Юлия Новицкая: Сблизимся за один виток
Жена космонавта продолжает рассказывать о жизни в невесомости
На прошлой неделе к Международной космической станции пристыковался первый в этом году грузовой корабль «Прогресс МС-19». Груз, который он доставил на орбиту, стандартный, весом примерно 2,5 тонны. Вода, топливо, продукты питания, сжатый азот, различное оборудование для научных экспериментов и т. д. Из новенького, пожалуй, кабельные укладки для дооснащения модуля «Наука», да еще шесть наноспутников, которые предстоит запустить во время выхода в открытый космос.
Я несколько раз видела, как «выпускают птенцов», когда в прямом эфире смотрела трансляции внекорабельной деятельности (так на профессиональном языке называется выход в открытый космос). Все происходит как-то быстро, даже немного буднично. Раз - и наноспутник уже летит.
«Прогрессу МС-19» предстоит совершить рекордный годовой полет. Если быть совсем уж точным - 370 суток. Предыдущий рекорд, равный 369 суткам, принадлежал грузовику «Прогресс МС-14», который отстыковался от МКС в апреле прошлого года. Кстати, на счету этого космического корабля и еще один рекорд - за время своего полета он десять раз скорректировал орбиту станции.
Атмосфера Земли воздействует на МКС на высоте четырех сотен километров, постепенно снижая ее орбиту. Поэтому станцию приходится время от времени «поднимать». Для этих целей используют двигатели наших грузовиков, а также модулей российского сегмента станции. Время их работы определяется с космической точностью - до десятых долей секунды. Например, 8 февраля, чтобы поднять орбиту на четыреста метров, двигателям пришлось проработать 142,3 секунды.
Сейчас грузовик добирался до станции по двухсуточной схеме сближения - совершил 34 витка. Правда, это не касается пилотируемых космических кораблей - они стыкуются через два витка! Недавно стало известно, что РКК «Энергия» вообще получила патент на одновитковую схему полета кораблей до МКС. Получается, что дорога в этом случае займет меньше двух часов.