Сустрэча* на краю землю
Белорусов куда только не занесет. Даже на Камчатку! Корреспондент «СВ» узнала о том, как здесь появилась картошка и кто охраняет морских котиков
Фото: Предоставлено Камчатским землячеством белорусов
ЛЮБОВЬ ДО ПОЛУОСТРОВА ДОВЕДЕТ
С одной стороны - бушующий океан, с другой - заснеженные вулканы. Тут и поселились белорусы.
- Сустрэча в областной библиотеке, - назначает время Виталий Кибалов. Он одиннадцать лет возглавлял камчатское землячество белорусов. А теперь задумался о переезде, как выражаются жители Камчатки, на материк.
- Климат сложноват, - вздыхает Виталий.
Два с небольшим десятка лет назад он приехал сюда из Бобруйска. Влюбился в девушку и остался. Сейчас работает оценщиком автомобилей.
В Камчатской краевой библиотеке имени Крашенинникова у белорусов - база. Поднимаюсь на второй этаж, прохожу мимо деревянных домов, увешанных шкурами оленей, леопардов. Так воссоздали жилища ительменов - коренных жителей Камчатки. Засматриваюсь и представляю их быт. И тут же ловлю себя на мысли, что хочется попробовать свежего хлеба на закваске из иван-чая, с добавлением икры, который выпекали камчатские предки.
Гостеприимные белорусы накрыли богатый стол. Тут тебе и лисички с камчатских сопок, и котлеты из лосося, и нерка, и пюре из местной картошки. Берегись, фигура!
БЕЛОРУССКИЙ ПЕТР ВЕЛИКИЙ
Всем известно, что в Россию первый мешок картошки император привез из Роттердама в середине XVIII века. «Второй хлеб» долго не приживался в суровом климате Камчатки, пока тут не поселился белорус Виктор Курьянович.
- До него картофель в промышленных масштабах тут не выращивали, - рассказывает Виталий. - Вырастал мелкий, как горох, и мало.
Виктор жил в многодетной семье в совхозе «Пограничный». Вернулся из армии, и вместе с братьями Анатолием и Алексеем занялись выращиванием популярного овоща. Вскоре о предприимчивых парнях заговорили не только
в совхозе, но и в области. Урожай получили почти такой, как в родной Беларуси: по 170 - 180 центнеров клубней с гектара. И не с маленького огорода, а с поля в 180 га! В 1971 году Виктору даже вручили орден Ленина. Вот она, слава! А секрет успеха в деталях:
- Подготовка почвы, комплекс удобрений. Подбирали семена. Ну и, конечно, агротехника, приспособленная к местному климату, - рассказывал Курьянович.
В 1976 году Виктор стал Героем Соцтруда, а «Пограничный» - крупнейшим производителем картофеля. Примеру совхоза последовали и другие хозяйства. И картошка на Камчатке уже занимала больше тридцати тысяч гектаров. Урожай отправляли на Чукотку и Колыму.
Земляки посвятили Виктору стихи: «Сын Беларуси и России, ты труд вложил в суровый край. В землю, рожденную вулканами, и получил богатый урожай».
Три года назад главного картофелевода Камчатки не стало.
ГОМЕЛЬСКИЙ СОЛОВЕЙ
Камчатскому белорусскому землячеству в этом году исполнилось 26 лет. В сообществе около ста человек. День единения народов России и Беларуси 2 апреля и День освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков 3 июля - главные праздники.
Четыре года назад Виталий Кибалов под это дело собрал ансамбль «Сустрэча». В числе солисток - Валентина Гилева. Ей 84 года. Необыкновенные васильковые глаза, милая улыбка и тонкая, как у девочки, фигурка. Голос льется звонким ручейком, местные прозвали ее гомельским соловьем, потому что родом оттуда. На Камчатке работала закройщицей на фабрике, а затем воспитательницей в детсаду. Еще четверть века - в хоре ветеранов «Красная гвоздика».
Вообще белорусы легко встроились в камчатский быт. В начале нулевых Виталий приехал в Кроноцкий заповедник. И увидел там ухоженные дома с наличниками:
- Такие резные теремки, словно на картинке. Во дворах паслись бычки, коровы, козы, кролики. Куча курей. Прямо как в белорусский двор попал!
Оказалось, хозяева домов - этнические белорусы. В третьем поколении. Никогда не были на родине, но внутренняя ментальность передалась детям и внукам.
Белорусы здесь добились высот в разных сферах. Например, Людмила Садовникова руководит информационно-просветительским центром «В семье единой». Ее бабушку вывезли из оккупированного немцами села Оздятичи Борисовского района. А малышку Люду по дороге отдали в детдом в Иркутской области. Сергей Корнев - главный в Петропавловске по сивучам. Заведует лабораторией морских млекопитающих КамчатНИРО. Кандидат биологических наук. Осенью морские львы приплывают поближе к рыбозаводам и устраиваются на зимовку. Корнев опекает их.
А Владимир и Людмила Жамойда приехали в Петропавловск-Камчатский из Гродненской области в 1985 году в свадебное путешествие. Влюбились в суровый и одновременно красивый край, да и остались.
* Встреча (бел.).
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
НА ТОЛБАЧИК С ВАСИЛИЕМ ПЕСКОВЫМ
Журналист и писатель Михаил Жилин - яркий представитель белорусской диаспоры в Петропавловске-Камчатском.
ДВЕ РОДИНЫ
Ему было 24 года, когда приехал на полуостров,
и живет здесь уже шестьдесят лет. В этом году получил из рук губернатора почетный знак «За верность Камчатке», но свою малую родину не забывает:
- Я родился в деревушке Городец, что в паре сотен метров от Смоленской области. Недавно ездил на нее посмотреть. Увы - ни одного домика. Только травы высокие. Племянница, проживающая в Минске, рассказала, что дом наш сгорел.
Отец Жилина до войны работал плотником, мать трудилась в колхозе. 22 июня 1941 года глава семьи ушел на фронт, и мама осталась одна с четырьмя детьми. Маленький Миша пережил и бомбежки, и голод. Окончил школу с серебряной медалью. Год работал в районной газете. Попытался поступить на журфак в Минске, но в тот год приема не было. Поехал в Киев. По распределению предлагали место в одесской молодежной газете «Молодой целинник». Но подвернулся счастливый случай: один парень отказался поступить в «Камчатскую правду». 15 июля 1961 года Жилин уже был там.
- В 60-е годы тут было время романтиков, - вспоминает он. - Много молодежи. Геологи, инженеры, проектировщики, строители, вулканологи. Ведь престижно в то время было исследовать вулканы.
В 1968 году Жилин перешел в ТАСС. Занимался фотоохотой. Выпустил большой фотоальбом «Кроноцкий заповедник».
«СРОЧНО ПРИЕЗЖАЙ!»
Из-под его пера вышли восемь книг. В том числе «Камчатский Ермак» о первооткрывателе полуострова Владимире Атласове, «Огненное ожерелье» о вулканах, «Многоэтажные острова». На подходе - «Белые росы Камчатки» - про белорусов землячества. Но все банально упирается в деньги. Для того чтобы выпустить около двухсот экземпляров, нужно порядка 450 тысяч рублей.
Жилин изъездил весь полуостров. Зимой на собачьих упряжках катался в Долину гейзеров. Сплавлялся на плоту по реке Камчатка. На моторных лодках прошел по Тихому океану вдоль восточного побережья.
В 1965 году подружился с легендарным журналистом «Комсомольской правды» и писателем Василием Песковым.
- Он прилетел после Антарк-тиды, - вспоминает Михаил Яковлевич. - Зашел в редакцию и спросил: «Кто Камчатку немножко знает?» Ребята показали на меня. Вася пошел к редактору: «Отпустите вместе со мной». С Песковым мы подружились. Перезванивались. И в 75-м году, когда было эпохальное извержение Толбачика, я ему позвонил. Он прилетел. Знакомые авиаторы нас быстро туда доставили. Провели там неделю. Вася написал прекрасный очерк «Чаепитие у Толбачика». Вместе выпустили сборник очерков про Камчатку, близлежащие острова, а также Аляску, «Русский след».
Жилин по сей день путешествует. На Командорах был раз десять. Заглядывал туда и в сентябре, когда отмечалось 280 лет открытия островов.
- Был дождь, ветер, ужасный холод, - вспоминает Михаил Яковлевич. - Туда на теплоходе шли. Покачало хорошо.