то, к сожалению, темпы их строительства недостаточны. Так, в 2006 году в сельской местности было введено немногим более 2 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием. Еще 32 процента сельских поселений остаются без подъезда по дорогам с твердым покрытием. По данным Росавтодора, это относится к 41 тысяче сельских населенных пунктов, где проживают свыше 3 млн человек. По расчетам ведомства, планируется соединить асфальтовыми дорогами все населенные пункты с численностью жителей более 50 человек к 2015 году.
– Что должно делать государство, чтобы «закрепить» молодежь на селе?
– Для этого необходимо, как минимум, три условия. Во-первых, уровень оплаты труда должен быть не меньше, чем в городе. Во-вторых, улучшить социальные условия жизни. В-третьих, повышать уровень привлекательности и престижности труда.
Если все это присутствует, то проблему привлечения молодежи можно будет решить. Например, в ЗАО «Племенной завод «Ручьи», что под Санкт-Петербургом, оплата труда в среднем составляет более 18 тыс. рублей и практически равнозначна ее среднему уровню в самом городе. Все производство осуществляется на основе новых технологий и техники. Конечно, такое предприятие не испытывает нерешаемых проблем с кадрами.
А вообще былая модель «закрепления» молодежи безнадежно устарела. Ее надо срочно менять. В условиях свободного рынка труда вернуться к этой старой схеме, основанной на принуждении, означает опять обречь сельскохозяйственное производство на привлечение временщиков и поденщиков.
Один из цивилизованных способов «закрепления» – предоставление молодежи достойного сельского жилья. Но в решении жилищной проблемы на селе нужны прорывные инновационные технологии. Они уже есть и в России, и в Беларуси. Например, стало известно, что группа предпринимателей «Союз-XXI» обратилась с письмом к Александру Лукашенко с просьбой развернуть отдельные инновационные производства строительства жилья на селе. Речь идет о возведении так называемых «молниеносных домов» площадью 140 кв. м, которые собираются всего за один день.
По словам автора проекта – предпринимателя С. Сибирякова, стоимость 1 кв. м такого жилья будет порядка 11 тыс. рублей, а если организовать крупный завод, то цену можно снизить до 5 тыс. рублей. Пока трудно оценить реальную эффективность таких нововведений, но если учесть, что цена 1 кв. м жилья на селе зашкалила в среднем за 20 тыс. рублей, то данный вопрос нельзя оставлять без внимания. Возможно, именно совместно с белорусами мы найдем ответы на многие тяжелейшие вопросы нового времени.
Беседовал
Николай АЛЕКСЕЕВ