На дальней станции сойду
Большая кольцевая линия московской подземки, которая в будущем станет самой большой в мире, приросла сразу десятью станциями
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ ПОД ЗЕМЛЕЙ
Столичная подземка снова вошла в историю. В прошлый вторник открылись сразу десять станций Большой кольцевой линии от «Каховской» до «Мневников». Последний раз, так много и за один присест, остановки открывали в далеком 1935 году, когда метро в Москве только запускали.
Теперь полутора миллионам москвичей проще добираться до работы, на прогулку в центр и перемещаться между одиннадцатью районами с Запада на Юг. В первый же вечер на этом участке перевезли 53 тысячи пассажиров.
- Глянь, глянь, какая красота на потолке, - обращается к подруге женщина, едва сойдя с эскалатора на станции «Воронцовская».
Даже бегущие сломя голову по своим делам невольно замедляют шаг, закатывая глаза в потолок.
- Да это же Млечный путь! - восклицает мужчина.
И он прав. На потолок прикручено почти двенадцать тысяч алюминиевых «тарелок», которые с помощью программ трехмерного моделирования установили так, чтобы имитировать галактику. К «космическому» дизайну архитекторов подтолкнула станция-спутник «Калужская». Всем известно, что в Калуге жил и работал знаменитый ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. «Изломанные» серые колонны на платформе напоминают метеориты, а полоцкий белоснежный мрамор, использованный в отделке, - словно самая яркая звезда ночного неба Сириус.
Первый ковш экскаватора уткнулся в землю здесь в конце марта 2018 года. Строители говорят, что станция мелкого заложения. Глубина - 23 метра, а нижнее основание - на отметке 54 метра. Фактически высота четырнадцатиэтажного дома.
ДВЕРИ ОТКРЫВАЮТСЯ
Запуск новых станций не пропустил и президент Владимир Путин. Метростроевцев и пассажиров он приветствовал по видеосвязи, а после сказал:
- Начинайте!
И полетели по рельсам и тоннелям новенькие комфортные поезда «Москва-2020». А ведь еще десять лет назад вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным они обсуждали, что до транспортного коллапса в столице рукой подать.
- Делать город более современным и динамичным было важнейшей задачей, и, Сергей Семенович, я могу сейчас с полным основанием сказать, что вы и ваша команда справляетесь с ее решением, она вам по плечу. Впереди у вас еще много работы, - напомнил глава государства.
В марте 2020 года столичный метрополитен даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. 48 свидетелей зафиксировали одновременную работу 23 тоннелепроходческих комплексов на БКЛ. Протяженность нового участка - двадцать километров. Теперь работают 22 станции на промежутке в 44 километра будущей Большой кольцевой линии, но это еще не все. Когда кольцо замкнется, оно станет самым длинным в мире - семьдесят километров.
К 2023 году откроют последние девять станций.
Еще одна красавица - «Давыдково». Ее оформление посвятили спасателям. В кассовом зале можно рассмотреть панно «Звезда спасения» с изображением Божией Матери с иконы «Неопалимая Купина» - покровительницы сотрудников МЧС. А павильон украшает витраж «Герои всегда рядом», где с легкостью угадываются пожарные, саперы, водолазы, врачи.
Вдоль путей расположено панно с девизом МЧС: «Предотвращение. Спасение. Помощь», а у эскалаторов можно узнать историю становления ведомства.
НОВЫЙ ЗАХОД
Уже в 1940 году стало понятно - одной Кольцевой линии будет мало, хотя к тому моменту действующая коричневая ветка только строилась. В 1950 году ее запустили. Самые глазастые и любопытные пассажиры могут и сегодня увидеть в вестибюле на «Курской» панно с уточнением, что эта станция относится к Большому кольцу.
Война, восстановление страны отложили развитие метро на второй план. Но в 1960-х к вопросу вернулись. На перспективной схеме развития подземки 1971 года новая замкнутая ветка располагалась далеко от Кольцевой, имела семь пересадок с действующими и одиннадцать - с проектируемыми и строящимися радиусами.
Этот проект частично совпадает с нынешней БКЛ, особенно в южной и юго-западной части. Если бы его реализовали, то уже несколько десятилетий назад можно было бы доехать от «Юго-Западной» до «Кунцевской» всего за восемнадцать минут вместо нынешних сорока, а дорога от «Калужской» до «Севастопольской» к концу 1980-х занимала бы десять минут вместо получаса.
Затем, уже в нулевых, стали снова обсуждать второе кольцо. Но до дела дошло только в 2011 году.
- С Большой кольцевой линии будут пересадки на 44 различных направления - это и пригородные электрички, и МЦК и МЦД, и радиальные линии метро. Ключевой проект является вместе с МЦК, по сути, новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы. Он самый сложный и самый востребованный. Сложный - потому что под мегаполисом построен и строится целый подземный город: всего 150 километров тоннелей надо будет пройти, - рассказал Сергей Собянин.
ПРОВЕРКА СЛУХА
СЕКРЕТНАЯ ВЕТКА ДЛЯ СТАЛИНА
Говорят, что под мегаполисом спрятан специальный маршрут для властей.
По легенде, линия из десяти станций была заложена в 1947 году. Некоторые утверждают, что метро № 2 было проложено к даче Иосифа Сталина. Но даже диггерам не удалось найти секретную ветку. Вообще, метрополитен окутан множеством тайн, легенд и загадок. Многие слышали, что Кольцевая линия появилась после того, как Сталин поставил чашку с кофе на проект подземки и от нее осталось коричневое пятно. Это, конечно, не так. Существует и легенда о поезде-призраке: якобы раз в месяц перед закрытием метрополитена он появляется из ниоткуда. Если сесть в него, назад уже не вернешься.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, А НЕ МЕТРО
Где искать раковину наутилуса и иглы морских ежей.
15 мая 1935 года в столичной подземке открылась первая линия метро. Всего тринадцать станций - от «Сокольников» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Сегодня работают пятнадцать веток и больше 250 станций. Хоть метро и 86 лет, но некоторым окаменелостям, найденным во время прокладки тоннелей, больше семидесяти миллионов лет! К примеру, на станции «Парк Победы» можно рассмотреть аммониты и раковины белемнитов. На «Добрынинской» отчетливо видна раковина наутилуса. А еще тут встречаются фрагменты кораллов и иглы морских ежей.
Самой же глубокой станцией метро считается «Парк Победы» - 84 метра до поверхности, а наиболее протяженной - «Воробьевы горы»: платформа размахнулась аж на 284 метра.