Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Сын земли белорусской

Великих сынов, беззаветно любящих свою Родину, земля белорусская рождала во все времена. Люди и очень известные, и самые обычные труженики – все они одинаково беззаветно любили эту землю, без остатка служа тому делу, которому призваны были служить. Один из них – Михаил Федорович ЛАВРИНОВИЧ. Мне посчастливилось знать и по роду своей работы нередко встречаться с этим легендарным человеком, который полвека отдал Минскому автомобильному заводу. Пройдя путь от рабочего до генерального директора ПО «БелавтоМАЗ», он возглавлял гигант белорусского автомобилестроения Беларуси около полутора десятка лет. Под его руководством и при его самом непосредственном участии была создана очень широкая гамма современной белорусской автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 250 тонн, освоено производство городских автобусов. Михаил Федорович был инициатором, а с 1994 года и президентом Белорусской научно-промышленной ассоциации.
Его труд был отмечен орденами Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета», «Дружбы народов», он был лауреатом Государственных премий СССР и БССР, не раз избирался депутатом Верховных Советов СССР и Беларуси, был удостоен высоких званий – заслуженный машиностроитель Беларуси и почетный гражданин города Минска.
…Вряд ли сельский паренек из деревни Телуша, что недалеко от Бобруйска, даже мечтал о таких высотах и таких испытаниях, которые жизнь ему уготовила. Но он был к этому готов, потому что трудился с самых малых лет. Как все деревенские ребятишки, Михаил пас гусей, свиней, коров, а однажды ему доверили и вовсе ответственное дело – работать в колхозе конюхом. Досматривал огромный табун лошадей, гонял его в ночное – полторы сотни голов были на его попечении и ответственности. И ничего, справился.
В те тяжелые послевоенные годы молодежь активно вербовали в город – поднимать уничтоженные войной города, восстанавливать заводы, строить новые. Михаил оказался в числе таких добровольцев. Приехал в Минск учиться в автомеханическом техникуме, который все годы был основным «донором» квалифицированных кадров для Минского автомобильного. В 1950 году, окончив техникум, начал работать на МАЗе наладчиком станков. Работал и учился на вечернем отделении политехнического института. Так жизнь навсегда связала его с любимым автозаводом. Более того, как всегда подчеркивал сам Михаил Федорович, именно завод сделал его человеком и патриотом, ежедневно шлифуя его профессионализм, как бриллиант шлифуется из бесформенной алмазной породы. Так что стремительный подъем по служебной лестнице был отнюдь не случайным: наладчик, мастер, старший мастер, инженер-технолог, начальник техбюро, заместитель начальника цеха, заместитель директора, главный инженер, технический директор, генеральный.
Но как бы высоко ни поднимала его судьба, Михаил Федорович, выросший в простой крестьянской семье, по-прежнему любил деревню, не чурался простых людей, оставался доступен, отзывчив и прост в общении, никогда не ставил себя выше другого. Помню, как однажды, полистав мою книгу стихов, которую я, будучи журналистом автозаводской газеты, ему подарила, сказал: хорошие стихи, особенно те, что про деревню. Правильно пишешь, искренне, честно... Откуда у тебя, горожанки, это?
– Когда я родилась, папа студентом был, в городе учился. А мама жила в деревне на Могилевщине, там я и родилась. Так что, наверное, по духу навсегда осталась человеком от земли.
– Так мы, значит, еще и земляки, – еще теплее произнес генеральный…
Этот человек мне нравился всегда – и внешне, и внутренне. И не только мне, а наверняка каждому, с кем хоть однажды пересекалась его судьба. Высокий, плечистый – чем-то похож на дуб, что растет в дубраве за его селом. Он и в свои семьдесят ничуть не изменился, разве только седины прибавилось. И каждый раз, когда встречала Михаила Федоровича, всегда невольно думала одно и то же: рождает же земля наша таких богатырей!
МАЗ уже с самого момента своего рождения гремел на всю страну. Ни одна стройка не обходилась без мощных белорусских машин. Но помимо «МАЗов» – грузовиков, которые знал каждый советский человек, завод выпускал не менее стратегическую продукцию, о производстве которой ведали только посвященные, – тягачи для советских ракет. По признанию самого Михаила Федоровича, период, когда шло освоение производства ракетных тягачей, был для него самым тяжелым и ответственным за все полвека работы на заводе. Во-первых, это задание выполнялось по специальному постановлению ЦК КПСС, не выполнить которое было невозможно. Во-вторых, в период холодной войны речь шла не просто о производстве новой продукции, а о продукции в прямом смысле стратегической. Надо ли говорить об ответственности, которая ложилась на плечи каждого, кто был причастен к исполнению этого задания партии и правительства. А Михаил Федорович в ту пору работал главным инженером и, понятно, вкусил ответственности и всего, что с ней связано, как говорится, по полной программе. Ведь именно главный инженер определял и направлял всю техническую политику завода.
Но мазовцы, как всегда, с заданием справились, смогли, сдюжили…
И вообще, сила МАЗа во все времена была прежде всего в силе и крепости духа его людей. В перестроечные времена, во многом именно благодаря таким людям, как Михаил Федорович, крупные заводы страны выжили, выстояли, не рассыпались в прах, как многие предприятия стран СНГ, не перешли на производство ширпотреба, а сохранили свое основное направление. Михаил Федорович, будучи в те годы генеральным директором, смог стабилизировать коллектив, удержать специалистов, когда отток квалифицированных кадров стал бедой всех предприятий. Сохранились на заводе и практически все социальные гарантии.
Позже, руководя БНПА, он объединял и координировал усилия уже всех промышленников, содействовал развитию демократического правового государства, развитию в Беларуси системы социального партнерства, защите прав и законных интересов граждан. Михаил Федорович внес неоценимый вклад и в развитие предпринимательского движения как в Беларуси, так и на всем постсоветском пространстве, в укрепление отношений экономического и человеческого сотрудничества между странами, прежде всего между Беларусью и братской Россией. Был самым активным сторонником строительства и укрепления нашего Союзного государства, будучи уверенным, что только вместе наши народы смогут жить достойно и зажиточно.
Человек с его проблемами был для него во главе угла во все времена – и в самые трудные, и в самые лучшие. Ведь трудности, большие или малые, существовали всегда. И требовательным Михаил Федорович был прежде всего к себе, а потом уж к людям. С семи утра он всегда был на заводе. Порой рабочий день тянулся до десяти вечера. Иногда и до двух ночи. Ведь на МАЗе есть такие производства, которые работают беспрерывно. И такие нагрузки выдерживал многие годы. Всю жизнь Михаил Федорович трудился творчески, самозабвенно, отдавая себя без остатка. Он был очень организован. Однажды я спросила Михаила Федоровича, как он все успевает. Он, улыбаясь, похлопал по моему узкому плечу своей большой крупной ладонью:
– Да у меня ж закваска деревенская, сама знаешь. Здоровье крепкое, у нас в роду все долгожители, под сто лет все жили. Мужики все здоровые, в узел кочергу завязывали.
– И вы, Михаил Федорович, тоже до ста лет обязаны прожить, – глядя на его богатырскую фигуру, пожелала я своему генеральному.
…Михаил Федорович Лавринович умер 9 сентября 2008 года на 79-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни. Я не смогла попасть на похороны, о чем очень жалела. Но позже подумала, что, может быть, это и к лучшему. Пусть в моей памяти этот человек навсегда останется живым энергичным богатырем, каким я его знала многие годы.

Ольга БОТЯНОВСКАЯ