Вот тебе, внучек, и ЕГЭ
Разгром системы российского образования вступает в решающую фазу. Министр образования и науки Андрей Фурсенко объявил о подготовке проекта закона, в соответствии с которым выпускники школ, получившие на Едином государственном экзамене неудовлетворительную оценку, вообще не будут допускаться к обучению в высших учебных заведениях.
Это свидетельство глубочайшего кризиса, в котором находится сегодня система общего среднего образования. Иного даже трудно было бы ожидать. Потому что уже пятнадцать лет российское образование идет вниз по ведущей вверх лестнице.
Несмотря на кажущееся внимание государства к проблемам образования и постоянные декларации правительства о повышении расходов в этой сфере, оно давно уже стало пасынком в родном доме. Сегодня Россия тратит на развитие образования всего лишь 3,5% ВВП. В то время как основные страны Европы давно уже перешагнули порог 8% ВВП. США расходуют на систему образования из государственного бюджета до 11% ВВП, Китай – 12%, Япония – 14%, Финляндия – 16,5%, а Южная Корея – 23%. Наш ближайший друг и соратник – Республика Беларусь – тратит на образование 6%, почти в два раза больше РФ!
Что касается положения российских школ, то около 40% из них вообще не пригодны для обучения детей. Уже 16 лет российская школа живет без утвержденных федеральным законодательством стандартов. А это означает, что каждый регион имеет свои подходы к реализации образовательных программ. Каждый учитель трактует преподаваемый предмет по-своему, не согласуя это с общегосударственными нормативами.
И в этих условиях руководство Министерства образования и науки вот уже восьмой год упорно проводит эксперимент по внедрению единого государственного экзамена – ЕГЭ.
О каком единстве можно говорить в стране, имеющей совершенно неравномерный и несбалансированный подход к системе образования в различных регионах?
Зуд реформаторства буквально поразил российское образовательное руководство. Не имея основополагающих принципов и необходимых условий для осуществления своей социальной функции, российская школа сегодня захлебнулась волной так называемых новаций, в результате которых из чана с водой выплеснули самое главное – ребенка.
Выплеснули оттуда и того, кто должен этого ребенка воспитывать и формировать, – учителя. За последние годы российская школа лишилась большей части высококвалифицированных педагогов. А Министерство образования взяло курс на сокращение приема в педагогические вузы, мотивируя это… избытком педагогических кадров.
Кроме того, с внедрением ЕГЭ мы получили уникальное явление. Сегодня думающий, творческий учитель оказался в России невостребованным. Его место заменил репетитор, тупо натаскивающий своих подопечных на тесты ЕГЭ. И никакой «национальный проект» спасти положение дел, похоже, уже не в состоянии. Тем более что и сам так называемый нацпроект «Образование» в 2009 году будет свернут.
Сегодня мало кто задумывается над тем, почему основные преобразования в системе нашего отечественного образования проводятся под руководством и при непосредственном участии американских советников. Но они активно работают в России с 1992 года. Именно при их непосредственном участии была разработана программа «Модернизации российского образования». Именно они стояли у истоков эксперимента по внедрению ЕГЭ. Именно под их руководством разрабатывался новый принцип финансирования образовательных учреждений, при котором деньги должны следовать за учеником. Пытаясь внедрить систему «конкуренции» образовательных учреждений, они фактически дали старт их массовому уничтожению. Но первыми уничтожению подверглись сельские школы. В рамках реструктуризации сельской школы большая часть их была просто закрыта. За прошедшие 15 лет Россия лишилась более 12 тысяч общеобразовательных школ, основная масса которых находилась в сельской местности.
Невольно возникает вопрос: кому и зачем это было нужно?
Еще в августе 1948 года Совет национальной безопасности США принял директиву 20/1 «Об отношении к России». Фактически это был план уничтожения нашего государства. В 1987 году Конгресс США, реализуя данную директиву, утвердил «Русский проект», на который из бюджета было выделено 350 миллионов долларов.
Одной из важнейших задач в рамках «Русского проекта» было уничтожение интеллектуального потенциала российской нации. И прибывшие в Россию американские советники с этой задачей успешно справились. Именно в рамках данного проекта в системе российского образования началось внедрение ЕГЭ.
Фактически большая часть выпускников общеобразовательных школ, лишенная не только практически, но и теоретически возможности продолжить свое совершенствование в профессиональных учебных заведениях высшего уровня, будет обречена на медленное вымирание. Обусловлено оно будет тем, что почти 80% средних профессиональных учебных заведений за годы реформ были уничтожены. А следовательно, выпускники школ, не сдавшие этот самый пресловутый ЕГЭ, будут попросту выброшены за порог жизни.
Сегодня весь цивилизованный мир идет по пути максимального развития системы высшего профессионального образования. Так, в Японии, отличающейся высочайшим уровнем развития науки и технологий, высшее профессиональное образование стало для всех граждан страны обязательным и бесплатным. Тем же путем идут страны Европы: Германия, Франция, Голландия, Швеция, Норвегия, Финляндия. И только Россия движется в обратном направлении. Под лозунгом повышения качества высшего профессионального образования Министерство образования и науки России фактически начало кампанию по уничтожению российских вузов.
Сокращение предполагается широкомасштабное. Из тысячи вузов в стране, как заявил Фурсенко, должно остаться не более 150-200. Это приведет к полному коллапсу региональной экономики и диспропорции в региональном развитии. Этого и добиваются представители американских спецслужб, осуществляя «Русский проект». У всей российской педагогической, и не только, общественности возникает вопрос: зачем господин Фурсенко так цепляется за этот проект?
Сергей КОМКОВ,
президент
Всероссийского фонда
образования