Герои в Паутине
Как Россия выбирает себе Имя Слово «проект» – модное и универсальное. Проекты все: от изучения азбуки в детском саду до международных программ покорения космоса. Газеты, радио, ТВ, кино, стадионы, сцены, политические трибуны – проекты.
Слово «проект» – модное и универсальное. Проекты все: от изучения азбуки в детском саду до международных программ покорения космоса. Газеты, радио, ТВ, кино, стадионы, сцены, политические трибуны – проекты. Организаторы конкурса «Имя Россия. Исторический выбор – 2008» (официальный сайт: www.nameofrussia.ru) тоже именуют свое детище проектом. В причудливом списке народных любимцев соседствуют персонажи, которые при встрече не подали бы друг другу руки. Их объединяют высокие рейтинги, сформированные… А неведомо кем.
Забудьте о науке! В захватывающие шашки, рвущиеся в дамки, предлагается сыграть каждому. На Пушкина и Ломоносова, Менделеева и Чайковского впору заключать пари, как на скаковых лошадей!
За своих исторических кумиров на момент написания этого текста проголосовала треть населения страны! У нас и на выборы-то столько народу подчас не ходит!
Нет предела радости организаторов («МедиаСоюз», Академия Российского телевидения, Институт Российской истории РАН, социологический фонд «Общественное мнение», компания ВГТРК – радио «Маяк», телеканал «Россия»). Эксперимент (простите, проект) удался!
Злые языки судачат, что «Имя Россия» – лишь калька с проекта BBC «Сто великих британцев». Но не все так просто. В стране Туманного Альбиона, придумавшей в 2002 году игру в историю, достоверность результатов социологического эксперимента пытались контролировать. Успели обработать голоса 30 тыс. человек. На порядок меньше, чем у нас, зато без скандалов. В финал британской «сотни» вышли королева Елизавета I, поэт и драматург Вильям Шекспир, политик Оливер Кромвель, ученые Исаак Ньютон и Чарльз Дарвин, рок-звезда Джон Леннон, принцесса Диана. Абсолютным лидером стал премьер-министр, дипломат, журналист и лауреат Нобелевской премии по литературе Уинстон Черчилль. А в России лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин – абсолютный аутсайдер. Так-то!
Заметим, что поиграть в историю, еще до проекта «Имя Россия», после англичан неожиданно захотел весь мир. В лидеры на Украине вышли Ярослав Мудрый, Николай Амосов, Степан Бандера. В ЮАР, конечно, революционер Нельсон Мандела. В США – Рональд Рейган. Во Франции – Шарль де Голль. В Германии – первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. В Канаде – политик Томми Дуглас. В Голландии – политик Пим Фортейн. В Финляндии – президент Карл Маннергейм. В Португалии – диктатор Антонио Салазар. В Бельгии – священник
о. Дамиан и режиссер Жак Брель. В Румынии – полководец Стефан III. В Испании – действующий король Хуан Карлос I. В Израиле – бывший премьер, лауреат Нобелевской премии Ицхак Рабин. В Новой Зеландии – Нобелевский лауреат по ядерной физике Эрнест Рутерфорд. Но у нас, в России, – «эксклюзив»! Потому что за живых не голосуют. Только за ушедших в мир иной.
Удивительная загадка нашего конкурса: почему фокус-группа эксперимента (сетевая молодежь, не помнящая ни войны 1941-1945 гг., ни тем более Октябрьской революции 1917 г.) голосовала за Сталина и Ленина?! Или пенсионеры влились в Паутину? Странная штука, любовь народная!
В хвосте лидерского списка плелись не только Сергей Есенин, Лев Толстой и Федор Достоевский, но и «наше все» – Александр Пушкин, вырвавший, однако, «бронзу». А вот Михайле Ломоносову и Петру Чайковскому народной любви не досталось. В какой-то момент казалось, что пионеры космоса Сергей Королев и Юрий Гагарин останутся в золотой дюжине. Правда, их грозился обойти Никита Хрущев, обещавший всем показать «кузькину мать». Но в итоге «кузькину мать» показал всем Иосиф Виссарионович («серебро» финала). А замкнул «золотую дюжину» кровавый многоженец Иван Грозный. Зато в середине списка благостно встали рядом Достоевский (№6) и ненавидевший его революционер Ленин (№7).
Герои ниоткуда? Не скажите. У болезни общественного сознания есть анамнез. Мрачная истерика при виде вскрытого нарыва ГУЛАГа во время перестройки незаметно сменилась анекдотами о генералиссимусе, чья коллекция трубок предназначалась для поиска государственных решений. А дальше пошло и уважительное повествование о товарище генералиссимусе (см. НТВ, фильм «Сталин-life»). Магазины завалены дорогими книжками о Сталине, иронично улыбающемся с глянцевой обложки. На слуху словосочетание «гламурный Сталин». И уже не удивляет популярный молодежный сайт «гламурный фашизм» (http://community.livejournal.com/glamur_fashizm), где явный идиотизм сочетается с прибаутками о «дедушке Гитлере», который «не умер, а уплыл на подводной лодке в белую страну Антарктиду, где и обитает в ледяной пещере по сей день». И именно тинейджеров, активно живущих в Паутине, магнетически притягивают к себе придурковатые плакаты «фашистского гламура»: пупс со свастикой на рукаве, голые девицы в военных фуражках, высоченных сапогах и с хлыстами в руках, Гитлер в костюме Деда Мороза…
По инсайдерским данным, проект «гламурного фашизма» изобрели сорокалетние «контркультурщики» и богемные тусовщики. Поэты, музыканты, художники, для которых «важнейшим из искусств является политический PR». Если господа политтехнологи так развлекаются в свободное от «зашибания бабок» время, то почему бы хиппи-перестаркам не обзавестись еще и гламурными ленинизмом да сталинизмом?! Ведь Проект! И если политтехнология – это большая игра, то почему бы не сыграть по-крупному? Ведь манипулировать общественным мнением уже научились в совершенстве.
Проект «Имя Россия», не являясь серьезным научным исследованием, законно претендует на роль революционного в искусстве политических манипуляций. Ни газета, ни журнал не располагают возможностью интерактива, т.е. такой обратной связью, при которой потребитель информации имеет возможность не только моментально откликнуться на любой вопрос и любой призыв, но и дать заказ издателю или продюсеру. Радио и ТВ могут использовать ограниченный интерактив (звонки в студию, телефонное голосование через call-центры и sms-сообщения). Но закончилась передача – и забылся эфирный призыв. Другое дело – Сеть. В «ЖЖ» своего друга, а то и незнакомого политтехнолога, артиста или депутата Госдумы можно зайти когда угодно и как угодно среагировать (искренне или по заказу). Понимают ли организаторы конкурса «Имя Россия», что создают новое информационное оружие?
Боюсь, понимают. Александр Любимов на сайте сообщает, что рейтинги Николая II подкреплялись флеш-мобами. На ТВ пошли выступления невеликих адвокатов великих героев. Что дальше? Франкенштейн? Формирование усредненного гражданина?
Это будет революция, лишающая наше общество возможности развивать свое гражданское самосознание.
Кто и как распорядится энергетическим взрывом при термоядерном слиянии Интернета, мобильной телефонии и телеэфира?! Гений Добра или властелин Зла? Неутомимые бойцы информационных войн научились выдвигать в ферзи пешек, делать белое черным, а черное – белым, превращать тиранов в народных любимцев и наоборот. Но… Неестественный отбор «великих исторических персоналий» удобен лишь для информационных баталий (в том числе против своего собственного народа).
Именно это мы наблюдали в 2007 году, когда на Украине гремел конкурс «Великие украинцы». Из списка возможных претендентов зачем-то заранее выкинули Николая Гоголя, зато включили всех известных националистов, и в их поддержку вовсю бушевали «народные» митинги. Англичан шокировала украинская калька BBC, о чем они резко заявили на страницах The Times: «Планировалось, что начнется интересная охота за самым почитаемым в истории украинцем. Вместо этого «Великие украинцы» оказались втянуты в совершенно современный политический скандал с подтасовками результатов голосования. Проект не только не объединил украинцев на базе любви к своей истории, но и, напротив, усугубил раскол в этой бывшей республике СССР между дружественным России востоком и националистически настроенным западом Украины».
Странно, но чопорные леди и джентльмены из туманной Англии явно дают фору россиянам. Почему? В чем причина этого?
Быть может, дело в том, что трехсотлетняя история гражданского общества в Великобритании строилась на уважительном отношении английского правительства и королевской семьи к собственному народу? А у нас научные труды и диссертации по «социальной психологии», а также «социологии средств массовой информации» с тоталитарных времен Сталина и по сей день являются засекреченными. Ведь если предупрежден – значит защищен. Тогда и игры не получится. А игра продолжается.
Анна ГАГАНОВА