«Воксал» для двоих
Больше сотни лет назад Санкт-Петербург решили соединить железными путями с Синеокой
Фото: Анастасия Яланская/СВ
МЕСТО РАЗВЛЕЧЕНИЙ
В 1904 году Беларусь воспринимали как перспективное направление для торговли и экспорта в третьи страны. Хотя появлению Витебского вокзала предшествовала история первой российской железной дороги, которая сначала предназначалась лишь для развлечений.
- Можно найти информацию, что Витебский вокзал якобы самый первый в стране, но это глупость, - с ходу огорошила экскурсовод Музея железных дорог России Евгения Лебедева. - На самом деле он не первый и даже не десятый.
Действительно, историю Витебского вокзала связывают с появлением 30 октября 1837 года первой в Российской империи железной дороги. Но для той короткой дороги протяженностью 27,5 километра, которая проходила через Царское Село и заканчивалась Павловском, вокзал не строили - на небольшом участке у Загородного проспекта между казармами лейб-гвардии Семеновского полка и полковой Введенской церковью возвели лишь деревянное станционное здание. И вообще вокзалом в те годы называли совсем не то, что под этим словом мы подразумеваем сейчас.
- Вокзалами, а вернее - воксалами, называли павильоны в парках, где звучала музыка, куда люди приходили развлекаться, - пояснила Евгения.
Такой же был как раз в Павловске. В 1851 году рядом с ним построили новое каменное двухэтажное здание в стиле неоренессанс по проекту архитектора Константина Тона - с кассами, багажным отделением, залом ожидания. Правда, чуть позже и этого оказалось мало, и в 1876 - 1882 годах помещения пришлось расширить.
В 1899 году Царскосельскую железную дорогу решили продлевать на Юг - в сторону Витебска. Тогда же возникла идея построить новый вокзал - современный и модный. Владельцы дороги объявили конкурс на лучший проект - выиграл его архитектор Станислав Бржозовский.
«ЗВЯЗДА» В ПИТЕРЕ
- Витебск в то время - торговые ворота в Европу, - уточняет Евгения Лебедева.
Сейчас c вокзала можно отправиться не только в Витебск, а еще в Гомель, Минск и Гродно. Поэтому на перроне часто стоит белорусский поезд «Звязда».
- На самом деле Витебский вокзал почти всегда полупустой, - сказала Евгения, окинув взглядом зал. - Поэтому тут и экскурсии водить проще, чем по Московскому, где не протолкнуться.
Видимо, до Синеокой чаще стали добираться на самолетах. Оно и понятно: на поезде до Минска ехать четырнадцать часов, а лететь - полтора.
В 2017 году Витебский вокзал решили привести в порядок перед Чемпионатом мира по футболу.
- Первое, что бросается в глаза, - фасад перекрасили в желтовато-серый цвет, - заметила экскурсовод. - Этот цвет как раз соответствует тому, который был в начале ХХ века.
Вообще Витебский сильно отличается от других петербургских вокзалов.
- Они все симметричные, а этот асимметричен, выполнен в модном стиле модерн, - пояснила Евгения. - Он весь какой-то нетипичный, разноуровневый.
Кстати, правый угол здания округлили специально, чтобы открывался хороший вид на Императорский павильон, который стоит в пятистах метрах. Николай II со своей семьей выходил из него на отдельную царскую ветку. Сейчас там останавливаются электрички.
Все козырьки над дверьми вокзала разные и сделаны по индивидуальным проектам. На фронтонах главного входа - гербы Петербурга и Витебска - начального и конечного пунктов Витебской линии на момент постройки здания.
VIP-ВХОД ДЛЯ БОГАЧЕЙ
Витебский вокзал уникален еще и тем, что отчетливо показывает быт людей.
- У вокзала много входов и выходов - три спереди, еще один сбоку, и все это для разных пассажиров, - объяснила экскурсовод. - Людям разного достатка и происхождения нельзя было смешиваться.
Простой люд заходил слева, через башню с часами. Для дворян, купцов и других богачей без багажа вход был справа. В зале расположена знаменитая парадная лестница, мраморные перила которой украшены декоративными бронзовыми вставками.
В центральной части здания сбоку есть дверь, которая предназначалась для великокняжеских персон и членов императорской семьи. Наверху их ждали покои.
- Вокзал был первым максимально технически оснащенным, - обратила внимание Евгения. - В здании было одиннадцать подъемников для пассажиров, багажа и почты.
Эти лифты существуют и сейчас, правда, воспользоваться ими нельзя. А еще Витебский вокзал стал первым, где появилось электрическое освещение.
РЕНЕССАНС
Суровый климат Петербурга и тяжелая экологическая обстановка в центре города в конце прошлого века нанесли Витебскому вокзалу внушительный ущерб. Реставраторам пришлось восстанавливать купол здания, окна, перекрашивать фасад, обновлять лепной орнамент. Специалисты заново декорировали парадную лестницу, исправляли дефекты дебаркадера и навесов, восполняли утраченные элементы.
БЫЛ СЛУЧАЙ
АХМАТОВА И БЛОК ЗАБЕГАЛИ ПООБЕДАТЬ
Реставраторы восстановили буфет, где любила скоротать время богема.
Поднявшись на второй этаж, дворяне и купцы оказывались в собственном зале ожидания, оформленном в бельгийско-французском стиле ар-нуво. В народе же его прозвали картинным - по циклу живописных работ Николая Самокиша и Елены Самокиш-Судковской. Здесь и прибытие первого поезда на станцию Царское Село, и музыкальный воксал в Павловском парке, и вокзал в Петербурге.
- Скамейки - исторические, зеркала тоже сохранились с тех далеких времен, - сообщила Лебедева. - По углам расположены лебедки. Механизм старый - в нее вставляется ручка, ее крутят, опускают люстры, меняют лампы, затем их поднимают.
- Буфет и Картинный зал долгое время разделяла стена, за которой была полная разруха, грязь. Долго не использовали помещение, - поделилась воспоминаниями экскурсовод. - В 2017 году буфет отреставрировали и привели в тот вид, в каком он был в 1904-м, когда богатые люди могли здесь отдохнуть и перекусить перед отправлением поезда.
Буфет был популярным в богемных кругах. В нем обедали Александр Блок, Анна Ахматова со своим мужем Николаем Гумилевым. Часто тут бывал и композитор Сергей Прокофьев.
- Он в своих воспоминаниях писал, что жил в шести минутах от вокзала и приходил сюда завтракать, - рассказала Евгения. - А потом садился на поезд и уезжал в Павловский музыкальный воксал.
У остальных людей были свои зал ожидания и буфет, только оформлены они попроще.
ФАКТ
На Витебском вокзале в разные годы сняли множество российских кинолент. Среди них - «Приключения Шерлока Холмса», «Вокзал для двоих», «Брат», «История российских железных дорог», «Министр», «Белая гвардия», «Анна Каренина».