Нелетное время
Международные эксперты выпустили отчет о расследовании инцидента с посадкой самолета Ryanair в Минске. Перехвата не было
С чего все началось? Инцидент, который полгода расследовала ИКАО, случился 23 мая прошлого года, когда самолет компании Ryanair экстренно приземлился в белорусском аэропорту из-за сообщения о минировании. Из записей разговора экипажа с диспетчером известно, что решение принималось капитаном воздушного судна. Об этом свидетельствуют и его переговоры с диспетчером. Но не дожидаясь официальных результатов западные страны ввели против Беларуси новые санкции и закрыли воздушное пространство.
Отчет должен был быть готов еще в ноябре. Но документ появился на свет только сейчас.
- Он на английском языке, содержит 64 страницы. Сейчас мы внимательно анализируем доклад и выявляем определенные неточности, требующие корректировки, - рассказал Артем Сикорский, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.
Более подробный комментарий представители ИКАО обещают предоставить на совещании 31 января. Самый главный вывод, который можно сделать из заключения – никакого авиапиратства со стороны Минска не было. Обвинения в перехвате, принуждении к посадке либо изменении маршрута самолета RyanAir со стороны Беларуси, в частности, военным самолетом МиГ-29, о котором ранее заявлялось – безосновательны.
- Никаких сигналов не наблюдалось, то есть не было связи с этим самолетом. Это доказательство того, что перехвата со стороны МиГ-29 не было, - подчеркнул Артем Сикорский.
В документе отмечен еще один важный момент, на который обращала внимание белорусская сторона.
- Данные объективного контроля переговоров экипажа самолета в кабине не сохранились ввиду того, что они после посадки не выключил самописцы. Тем самым экипаж не сохранил данные того момента, когда они принимали решение о посадке в Минске, - подчеркнул эксперт.
ДОСЛОВНО
Сергей КЛИШЕВИЧ, член Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:
- В минувшем декабре министр-координатор спецслужб Польши Станислав Жарин заявил, что Варшава предоставила убежище белорусскому диспетчеру аэропорта «Минск-2», который уехал в Грузию с семьей.
По его словам, диспетчер заявил польской контрразведке о том, что самолет каким-то образом принудили к посадке сотрудники КГБ, хотя никакими средствами объективного контроля это не подтверждается. В качестве доказательства министром-координатором спецслужб Польши на личной странице в социальной сети была опубликована некая диктофонная аудиозапись.
Очевидно, что новая версия с диспетчером начала экстренно отрабатываться в тот момент, когда стало понятно, что отчет ИКАО, который уже был в целом готов, не будет содержать никаких прямых и косвенных подтверждений принуждения к посадке самолета со стороны Беларуси. Поэтому сама публикация отчета максимально затягивалась, и параллельно шло «раздувание» новой версии с диспетчером и сотрудниками КГБ.
Ясно, что польские спецслужбы не располагают ни силами, ни средствами для проведения такого рода операции. Они действуют под контролем спецслужб США и Великобритании.
Отчета международных экспертов косвенно подтверждает, что в ситуации с самолетом RyanAir речь идет об информационной операции против Беларуси. А если конкретно, то спецслужбами в несколько этапов создается ситуация экстренной посадки самолета, в чем сразу же обвиняется республика без каких-либо доказательств. Задача такой операции, как и в ряде аналогичных случаев – сформировать имидж «страны-изгоя».
По сути, реальная цель такой информационной атаки не посадка самолета сама по себе, а поиск слабых мест в окружении президента. Очередная попытка запугать должностных лиц, которые, по мнению иностранных спецслужб, поддавшись информационному давлению, испугавшись громких обвинений из западных СМИ о «соучастии в воздушном пиратстве», «международном трибунале», начнут сотрудничать с иностранными спецслужбами.
Как депутат хочу заверить наших «друзей» из иностранных организаций, что их ходы для нас прозрачны, а методы выглядят аморальными и жалкими. Без консультаций США польская сторона способна разве что отправлять солдат на двадцать метров через КПП на границе, не более того. Это и есть их реальный уровень компетенции.