САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Анастасия Яланская

Под крышей дома...своего?

В Подмосковье не осталось детских приютов, утверждает губернатор региона Андрей Воробьев. «СВ» разбиралось, так ли это и что на самом деле происходит с учреждениями для сирот

Фото: mos.ru

«А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?»

- В Московской области в 2013 году было 44 детских дома, - констатировал Андрей Воробьев. - Приятно, что все они закрыты. Приемные семьи пригласили детишек в свои дома.

Наши журналисты решили перепроверить это в областном Министерстве образования. Замглавы ведомства Вера Марченко подтвердила, что Подмосковье больше не нуждается в приютах для сирот в их классическом понимании, а там, где они были, теперь школы.

Однако к этой информации скептически отнесли общественники - мол, на самом деле детские дома никуда не делись, просто по документам у них теперь другой статус.

- Лет десять в России нет такого названия как детский дом, - утверждает руководитель «Наставнического Центра Александра Гезалова» Александр Гезалов, занимающийся помощью выпускникам-сиротам. - Есть Центры содействия семейному воспитанию. Но это тот же детский дом, только вид сбоку. Посему «закрытие» детских домов в Подмосковье не комментирую. Форма меняется, содержание остается.

- Заявление Воробьева, что все детишки теперь живут в приемных семьях, - неправда, - поддержала коллегу руководитель Клуба приемных семей благотворительного фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова. - В федеральном банке данных около шестисот анкет детей из Подмосковья, которых можно взять под опеку и усыновить. И живут они в учреждениях.

СЕМЬЯ В КУЧЕ, НЕ СТРАШНА И ТУЧА

«СВ» обратилось к уполномоченному по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой. Она рассказала, что в регионе было 25 тысяч сирот, и 99 процентов из них теперь действительно живут с родителями. А вместо детдомов в регионе появятся Семейные центры для работы с семьей и детьми.

- Там будут стремиться сохранить для ребенка кровную семью, а если по каким-то причинам это невозможно, находить приемных родителей, - уточнила Мишонова. - Есть детки с тяжелейшими заболеваниями, а есть подростки, которые не хотят идти в семью. Они останутся в Семейном центре.

Вера Марченко объяснила принципиальное отличие новых центров от приютов: они будут «заточены» на то, чтобы дети вообще миновали это заведение и попадали в семьи.

- Это логично, потому что у нас изменилось законодательство, по которому теперь устройство ребенка в организацию для сирот считается временным, а не постоянным, как раньше, - рассказала мне президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. - Поэтому в Московской области еще в 2020 году появился проект по приемным или ресурсным семьям.

Их еще можно назвать гостевыми.

- Например, родители ушли в запой. Соседи вызывают опеку или полицию, которые решают, что детям небезопасно в этих условиях. И что должно происходить в идеальной картине мира? Они должны, не отходя от квартиры, выяснить, есть ли у детей родственники. Если есть бабушка, значит надо отвезти их к ней. Если выясняется, что родственников нет или они не готовы принять детей, то узнать, есть ли рядом хорошо знакомые ребенку люди, крестная. Если этого тоже нет, тогда должны включаться ресурсные семьи, прошедшие подготовку, - продолжает Альшанская.

По словам эксперта, у такой семьи четкое понимание, что она временная и помогает ребенку лишь переждать время, в течение которого решается его дальнейшая судьба - вернется он обратно к родной маме или его усыновят.

- Это лучше, чем если ребенок будет сидеть в детдоме с кучей одиноких и травмированных детей, - считает Альшанская. - Он будет жить в семье, ходить в школу, детский сад. А социальные службы наладят общение ребенка с кровными родителями. Чтобы избежать ситуации, когда мы отдаем малыша в другую семью, три года ничего не говорим о его маме, а потом внезапно появляется незнакомая женщина и его забирает.

ПРОФЕССИЯ ТАКАЯ - ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАТЬ

Хотя в Подмосковье стали развивать институт ресурсных семей, в области их пока единицы, как и в целом в стране, рассказала «СВ» психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Юлия Курчанова, статус не закреплен законодательно:

- Нет профессии «родитель». Приемные семьи заключают с органами опеки гражданско-правовой договор, а не трудовой. Не идет стаж, зарплата.

А в Европе уже перешли на такую систему. Курчанова надеется, что когда-то так же будет в России. При этом опыт Подмосковья считается передовым в этой теме.

Еще одно новшество - ребят перестали распределять по учреждениям в зависимости от статуса и возраста.

- Такое решение я могу только приветствовать, - сообщила Елена Альшанская. - Детям приходится «ходить по этапам»: пока решается вопрос с лишением или ограничением родительских прав, его устраивают в социально-реабилитационный центр, потом переводят в детский дом. Это дополнительный стресс.

Однако закрытие детских домов имеет как положительный, так и отрицательный эффект. По словам эксперта, в области к концу 2021 года осталось около шести таких заведений и сейчас, видимо, их реорганизуют под Семейные центры. И получается, что дети, которым придется в них какое-то время жить, будут вдали от родственников.

- Места для размещения сирот должны быть в каждом районе региона, хотя бы для дежурных случаев, - считает глава благотворительного фонда. - Иначе ребенка увезут на другой конец Подмосковья и встречи с родителями могут сойти на нет.

ВОПРОС РЕБРОМ

ЕСТЬ ЛИ СПАСЕНИЕ ОТ ЗЕЛЕНОГО ЗМИЯ

Задача центров - вернуть ребенка кровным родителям, но для этого нужны узкие специалисты.

Пьющие семьи, увы, не редкость.

- Лечить таких родителей надо не так «десять дней «почистили», закодировали, а нужна нормальная психосоциальная реабилитация, а затем работа с психотерапевтом, чтобы семья удержалась в этой трезвости, - поясняет Елена Альшанская.

Ученые СПбГУ установили, что в шестидесяти процентах случаев фоном для жестокого обращения с детьми становился алкоголь. Еще 76 процентов осужденных за такие деяния - матери-алкоголички.

- Таким родителям нужно назначать полный цикл работы с наркологами. И только после этого уже допускать их снова к детям, - поделился с «СВ» главный психиатр-нарколог Министерства здравоохранения РФ Евгений Брюн.

Сроки лечения у всех разные. Но обычно нахождение в наркологической клинике длится около года.

- Хроническое заболевание может длиться долго, бывают обострения, срывы, - предупреждает Брюн. - И даже после выписки сохарняется риск, что заболевание вернется, поэтому существует динамическое наблюдение за больными после прохождения курса лечения.

- Алкоголизм - болезнь социальная, человек пьет не потому, что ему хорошо, а для того, чтобы не чувствовать, что ему плохо, - обратил внимание депутат ГД, заместитель председателя Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Николай Валуев. - У пьющих родителей должно быть право на добровольное лечение, а в некоторых случаях к ним нужно применять административное давление.

РОДИТЕЛИ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

В Подмосковье сейчас работает семьдесят школ приемных мам и пап, где усыновители получают консультации психологов, юристов, педагогов.

НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

Все это бесплатно. Занимается этим и фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», где прошел обучение Денис К., фамилию которого мы не раскрываем по его просьбе.

Денис в беседе с «СВ» рассказал, что желание взять ребенка из детдома изначально исходило от его жены.

- Когда я познакомился со своей супругой, у нее это решение уже зрело, к тому же она сама несколько лет работала волонтером в фонде, помогала детишкам, - рассказывает он. - Я ее предложение поддержал, потому что дело благородное.

На занятиях будущим родителям рассказывают, например, как формируется психика ребенка.

- У детей много переходных возрастов - кризис одного года, трех лет, семи, у них периодически происходят изменения в организме, что отражается на модели поведения, - уточняет Денис. - Нам объясняли, что характерно для каждого возраста, на что нужно обращать внимание. Такая информация полезна для всех мам и пап, а не только приемных.

Еще у сирот часто проблемы с привязанностью к взрослым.

- На первых порах ребенок из детдома может столкнуться с тем, что ему трудно начать доверять усыновителям и уважать их, - пояснил Денис. - А бывает наоборот - ребенок липнет ко всем подряд без разбора и готов обниматься с любым встречным. А еще из-за того, что у детей в детдоме все общее и нет ничего личного, то, попадая в семью, им непривычно, что там есть какие-то индивидуальные вещи. И в школах тоже учат, как с этим работать.

Психологи фонда много раз призывают семьи задуматься, насколько они готовы взять ребенка и посвятить ему жизнь. Как раз для того, чтобы избежать ситуации, в которую попал Денис со своей женой.

- Мальчик, которого мы взяли себе, уже был возвратным, - рассказал он. - Когда он родился, родная мама оставила его в больнице, затем его быстро усыновила семейная пара. Он рос у них как родной, но муж приемной матери умер, и спустя год она вышла замуж за другого мужчину, родила ребенка. Не знаю, с чем это связано, но они решили отказаться от усыновленного ребятенка.

ВЕРНУТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

Свое решение они мотивировали тем, что мальчик якобы представляет угрозу младшему брату, которому был годик.

- Я видел материалы судебного дела, и там наш мальчик выступал ответчиком, а мать истцом, - продолжил Денис. - Она просила отменить усыновление, потому что, мол, ребенок «бьется головой о стену, угрожает уйти из дома, подходил к колыбельке с подушкой». И нашего сына положили в больницу на обследование. Скорее всего, она так сделала, потому что усыновленного ребенка уже нельзя так просто вернуть в детдом - у органов опеки сразу возникнет вопрос, в каких условиях находятся остальные дети в семье. Поэтому единственный, грубо говоря, «легальный» путь - сдать его после психушки.

Однако ознакомившись с медицинским заключением, суд постановил, что мать оклеветала мальчика.

- В больнице не подтвердили, что ребенок проявлял хоть какую-то агрессию, - сообщил Денис. - Даже больше того - для мальчика, побывавшего в таком количестве стрессовых ситуаций, он вел себя слишком спокойно. В решении суда было написано, что заявление истца не имеет под собой оснований, то есть женщина врала. Но усыновление все равно отменили, потому что оставлять ребенка в семье, где от него хотят избавиться, неправильно. Суд назначил бывшим родителям алименты.

С новыми родителями мальчик познакомился в прошлом сентябре.

- Сначала мы брали его на выходные, праздники, но с первых же дней он стал просить, чтобы мы его не возвращали в детдом, - вспоминает Денис. - Он быстро стал нас называть папой и мамой. С ноября стал жить с нами. Ему шесть лет, у него много энергии, постоянно требует внимания, что-то спрашивает, если мы сами начинаем чем-то заниматься, он нам помогает. Нам все говорят, что надо его отдать в какой-нибудь спорт, так что сейчас подыскиваем секцию.

Родителям каждый месяц платят пособие на содержание мальчика - восемнадцать тысяч рублей. В Минобразования Московской области также рассказали, что приемные семьи в зависимости от возраста и здоровья ребенка получают вознаграждение в размере от 9,2 тысяч до 25 тысяч рублей, а также деньги на одежду и питание - от десяти до двадцати тысяч рублей.

Еще им один раз в год выплачивают материальную помощь на отдых детей - 4,6 тысяч рублей на каждого приемного ребенка или компенсацию за приобретенные путевки в размере 6,9 тысяч рублей. Также семьям возмещают половину расходов на коммунальные услуги, предоставляют детям возможность бесплатно посещать музеи.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Синеокой тоже настроены сокращать число интернатов, а сирот вместо приютов сразу определять в семьи. Главный специалист главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Беларуси Елена Симакова рассказала, что сейчас в республике тринадцать детдомов и две школы-интерната для детей-сирот - это вдвое меньше, чем десять лет назад. - С каждым годом меньше становится и сирот, - сообщила она. - В 2015 году их было 21,2 тысяча, а пятью годами раньше - 25,3 тысячи. Это, безусловно, позитивная тенденция и результат работы по сохранению семьи для каждого ребенка. К 2023 году в Беларуси количество детских домов должно сократиться на двадцать процентов по сравнению с 2020 годом, как и число детей, направленных в детдома.  

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также