«Пограничники стреляли в голову беженцу на моих глазах»
Польский военнослужащий попросил политического убежища в Беларуси. Солдат утверждает, что на его родине расстреливают мигрантов и волонтеров
Фото: Sputnik
БЕЖАЛ ОКОЛЬНЫМИ ПУТЯМИ
25-летнего Эмиля Чечко белорусские пограничники обнаружили, когда уже смеркалось. Дезертира в нем признали не сразу: парень был без формы и оружия, руки в крови, взгляд испуганный. Легко сошел бы за беженца, которого вытолкали с польской стороны. Таких на границе за последние месяцы были сотни. Но Чечко, подняв руки, заговорил:
- Я польский солдат. Я не согласен с политикой Польши относительно миграционного кризиса и больше не хочу выполнять преступные приказы своих командиров. Прошу политического убежища в Беларуси.
Не успел Госпогранкомитет разобраться в ситуации и дать официальный комментарий, как на польской стороне хватились перебежчика. Командование 16‑й Поморской дивизии 11‑го Мазурского артиллерийского полка сначала распространило сообщение, будто солдат «погиб при исполнении задач». Успели даже объявить «поиски геройски погибшего жолнера». После того как он все-таки нашелся живым в Беларуси, риторика изменилась: «Не подтверждаем сведения, распространенные белорусскими СМИ». Но к вечеру признались, что боец исчез. Как и куда? Не важно. Зато наутро лично министр обороны Польши Мариуш Блащак отрапортовал в Твиттере: «У солдата, который пропал вчера, были серьезные проблемы с законом, и он подал рапорт об увольнении из армии. Его вообще не следовало направлять на службу на границе».
Тем не менее Эмиль Чечко как раз был из тех, кто всегда хотел служить. С гордостью носил форму и не стесняясь постил в соцсети фотографии с сослуживцами. Хорош собой, подтянут и улыбчив. И вдруг - дезертир!
- Бежал из армии через колючую проволоку, порвал штаны и поранил руку. Пересек нейтральную полосу и увидел, что едет польский патруль. Я снял форму и окольными путями побежал в сторону Беларуси, - вспоминал спустя сутки о своем поступке Чечко. - Я решил покинуть польскую армию именно таким способом потому, что невозможно молчать о том, что творится на территории Польши.
ПЬЯНЫЙ ПАТРУЛЬ
Боец не стал стесняться в выражениях, говоря о своем командовании, и прямо заявил: в польском приграничье бесчинства творятся с весны.
- В какой-то момент начали приезжать машины с пограничниками. Нас с сослуживцем однажды взяли с собой. По дороге предложили выпить. А добравшись до места, оказались в жуткой ситуации. Нам начали целиться в голову, чтобы заставить стрелять. На первом патрулировании мы были пьяные. По дороге ловили одинокого человека, увезли его в лес, выкопали яму, и… прямо на наших глазах пограничники в него стреляли.
По словам солдата, среди погибших были не только беженцы, но и волонтеры.
- Я был в такой ситуации. Когда подъезжал какой-нибудь волонтер и начинал говорить: «Куда вы их (беженцев. - Ред.) ведете?», пограничник просто стрелял ему в лоб. Лично видел такое дважды. Тела закопаны или растерзаны волками, но большинство в ямах. Мне трудно сказать, сколько там могил. Туда должен попасть Красный Крест и все это расследовать. Это невозможно описать, - с горечью говорит Эмиль Чечко.
ЖЕРТВЫ ЗАПОМНЯТСЯ НАВСЕГДА
Военнослужащий не скрывает: выполняя преступные приказы, стрелял по людям и сам:
- Лица первых запомнятся навсегда. А потом уже не смотришь на лицо. Только целишься в грудную клетку. Я испытываю чувство вины за свои поступки несмотря на то, что они происходили по принуждению.
Дадут ли беглецу политическое убежище в Беларуси - вопрос открытый. В Польше военная полиция уже начала расследование уголовного дела по факту дезертирства, дома у Чечко прошли обыски, а его непосредственных командиров уволили со службы. В СМИ и политической верхушке страны развернули целую информационную кампанию против солдата. Польские СМИ пишут, что парень недавно был задержан за вождение в нетрезвом виде и в его крови обнаружили следы марихуаны. А вот экс-командующий сухопутными войсками Польши Вальдемар Скшыпчак открыто требует смертной казни.
- Солдат изменил Польше во время войны, перейдя на сторону нашего врага, и это бесспорно. Пуля в лоб и все, - эмоционально заявляет генерал.
Так или иначе, обратной дороги домой у Эмиля Чечко нет.
- То, что он сделал, - бешеный риск. Он же в Польшу точно не сможет вернуться. А у него наверняка есть семья, близкие. Представьте, какую нужно иметь мотивацию, чтобы так кардинально поменять свою жизнь, - рассуждает польский политолог Томаш Янковски. - Он это сделал, только чтобы не выполнять приказы. Сейчас у нас его называют по-разному: и агентом Беларуси, и предателем, говорят, что он не должен был служить в армии. А как же допустили, что он служил?
В ТЕМУ
В ноябре в польском приграничье при загадочных обстоятельствах погибли два солдата. По официальным данным Министерства обороны, 21-летний военнослужащий скоропостижно скончался из-за проблем с сердцем. Второй солдат якобы покончил жизнь самоубийством. Оба служили в подразделениях, выставленных охранять границу от беженцев.