Николай БОРДЮЖА:
Драматические августовские события на Кавказе еще раз продемонстрировали несостоятельность сложившейся за последние годы системы политического мироустройства. По сути, они дали старт формированию новой многополярной политической модели, в которой наряду со старожилами европейского клуба – Францией, Германией, Италией – на активную роль претендуют Россия, а также стремительно растущие Китай, Индия, государства Латинской Америки. Какое место в меняющемся мире должна занимать Организация Договора о коллективной безопасности? Что она может противопоставить планам НАТО по расширению на восток? Какие уроки следует извлечь из последнего грузино-российского военного конфликта? На эти и другие вопросы отвечает генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА.
– Организация договора о коллективной безопасности располагает солидным арсеналом средств для противодействия современным вызовам и угрозам, в том числе международному терроризму, наркотрафику, незаконному обороту оружия. Налажено эффективное взаимодействие специальных и правоохранительных органов государств – членов ОДКБ, в Центрально-Азиатском регионе сформированы коллективные силы быстрого развертывания. Если в 2003 году вся деятельность ОДКБ фактически ограничивалась заявлениями и декларациями, то в последующие годы ее оборонительный потенциал наращивался с каждым годом.
По итогам спецоперации «Канал» в прошлом году силовым структурам наших стран удалось перехватить шесть с половиной тысяч тонн наркотиков, изъять четыре с половиной тысячи оружейных стволов. Замечу, что этого оружия вполне хватило бы для вооружения дивизии средней численности.
Членство в организации предоставляет странам-участницам определенные преимущества. Например, военная техника из одной страны в другую поставляется по той же стоимости, что и для национальных вооруженных сил. Действует соглашение о подготовке военных кадров для ОДКБ. Только в российские военные учебные заведения ежегодно поступают более 800 представителей государств – членов ОДКБ.
Сегодня ОДКБ представляет собой систему коллективной безопасности, строящую свою работу на трех взаимосвязанных направлениях: восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском. Естественно, каждое из них имеет свою специфику, которую мы обязательно учитываем при разработке и реализации наших планов и программ действий.
Если, например, в Центральной Азии нас больше всего беспокоит наркоугроза, экстремистская деятельность, то в Восточной Европе тревогу вызывает приближение НАТО к нашим границам, попытки давления извне на Беларусь, с тем чтобы дестабилизировать обстановку в стране, затруднить ее развитие, вбить клин между Беларусью и Россией.
– Можно ли говорить, что западное направление сферы интересов ОДКБ становится приоритетным?
– Мы стараемся не допускать перекосов в ту или иную сторону. ОДКБ рассматривается нами как многофункциональная международная структура, способная реагировать на все вызовы и угрозы. Ведь по большому счету нет никакой разницы, от чего «завалится» государство: от ракетной атаки, подрывных действий террористов или деградации общества вследствие массового употребления наркотиков.
Скажем, сейчас необходима особая бдительность на восточноевропейском направлении в связи с приближением и усилением военной инфраструктуры НАТО непосредственно у границ ОДКБ, включая размещение элементов ПРО в Польше и Чехии. Тенденции к усилению военной активности альянса наблюдаются и в Закавказье, и Центральной Азии. На эти цели НАТО тратит сотни миллионов долларов. Учитывая, что на Западе умеют и очень тщательно считают каждую копейку, понятно, что такие средства тратятся не просто так.
НАТО позиционирует себя как главный борец с терроризмом, но даже школьнику понятно, что против современного терроризма воевать авиагруппировками и ракетами бессмысленно. Абсолютно очевидно, что все эти базы, радары, аэродромы создаются под конкретные задачи, связанные с нейтрализацией России, Беларуси и других государств – членов ОДКБ. Противоракетные параметры очень просто заменить на наступательные. А десять – шестнадцать наступательных ракет в непосредственной близости от наших границ с минимальным подлетным временем – достаточно серьезная угроза.
Огромная военная, финансовая и моральная поддержка, которую получила и получает Грузия со стороны США и ряда других стран-союзников, также входит в план по окружению стран ОДКБ военной инфраструктурой. Вы только посмотрите, какое количество военной техники было завезено в Грузию. Зачем? Чтобы подавить югоосетинскую милицию?
Мы посчитали: чтобы перевооружить только два наших батальона из коллективных сил быстрого развертывания, потребуется почти миллиард рублей. А тут вооружили целую армию. У грузин даже не было достаточного количества военнослужащих, способных управлять новой техникой. В обмен Тбилиси должен отрабатывать команды, поступающие из-за океана. Наряду с созданием третьего позиционного района в Восточной Европе это еще один пример полномасштабного наращивания военного потенциала по периметру государств – членов ОДКБ.
– Что можно противопоставить такому давлению? Какие меры должны быть приняты в ближайшее время?
– Необходимо наращивать сотрудничество по всем направлениям деятельности организации. Но главное, следует максимально усилить ее военную составляющую. ОДКБ сравнительно молодая структура, однако очень перспективная, способная обеспечить национальную безопасность всех государств-участников. Но чтобы она стала еще сильнее, очень важно активизировать военное сотрудничество по организации региональных совместных систем ПВО, связи и управления вооруженными подразделениями.
Нам нужно увеличивать количество армейских учений, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И, конечно же, налаживать самое тесное политическое взаимодействие, выстраивать единую информационную политику. Недавний саммит ОДКБ в Москве ценен именно тем, что главы всех государств, все делегации однозначно негативно оценили действия Грузии в отношении Южной Осетии и поддержали активную роль России, которая фактически предотвратила угрозу региона от сползания в крупномасштабную войну. А что касается признания независимости Абхазии и Южной Осетии, то не стоит драматизировать ситуацию и форсировать события. Прошли те времена, когда «старший брат» давал указание «младшему» и тот пускался его выполнять. Россия сегодня далека от стремления восстановить вассалитет над своими союзниками.
Безусловно, нам надо укреплять общее информационное пространство, на котором мы все еще очень сильно разобщены. К примеру, в Кыргызстане работает всего один российский телеканал, которому активно противостоят Си-эн-эн и Би-би-си. А как они работают и в чью пользу, все прекрасно знают.
– Будет ли ОДКБ по примеру НАТО создавать свои военные базы в различных регионах планеты?
– Я бы не хотел в данном случае сравнивать ОДКБ и НАТО, потому что Североатлантический альянс стремится к глобальному превосходству. В этой связи американцы говорят: у нас есть свои национальные интересы, к примеру, на Кавказе. И начинают вести разговор о каких-то базах. ОДКБ призвана обеспечить суверенитет, безопасность и территориальную целостность входящих в нее государств. Это совершенно другая конструкция.
Если мы и создаем базы, то только там, где они необходимы для защиты суверенитета и национальных интересов. Скажем, 201-я база в Таджикистане или 102-я база «Гюмри» в Армении призваны обеспечить безопасность территорий, входящих в сферу интересов ОДКБ. Но у нас нет надобности создавать базы, скажем, в Венесуэле или Боливии.
– Как вы относитесь к появлению в организации новых участников?
– Начнем с того, что в соответствии с Уставом двери Организации открыты, причем мы допускаем, что новыми членами могут стать не только государства постсоветского пространства. Но, откровенно говоря, лично я к расширению ОДКБ подхожу весьма осторожно. Гораздо важнее не растерять накопленное качество взаимодействия, характеризующееся высокой степенью ответственности и готовностью к самому тесному сотрудничеству в сфере безопасности и углублению интеграционных процессов.
Не хотелось бы повторять ошибки СНГ, где некоторые государства заявляют о своей приверженности идеям интеграции, но дальше слов не идут. Мы заинтересованы в том, чтобы в организацию приходили государства, которые не играют ни в какие политические игры, а желают реально сотрудничать на коллективной основе по обеспечению собственной безопасности.
Беседовал
Евгений КОНОНОВИЧ