Украинские беженцы: Беларусь приняла так тепло, что хотим остаться
Тысячи мирных жителей под защитой российских военных прибывают в Синеокую
Фото: БелТА
В Гомельщину прибывают жители ближайших сел и городов, а также те, кому удалось вырваться из Мариуполя, Харькова и Киева.
УШЛИ ВСЕЙ ДЕРЕВНЕЙ
- Доня моя там, - дрожащим голосом говорит сгорбленная старушка и протягивает бумажку: - Вот адрес и телефон, можете позвонить?
Пока белорусские пограничники пытаются связаться с ее родственниками, женщина, не скрывая слез, рассказывает свою историю. 83-летняя Елена Нартова последней покидала деревню Добрянка в Черниговской области. Соседи начали уезжать еще в конце февраля, а она продержалась до середины марта - все надеялась на лучшее.
- Одной ночью чуть не пропала… - поясняет украинка. - У меня с сердцем плохо, а над домом самолеты, вертолеты. Земля и небо прямо трусилися. Страшно! Еще и еда закончилась - пришлось пешком через леса добираться до границы.
Такой же путь, но чуть раньше, преодолела Елена Халюк из села Деревины. Ждать до последнего не стала - на руках четверо детей.
- С 24 февраля потеряли покой. Утром проснулись от громких взрывов и еще долго не могли сомкнуть глаз: спали обутыми и одетыми, готовыми выскочить в любой момент в укрытие, - вспоминает многодетная мама и печально отмечает: - Шла к границе пешком, одна с детьми - муж был в Киеве на заработках. Боялись каждую минуту. Это невозможно описать словами.
Глава семейства все еще в столице, поговорить с ним получается не часто. Но Елена не отчаивается. Пока обосновались в санатории «Золотые пески»: тут обогрели, накормили, одели.
- Приняли так тепло, что подумываем остаться и получить вид на жительство, - делится планами женщина. - Детей в школу и садик, сама на работу. Возможность есть: местные власти уже готовят жилье на селе, обещают работу. Пока все не восстановится на Украине, мы туда точно не вернемся. Дети - это все, что у меня осталось в жизни. Я не за себя переживаю, а за семью.
ПРИЕЗЖАЮТ ДНЕМ И НОЧЬЮ
Если в первые дни к белорусской границе тянулись жители ближайших городов и деревень, то сегодня прибывают из самых разных регионов Украины. Олег и Наталья Могила к Гомельщине пробирались из Андреевки, что в Запорожье.
- Мина упала прямо возле дома, в пяти метрах. Разбились стекла, дети заплакали, и мы быстренько выскочили во двор. Оттуда - в погреб, потом начался обстрел, и я двенадцать дней держал детей там, - с ужасом вспоминает пережитое Олег. - Бомбили нас каждый день.
Ехать или нет - вопрос не стоял. По совету военных на автомобиле огромными буквами написали слово «Дети». Проскочили по дорогам и через чернобыльскую зону без потерь.
- Дети все это время не ели хлеба, забыли его вкус, - говорит Наталья Могила. - А тут пограничники нам разрезали какую-то плюшку, чай предложили. Приняли хорошо.
Сегодня в полутора километрах от границы в поселке Гдень Брагинского района Белорусское Общество Красного Креста развернуло три палатки. Волонтеры без дела не сидят: беженцев принимают и днем, и ночью. Всегда наготове горячие напитки, печенье, консервы, теплые вещи. Запасы пополняются постоянно благодаря неравнодушным жителям Синеокой. Уже собрали 270 тысяч рублей для прибывших украинцев.
У одной из палаток видим супругов с 26-летним сыном. Рядом три велосипеда. Оказалось, на них от самого Киева до Беларуси ехали. Четверо суток.
- По дороге кормили российские военные, указывали безопасный маршрут, - делятся подробностями своего непростого пути киевляне.
От фотографий отказываются: все еще не верят, что добрались целыми и невредимыми. Впереди - горячий обед и теплая постель в одной из здравниц.
ПОМОГУТ СВОИМ
Председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко общается не только с украинцами, но и белорусами, чьи родственники все еще в соседней стране.
- В Славутиче половина поселка - белорусы, наши люди! Света нет, кушать нечего. Мост взорван. Что ж нам делать, - плачутся жители Гомельщины. - Помогите хоть как-нибудь: или туда продукты доставить волонтерами, или сюда им вернуться.
- Помочь на территории Украины мы не можем, - отрицательно качает головой губернатор. - Волонтеров отправить тоже нельзя - несем ответственность за жизни людей. Но на все пункты пропуска привозят гуманитарную помощь: продукты, воду, средства гигиены. Ситуация нестандартная, поэтому по весу не ограничиваем. Главное, чтобы кто-то с той стороны подошел и забрал эту помощь. Уже триста таких грузов переправили.
Приезжать в Беларусь он советует только по гуманитарным коридорам, где безопасность обеспечивает российская армия.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
«НЕ НАХЛЕБНИКИ, БУДЕМ РАБОТАТЬ»
Как только беженцы интересуются работой, власти изучают их запросы с учетом профессии и квалификации. Выбрать есть из чего: в областном банке вакансий двенадцать тысяч предложений. Для наглядности информацию о предложениях по трудоустройству разместили на стенде рядом с жильем беженцев. Несколько человек уже сориентировались. Один получил место в «Мозырьтехсервисе», для двоих других нашли подработку.
Отдельная история - украинские дальнобойщики, которые пока не могут вернуться домой. Их, как и беженцев, обеспечили жильем и питанием. Но сидеть сложа руки в чужой стране они не собираются.
- Спасибо всем белорусам, жителям Гомельской области за отзывчивость и помощь. Мы заложники обстоятельств. Но, говоря по-простому, сидеть на шее ни у кого не хотим. Нам бы заработать себе на жизнь, - говорит Леонид. - Мы ж не только водители, если надо, готовы и в слесари, и в дворники.
Просьбу услышали и тут же отреагировали: рабочие руки лишними не будут.
- Готовы предложить разные варианты. Естественно, все по закону, с составлением договоров. На сроки, которые вы определите. Более того, устроитесь - предоставим места в общежитии, - заявил заместитель председателя Гомельского облисполкома Андрей Барановский.
Тем, кто остается, в перспективе светит гражданство. Это вполне реально - президент РБ на днях присвоил его 418 гражданам Украины.
ДОСЛОВНО
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси:
- Мы уже приняли большое количество беженцев из Украины. Несмотря на то, что нет формально существующих гуманитарных коридоров, жители Незалежной и иностранцы в одиночку, с семьями, с детьми на руках по разным тропам добираются до Беларуси. Всем им предоставляют убежище, питание, по возможности обеспечивают работой. Мы сделаем все, чтобы они чувствовали себя в безопасности и комфортно. Их уже порядка трех тысяч, и число с каждым днем увеличивается.
Самое главное сейчас - как можно скорее за столом переговоров найти компромиссное решение на основе баланса интересов сторон конфликта. Беларусь готова сделать все возможное, что в ее силах, чтобы обеспечить восстановление разрушений в Незалежной.
НУ И НУ!
МАРОДЕРАМ ПУТИ НЕТ
Пока в сторону Беларуси и России устремляются украинцы, которым реально нужна помощь, на польской границе выявляют тех, кто под шумок пытается вывезти из Незалежной награбленное.
На днях в пункте пропуска «Ягодин» задержали украинского дипломата, который числится сотрудником в одной из стран ЕС. Из Киева в Польшу он якобы вез почту. Однако во время обыска в служебном микроавтобусе обнаружили почти 68 тысяч евро, 140 тысяч долларов, двенадцать килограммов золотых слитков, «ювелирку» на 13,8 килограмма, а также большое количество сигарет.