САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Мусульмане Беларуси

Мусульмане – по вере, белорусы – по менталитету Если верить легенде, в X веке киевский князь Владимир намеревался принять ислам, однако, не желая расставаться с некоторыми привычками, отдал предпочтение христианству. Так это или нет, но в любом случае на землях Беларуси ислам присутствует издавна.

Мусульмане – по вере, белорусы – по менталитету

Если верить легенде, в X веке киевский князь Владимир намеревался принять ислам, однако, не желая расставаться с некоторыми привычками, отдал предпочтение христианству. Так это или нет, но в любом случае на землях Беларуси ислам присутствует издавна. Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие земли на белорусских землях – на Виленщине и Минщине. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. Немалый вклад внесли татарские воины в разгром Тевтонского ордена в 1410 году под Грюнвальдом. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру, в общении перешли на белорусский язык, являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках.
В начале XVII века в Речи Посполитой началось наступление на культурное и духовное своеобразие местных татар, появились ограничения в избирательном праве, строительстве мечетей и даже в быту. Именно тогда большинство татар были ассимилированы, утратили свой язык, имена и фамилии трансформировались в польские или литовские. Многие приняли католическую веру. К слову, в то время и православная вера подвергалась в Речи Посполитой настоящим гонениям: церкви закрывались, а православных насильно обращали в католичество.
Тем не менее многие татары остались верны религии своих предков. Кроме того, с самого начала среди приверженцев ислама в Беларуси стали появляться представители других национальностей. Сегодня среди тридцати тысяч исповедующих ислам в республике белорусских татар-мусульман чуть больше десяти тысяч, а остальные – это азербайджанцы, казахи, узбеки, туркмены, курды, афганцы, турки, представители других национальностей. И хотя число исповедующих ислам в республике, по сравнению с другими конфессиями, невелико, в последней редакции закона о религиозных конфессиях и организациях ислам признан традиционной религией Беларуси, которая более шести веков исповедуется на этой земле.

Áå­ëî­ðó­ñ­ñêèå òà­òà­ðû – ýòî åñ­òå­ñò­âåí­íî
Белорусские татарские общины, сохранив свою культуру и веру, не отделяют себя от белорусского народа. Ведь местные татары – это уже коренные жители Беларуси, ее полноправные граждане. И вообще, у любого, кто поживет в Беларуси хотя бы недолго, однозначно сложится впечатление, что конфликты на национальной почве, межрелигиозная рознь здесь невозможны по определению. И не только потому, что малейшее оскорбление религиозных чувств представителей любой конфессии неотвратимо преследуется по закону. Главное все же – в сложившемся веками белорусском менталитете, который сформировался у представителей всех традиционных здесь религий – православных, католиков, евреев, мусульман.
Муфтий Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь, председатель Белорусского общественного объединения татар «Зикр уль-Китаб» Абу-Бекир Шабанович убежден: между христианством и исламом нет тех противоречий, которые ведут к противостоянию. По словам муфтия, у белорусских мусульман сложились прекрасные отношения с представителями всех религиозных конфессий страны. В одной из наших бесед Абу-Бекир Шабанович как-то сказал: «Как я, мусульманин, могу относиться плохо к представителю любого народа, любой религии, если меня в раннем детстве спас от смерти врач-еврей?! А во время войны моя мать, татарка, укрыла у себя дома спасавшихся от фашистов еврейских юношей. Мы, жители Беларуси, все родные люди друг для друга».
Как складываются отношения коренных белорусских татар и их соплеменников, приезжающих на жительство в Беларусь? По словам муфтия, белорусские татары больше всех берегут свои традиции. «Религия сохранила нас, а мы сохранили религию, – говорит Абу-Бекир Шабанович. – Хотя татарские праздники проходят у нас с местным колоритом, потому что культура Беларуси нам стала очень близкой. Здесь похоронены наши предки, а белорусский язык и для нас – это «матчына мова». Татары, живущие в Ивье, Новогрудке, Гродно, Лиде, других поселениях, сохранили в своих рукописных книгах, китабах, чистый белорусский язык принеманского диалекта. Конечно, наши приезжие соплеменники лучше знают татарский язык. Но делиться, как-то обособляться было бы просто грех. Думаю, они очень скоро тоже станут полноправными гражданами нашей родной страны».
Ñóäü­áà Ìèíñ­êîé
ñî­áîð­íîé ìå­÷å­òè
В Беларуси нет значимых мусульманских ценностей, но мечети, в которых каждый верующий мусульманин может совершить религиозный обряд и встретиться с братьями по вере, есть во многих городах и селениях. Всего в Беларуси насчитывается 24 мусульманские общины – 23 суннитские и одна шиитская.
Первые мечети появились на территории Беларуси в XV-XVI веках. Одна из старейших в республике мечетей (постройка 1882 года) действует в городе Ивье на Гродненщине.
Драматична история главной мечети Беларуси в Минске, в северо-западной части которого татары компактно проживали еще с начала XVI века. Именно здесь в 1599 году по просьбе татарского старейшины Салимана была построена первая деревянная мечеть. Ее убранство было скромным: женское и мужское отделения, высказывания из Корана на стенах, скамеечки для верующих. Минарета не было, и муэдзин созывал верующих, стоя на крыльце. В 1890 году Минское губернское правление разрешило построить на этом месте каменную соборную мечеть. Более десяти лет шел сбор средств, и в 1902 году было построено новое красивое здание с большим куполом и 32-метровым минаретом.
После революции над мечетью, как и над православными и католическими храмами, пронесся смерч воинствующего атеизма. С 1936 года мечеть была закрыта и служила продовольственной базой, в 1949 году здание передали под учебный центр, а в 1962 году мусульманский храм был и вовсе разрушен. И только через три десятилетия, когда в республике началось возрождение мусульманских общин, было принято решение о строительстве мечети в Минске. Свои услуги предложили турецкие специалисты, а из Саудовской Аравии прислали готовый проект. Но белорусские татары решили воспроизвести историческую минскую соборную мечеть. Эклектичную по стилю архитектуру старой мечети отличал местный колорит. Основой нового проекта послужила найденная в архиве дореволюционная фотография. Строительство величественного и самобытного храма началось на другом месте, в районе улиц Грибоедова и Татарской, однако вскоре из-за финансовых трудностей стройка превратилась в «долгострой».

Ïà­ìÿòü, ñêðåï­ëåí­íàÿ êðîâüþ
Прожив века на территории Беларуси, местные татары-
мусульмане и их единоверцы – представители других народов стали не только трудолюбивыми гражданами мирного времени, но и преданными защитниками своей Родины в военное лихолетье. И земля белорусская в годы Великой Отечественной войны была полита и кровью советских солдат, носивших под форменной гимнастеркой мусульманские «иконки» – листочки бумаги с текстом из Корана, обернутые в кожу или материю.
С 5 по 19 июля 1941 года 18-я Казанская стрелковая дивизия, срочно сформированная в Татарстане, сдерживала натиск танков маршала Гудериана на днепровских рубежах в районе Шклова. В те страшные дни для большинства из них – неопытных, молодых солдат – белорусская земля поистине стала своей навек. Неподалеку, в районе Орши и Копыси, сражался 354-й стрелковый полк, сформированный в Самаре и разделивший судьбу Казанской стрелковой дивизии. Сегодня общими усилиями местных краеведов и религиозных объединений белорусских татар ведутся поисковые работы, и на месте обнаруженных воинских захоронений уже поставлены первые памятные знаки. Муфтий Абу-Бекир Шабанович вспоминает: в день открытия одного из них местные жители из окрестных деревень пришли и зажгли у памятных плит свечи. Так и стояли они молча у места захоронения: местные сельчане-христиане и белорусские татары – эта память, эта боль была одна на всех.
Óâà­æå­íèå, ïî­íè­ìà­íèå, ñîã­ëà­ñèå
Этноконфессиональный мир в Беларуси, пожалуй, мог бы стать примером того, как в многонациональном государстве мирно и дружно живут представители всех народов и религий. Но этот мир не сложился сам собой. Он является, с одной стороны, следствием взвешенной и последовательной политики государства, а с другой – результатом усилий самих представителей религиозных конфессий.
– На протяжении веков татары-мусульмане, как веротерпимые люди, уважали религиозные чувства, культуру и традиции своих соседей – христиан и иудеев, которые так же уважительно относились к нам, белорусским мусульманам, – говорит муфтий Абу-Бекир Шабанович. – Это позволило нам интегрироваться в ткань местного общества, став такими же толерантными, как все белорусы, – по духовности своей.
Одиннадцать лет назад в послании участникам торжеств, посвященных 600-летию поселения татар на землях Беларуси, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил: «Толерантность, традиционно присущая белорусам, стала залогом сохранения белорусскими татарами национальной самобытности. Трудолюбием и мужеством, глубокой человеческой порядочностью татары снискали заслуженное уважение». А муфтий Абу-Бекир Шабанович сказал так: «Возрождайте, сохраняйте и развивайте национальные, религиозные и культурные традиции нашего татарского народа. Сохраняйте, развивайте и укрепляйте дружбу, сотрудничество и взаимопонимание со всеми народами и конфессиями, будьте достойными гражданами своего государства – в этом залог вашего развития и процветания на будущие века».
В новой истории суверенной Беларуси это стало уже традицией: когда одна из конфессий проводит съезд, конференцию или «круглый стол», обязательно приглашаются представители других религиозных конфессий. И есть универсальная формула достижения межрелигиозного и этнического мира, которую в Беларуси принимают представители всех религий: уважение – понимание – согласие. Ведь настоящая религия, искренняя вера во Всевышнего, как считает муфтий Абу-Бекир Шабанович, не разъединяет, а, наоборот, объединяет представителей разных вероисповеданий во имя единой цели – мира и добра для всех людей.

Андрей БОБОК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также