В поисках идентичности
Как заставить мир уважать нас Недавно в метро я услышала диалог двух молодых людей: «В стране беспорядок, коррупция, уровень жизни – ниже среднего, да и на работу устроиться без блата невозможно», – сказал один. «Валить отсюда надо куда-нибудь за границу», – ответил второй. И тут я задумалась: если так выглядит наша страна в глазах собственного народа, что же могут о нас сказать в мире? И тут же вспомнила другой пример: в одном из австрийских городков на православное Рождество хозяйка гостиницы устроила для русских «пати» и от души заставила столы огромным количеством водки.
Недавно в метро я услышала диалог двух молодых людей: «В стране беспорядок, коррупция, уровень жизни – ниже среднего, да и на работу устроиться без блата невозможно», – сказал один. «Валить отсюда надо куда-нибудь за границу», – ответил второй. И тут я задумалась: если так выглядит наша страна в глазах собственного народа, что же могут о нас сказать в мире? И тут же вспомнила другой пример: в одном из австрийских городков на православное Рождество хозяйка гостиницы устроила для русских «пати» и от души заставила столы огромным количеством водки. Каково же было удивление местных, когда практически никто из русских к водке не притронулся, нарушая сложившийся стереотип. Причина? Большинство гостей из России были настроены на здоровый отдых в горах, и такой прием многих даже слегка обидел.
Мы неравнодушны к тому, что о нас думают. И страна в целом не может быть равнодушной. В советские времена нас не уважали, но боялись, и этот страх компенсировал неприятное ощущение от того, что нас недолюбливали. После распада СССР и начала строительства новой России имидж страны не мог не измениться. Поначалу казалось, что в мире стали относиться к нам благоприятно, как к демократической и динамично развивающейся стране. Но недавние события на Кавказе окончательно рассеяли эти иллюзии. Мы увидели, что наше правое дело воспринято не адекватно и сами мы представлены то ли в виде варвара, то ли враждебного пришельца. Мы выиграли горячую войну, остановив агрессию Грузии против маленькой Южной Осетии, но войну информационную в значительной мере проиграли, что основательно исказило образ современной России в глазах западной общественности. Как восстановить справедливость и вызвать к себе достойное отношение? Что необходимо и можно сделать, чтобы страну понимали и уважали?
Этот важнейший вопрос привлек внимание Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 14 октября Председатель Совета Федерации Сергей Миронов собрал у себя профессионалов из различных институтов для участия в «круглом столе» на тему «Формирование образа России». Результатом «круглого стола», по замыслу организаторов, должно стать начало работы над продвижением образа современной России.
Открывая мероприятие, Сергей Миронов отметил: «В последние годы мы видим, что какие-то усилия в этой сфере предпринимаются, создаются новые средства массовой информации, в частности телеканал Russia Today, заработали новые фонды, например «Русский мир». Сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении, было бы неправильно, но, с моей точки зрения, этого, мягко говоря, недостаточно». Миронов сделал акцент на том, что в последние десятилетия Россия столкнулась с чрезвычайно острой проблемой – политикой национальных СМИ, которые вольно или невольно, но последовательно формируют образ бандитской и пьяной России. «Делается это с настойчивостью, достойной лучшего применения, – заметил глава верхней палаты Федерального Собрания РФ. – Если мы хотим, чтобы нас в мире воспринимали как минимум адекватно, чрезвычайно важным представляется то, как воспринимается страна самим народом».
Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО И.С. Семененко считает, что на наше самовосприятие влияет то, что думают на Западе о нас, и это самовосприятие в большой степени зависит от социальной составляющей нашего развития. Это уровень и качество жизни, это характер социальных институтов и то, как эффективно они функционируют. Но еще важнее восприимчивость этих институтов к новым социальным практикам, к гражданским инициативам, к различным формам организаций, к добровольческой активности – именно это создает социальный климат в обществе. Проблема социальной солидарности и проблема консолидации общественности стоят перед всеми странами, вот почему на этой стадии развития общества возникает потребность формирования позитивной национальной идентичности.
По мнению профессора Центральноевропейского университета А.И. Миллера, часто в проблеме непонимания как между людьми, так и между странами виноваты плохо выстроенные процессы информированности и коммуникации. Не могу не согласиться, этой истине учат в университетах по курсу «Кризисный PR»: незаполненность информационного поля влечет за собой то, что люди начинают сами заполнять прорехи, зачастую абсолютно некомпетентной информацией, и неверное понимание ситуации впоследствии практически невозможно исправить. Профессор обоснованно возмущался политикой национальных СМИ во время начала военного конфликта на Кавказе в августе этого года, и то, что мы получили в ответ со стороны западных СМИ, было исключительно нашей ошибкой: «На который день конфликта мы определили, что мы собираемся там делать? Все те дни, пока этого определения не было, ну скажите мировому сообществу, что вы не собираетесь оккупировать Тбилиси! Ведь ничего из этого не было сказано». В это же самое время грузинская сторона при поддержке американских телеканалов уже трубила о военных действиях России, направленных на Тбилиси. В глазах мирового сообщества правым оказался тот, кто первым заявил о происходящем. Вот она, неправильно выстроенная коммуникация, повлекшая за собой ухудшение образа России. В этой связи сразу напрашивается вопрос: а кто у нас отвечает за внешний PR?
Вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России В.А. Евстафьев считает, что в государстве должен быть один человек, который контролирует и занимается продвижением образа страны в мире: «Если у нас есть господин Сурков, который отвечает за внутреннюю политику и пропаганду идей внутри страны, то мы не нашли такого персонажа, который отвечал бы за то же самое во внешних отношениях. Одно время с этим образом ассоциировался Ястржембский, сейчас он в отставке». По мнению участников «круглого стола», нужен специализированный орган, который бы занимался формированием и формулированием сбалансированного образа страны.
По словам профессора кафедры политической психологии СПбГУ А.И. Юрьева, сегодняшний образ России «аморфный, размытый». А чтобы сделать его привлекательным, «надо формулировать смыслы, цели, ценности и мечты». Особенно актуально формулирование «российской мечты». С научным обоснованием спорить не хочется, только с опаской думается о том, какую же российскую мечту навяжут нашему брату, как это уже случалось в отечественной истории?
Наталья Нарочницкая, доктор исторических наук и президент Фонда исторической перспективы, предложила весьма неординарное и действенное решение: формировать образ России в сознании Запада с малых лет путем преподавания истории в школах разных стран. Она напомнила, что в советское время Министерство образования и просвещения создавало двусторонние комиссии историков – российско-французские, российско-германские – для преподавания истории друг друга в школьных учебниках. Действительно, «людям проще дать знание в детском возрасте, чем менять стереотипы в уже устоявшемся закоренелом сознании, доказывая, что никогда Иван Грозный посохом не рубил ногу своего придворного и что он загубил за 30 лет своего царствования людей в 6 раз меньше, чем Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь».
Конечно, все вышеперечисленное стоит использовать при формировании образа России. Но что думает по этому поводу сам россиянин? Вспомнились слова знакомого, который собирался в долгожданный отпуск в Европу: «Наконец-то оторвусь, как настоящий русский!» Так каким ты хочешь быть, «настоящий русский»? На самом деле в большинстве случаев какие мы есть, такими нас и воспринимают. И начать бы следовало с самих себя. Одним словом, будет у нас внутри страны жизнь достойная – и сами себя мы, наконец, достойно начнем осознавать. Вот тогда и соседи начнут нас уважать. Уважать, а не бояться.
Мария ГРИНИНА