САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Отец русской томографии»

Коллеги и в шутку, и всерьез называют его «отцом русской томографии». Спорить с ним бесполезно, ибо он – авторитет в лучевой диагностике непререкаемый. Мне говорили: профессор Терновой – диагност от Бога. Родился в Одессе 13 октября 1948 года в семье медиков. А потому своими первыми учителями считает родителей. После школы поступил в Одесский мединститут, потом – в аспирантуру. Вскоре молодого кандидата наук приметил начальник IV Главного медицинского управления союзного Минздрава, будущий министр здравоохранения СССР Евгений Чазов и пригласил в Москву вести совершенно новое направление – компьютерную томографию. Сегодня лауреат Государственной премии СССР, академик РАМН, профессор Сергей ТЕРНОВОЙ – руководитель отдела томографии Института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова в ЦКБ Главного медицинского управления Управделами Президента РФ.

Коллеги и в шутку, и всерьез называют его «отцом русской томографии». Спорить с ним бесполезно, ибо он – авторитет в лучевой диагностике непререкаемый. Мне говорили: профессор Терновой – диагност от Бога. Родился в Одессе 13 октября 1948 года в семье медиков. А потому своими первыми учителями считает родителей. После школы поступил в Одесский мединститут, потом – в аспирантуру. Вскоре молодого кандидата наук приметил начальник IV Главного медицинского управления союзного Минздрава, будущий министр здравоохранения СССР Евгений Чазов и пригласил в Москву вести совершенно новое направление – компьютерную томографию. Сегодня лауреат Государственной премии СССР, академик РАМН, профессор Сергей ТЕРНОВОЙ – руководитель отдела томографии Института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова в ЦКБ Главного медицинского управления Управделами Президента РФ. – Диагностикой я увлекся еще на студенческой скамье, в научном кружке кафедры рентгенологии одесского мединститута, – начал Сергей Константинович. – В 1974 году, как аспирант кафедры, стажировался в Москве. Ну и однажды поехал на выставку медицинского оборудования. Здесь увидел фильм о рентгеновской компьютерной томографии, изобретенной в Англии в 1972 году. Конечно, был поражен и восхищен новыми возможностями диагностики. Думаю, эти впечатления и определили мою судьбу.
В 1977 году в «правительственной» ЦКБ планировали поставить компьютерный томограф для исследования всего тела. Несколько приглашенных специалистов отказались от решения этой задачи – ведь результат был непредсказуем. И тогда Евгений Иванович Чазов предложил эту работу мне. Я с радостью согласился. К тому времени у меня уже накопилось несколько печатных работ по томографии, и я в некотором роде чувствовал себя знатоком.
А начать пришлось… с фундамента. Вместе со всеми строил помещение, заливал и выравнивал бетон, проводил электрокабели, доставал и изучал медицинскую литературу. Наконец, в 1978 году мы установили прибор. Конечно, это была наша общая победа. Как сейчас помню, он стоил тогда 600 тысяч долларов, или 550 тысяч рублей.
Уже в 1979 году применение компьютерной томографии для диагностики доказало свою революционность – создатели метода получили Нобелевскую премию. В дальнейшем я часто встречался с одним из его авторов – сэром Годфри Хаунсфилдом из Великобритании.

– Что представляет собой сегодня лучевая диагностика в России?
– Отвечу так: это очень хорошо разработанная дисциплина и мощный инструмент выявления болезней. Закуплено и трудится во благо здоровью людей около 1500 компьютерных томографов разных видов и типов. Половина – в системе Минздравсоцразвития, половина – в ведомственных и частных лечебных учреждениях. В Москве их не менее 200.
Мы научились очень многому с тех пор, как установили первый томограф и даже не знали, как к нему подступиться. Ведь не было абсолютно никакой литературы. А были высокопоставленные пациенты, которых надо было обследовать без проволочек: генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, председатель Совмина Алексей Николаевич Косыгин, члены Политбюро, министры, выдающиеся военачальники, деятели науки и культуры. Можете представить, какая на нас лежала ответственность?
Работая заведующим отделением ЦКБ, я уже в те годы начал вырабатывать и прививать своим сотрудникам главный принцип диагностики – ни с кем, даже с самым высокопоставленным пациентом, не играть в кошки-мышки, а говорить правду. И о его болезни, и о степени ее опасности, и что его может ожидать при ее развитии.

– А почему диагностическая аппаратура у вас в основном зарубежная? Отечественные аналоги компьютерных томографов хуже?
– Их вообще нет. Никаких. Прошло 30 лет, как мы установили первый в стране импортный компьютерный томограф, и много воды утекло. Советский Союз стал общепризнанным лидером в освоении космоса и ядерной физики. Мы запустили на орбиту Земли пилотируемую станцию «Мир», произвели испытания системы «Буран-Энергия», отправляли корабли к Марсу и Венере. А в производстве компьютерных томографов не продвинулись ни на шаг. Более 25 лет назад я подписал техническое задание одному из «закрытых» предприятий Росатома под Челябинском на изготовление такого аппарата. Однако до сих пор у них ничего путного не получилось.

– Звучит невероятно. Почему эта вроде несложная рентгеновская установка оказалась нашим конструкторам «не по зубам»?
– У нас оборонка всегда получала столько средств и ресурсов, сколько было нужно для создания определенного «изделия» – будь то бомба или спутник. Однако медицинская техника, как это ни парадоксально прозвучит, сложнее военно-космической. По степени ответственности. Ведь речь идет о человеческой жизни. Допустим, сгорела при старте ракета или потерялась в безбрежных просторах Вселенной. Здесь только финансовые и престижные потери. Но если «наврал» диагностический прибор – для пациента это может обернуться катастрофой. Врач или не обнаружит болезнь, или «увидит» совсем другую.

– По вашим наблюдениям, у нас свыше 40 процентов с трудом купленной за границей дорогущей медтехники простаивает. Почему?!
– По самым разным причинам. Что касается компьютерных томографов, то они, как я уже говорил, очень дороги. Раз мы сами их не производим, то и ремонтировать не можем. Через год окончился гарантийный срок – и мы попадаем в полную зависимость от фирмы-изготовителя. А она просто-напросто не разрешает нам ремонт и обслуживание своей аппаратуры. Только своими специалистами. Однако заключить с производителем контракт на обслуживание сложно не только из-за дороговизны – в медицинских учреждениях даже нет такой строки финансирования!
Понимая это, любой главврач начинает беречь томограф (как и любой другой сложный аппарат). Потому что знает: «сядет» рентгеновская трубка – пиши пропало. Она стоит от 50 до 100 тысяч евро, и никто их ему не даст. Вот почему с огромным трудом заполучив дорогостоящий прибор, он не эксплуатирует его даже на 50 процентов. Вдруг понадобится исследование какому-то сложному больному, или большому начальнику, или коммерсанту, который не пожалеет никаких денег. Или случись проверка – главврача просто накажут, если у него обнаружится неработоспособный аппарат. Вот и простаивает машина, которая стоит миллионы евро.
К примеру, даже в Москве невозможно с трех часов пятницы до утра понедельника сделать компьютерную томографию. Все везде закрыто. А при инфарктах и инсультах счет нередко идет на минуты. В свое время Минздрав издал приказ о том, чтобы все сложное дорогостоящее оборудование работало в две смены каждый день, включая субботу. Его никто не отменял, но он «забыт». Хорошо бы его вспомнить.
Кстати, об этом я недавно рассказал нашему министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой, которая приезжала на празднование 250-летия Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, где я заведую кафедрой лучевой диагностики. Мне показалось, что министр точно понимает ситуацию.
По моему убеждению, России рано или поздно придется начать производство своих компьютерных томографов и другой сложной медицинской техники и расширить подготовку кадров для работы на них. И чем раньше, тем лучше. При этом надо быстрее исправить допущенную в отношении врачебного корпуса страны несправедливость, когда по национальному проекту «Здоровье» зарплату подняли только участковым терапевтам и педиатрам, обидев всех других профильных специалистов. В то же время я выступаю за сертификацию каждого конкретного врача, а не лечебного учреждения в целом. Вывешивать такой сертификат в рамочке в рабочем кабинете, чтобы пациент видел заслуги, квалификацию и возможности эскулапа, к которому он пришел на прием.

– Бытует мнение, что компьютерная томография небезвредна. Насколько сильно рентгеновское облучение, которое получает человек?
– Оно незначительно, и риск заболеть от такого облучения очень невелик. Вероятность – около нуля. В любом случае польза от вовремя выявленного заболевания, которое можно успешно лечить, тысячекратно превышает риск от лучевой нагрузки.
Однажды перед исследованием спрашивает меня пациентка: «Не вредна такая процедура?» А я ей в ответ: «Где же вы так прекрасно загорели?» Отвечает: «В Турции за 10 дней». «А по лучевой нагрузке, – поясняю, – один день на пляже – это доза одного обследования на компьютерном томографе. Хотя на Западе шоколадный загар давно не в моде». Удивленно подняла брови…
Еще раз хочу подчеркнуть: современная лучевая диагностика приносит значительную пользу человеку, если он вовремя, полностью и регулярно обследуется. И здесь очень важна настроенность каждого из нас на сохранение собственного здоровья. Надо любить себя, понимая, что жизнь дается один раз. И не нужно ждать, когда «жареный петух клюнет».

Беседовал
Александр ГОЛОВЕНКО

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также