Среди лесов и озер
Красивее родных мест известному мастеру резьбы по дереву из деревни Млын Чашничского района Могилевщины, по ее собственному признанию, видеть не довелось. Хотя судьбой и было отмерено Анне Осипковой полюбоваться бескрайними казахстанскими степями, волшебной природой Кавказа, сердце всегда оставалось в Беларуси.
В послевоенной белорусской школе даже для преподавания серьезных дисциплин, к которым рисование, конечно, не относили, квалифицированных преподавателей не хватало. Рисование педагоги вели, так сказать, в нагрузку... От кого она унаследовала способности, Анна Савельевна точно сказать не может. Тяжелые испытания выпали на долю родителей. Слабенькую маленькую внучку вырастили и выпустили в жизнь бабушка с дедушкой.
Самым большим авторитетом в области искусства для маленькой сельской художницы был дедушка. В навсегда ставшем ей родным доме хозяйничала нужда. Даже посуду купить было негде и не на что. Выживать помогали трудолюбие и природная смекалка старших. Например, ложки и миски дед делал из дерева. За этим занятием всегда с любопытством наблюдала маленькая Аннушка. Именно тогда в ее сердце зажглись первые искорки той горячей любви к дереву, которая и сделала ее известным мастером. В 50-е годы деревообрабатывающее ремесло знали в каждой хате, но как к искусству к нему не относились. Домашний резчик давал дельные советы внучке по живописи и помогал в создании первых «шедевров». К талантливой девочке питали уважение односельчане. Директор местного рыбхоза подарил юной художнице набор цветных карандашей своего сына. До сих пор не забыла Анна Савельевна те маленькие «огрызочки». Что это был за подарок, как билось от счастья маленькое сердце, поймет лишь тот, чье детство прошло через лишения послевоенной поры. Она берегла свои карандашики как самое дорогое сокровище. С их помощью готовила работы на конкурсные экзамены в Витебский пединститут. Правда, цветов для создания нужной гаммы не хватало, приходилось пользоваться подручными средствами. Например, темень партизанской ночи дедушка посоветовал сделать сажей. Ох и повеселились члены комиссии в вузе, разглядывая представленные на суд рисунки абитуриентки! Однако в институт приняли. И это была первая настоящая победа.
Годы студенчества пролетели быстро, и вот снова школа, класс, где сидела за партой сама. В родные места вернулась уже дипломированным специалистом.
Все, кто учился у Анны Савельевны, помнят ее необыкновенные уроки. Задолго до объявленной в стране эпохи педагогов-новаторов она «заболела» нетрадиционной педагогикой. Уроки рисования обычно проводила за стенами школы. В лесу, на поляне, на берегу озера. В походе, у костра, самый неисправимый хулиган становился покладистым, в нем вдруг обнаруживалось столько талантов, что хватило бы на целый артистический коллектив.
В ее судьбе любовь к педагогике щедро дополнила любовь к дереву. Именно последняя сделала простую сельскую учительницу очень известным человеком не только у себя дома. Специалисты утверждают, что Анна Савельевна Осипкова – единственная в Европе женщина, которая столь совершенно владеет техникой резьбы по дереву.
Когда много лет назад фотографии с деревянными фигурками, выполненными руками млынской искусницы, появились в «Известиях» и «Правде», автору полетели письма со всех концов страны. Именно тогда Анна Савельевна поняла, что сумела своим искусством по-настоящему коснуться не одной души, и отвечала всем, кто нуждался в поддержке. К тому времени уже накопила немалый опыт, суть которого сегодня выражается очень кратко: «Чувствую дерево, вижу в нем образ, знаю, что лишнее и сколько снять». Нашей землячке предложили работу в объединении «Красная Балтика». Как раз начинались реставрационные работы в Петергофе.
Правда, поехать туда Анна Савельевна отказалась. Вместо себя порекомендовала сына, который пошел по стопам матери. Игорь Осипков много лет занимался реставрацией в летней резиденции русских царей. Талант бабушки унаследовали и двое внуков, которые сейчас осваивают теорию искусств в петербургских вузах. Бабушке хватает энтузиазма, чтобы хоть раз в год навестить их и порадоваться успехам. А что касается собственных творческих мук, то у старшей Осипковой как раз то время, когда, казалось, можно было бы успокоиться, почивать на лаврах, ведь возраст приближается к семидесятилетней отметке. Только тяга к прекрасному не отпускает. Скромный сельский дом в маленькой деревне Млын ее стараниями превратился в храм. В комнатах почти не видно обоев – их заменяют эскизы, сделанные кистью. Даже в старые, отжившие свое клены возле дома мастер вдохнула новую жизнь. Анна Савельевна не устает находить красоту в повседневности. «Здесь надо всмотреться, здесь вслушаться нужно», – говорит она. Ничто не дает настоящему мастеру столько вдохновения и силы, как родная земля…
Ирина ТОРБИНА
г. Чашники