Поезд Брест - Москва бежит, качается
Российскую столицу и город над Бугом 150 лет назад связала железная дорога
ПО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛЕНИЮ
- Путь из XIX в XXI век непростой. Эта дорога видела революцию, Первую мировую войну и Великую Отечественную. Но старой ее не назовешь. Она современная. Всегда была и будет востребованной. Решает задачи не только наших стран, но и континентов, - говорит о достоинствах начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов.
Сперва планировалось, что Москву и Брест рельсы и шпалы соединят через Могилев, Бобруйск и Пинск. Инженеры, геодезисты, строители долго спорили. В итоге решение принял сам император Александр II. 11 марта 1868 года он написал: «Исполнить по мнению меньшинства», - и повел железную дорогу через Борисов, Минск, Барановичи. Сейчас эти города - крупнейшие транспортные узлы на карте Беларуси, а могли бы ими и не стать.
Знаменательный день, когда первые паровозы, пыхтя густыми клубами дыма, покатились по новеньким рельсам, задокументирован в архивах. Сохранилась телеграмма из Смоленска от 16 ноября 1871 года председателю правления Московско-Брестской железной дороги Викбергу: «Открытие второго участка дороги последовало сегодня при молебствии в присутствии местных властей. Поезд товаро-пассажирский отправился в Брест сейчас после молебствия. Пьем ваше здоровье».
С тех пор на протяжении 150 лет составы туда-сюда стучат по императорской дороге своими колесами без перерыва.
НАВСТРЕЧУ СЕВЕРНОМУ СИЯНИЮ
На торжества по случаю юбилея маршрута на станцию Брест-Центральный понаехало немало гостей. Прибыли по железной дороге, конечно. В роскошном зале ожидания вокзала перед почетными работниками путей, представителями БЖД и РЖД и случайными пассажирами разыграли целый спектакль о том, как от Москвы до Бреста дорогу прокладывали. На всеобщее обозрение выставили и раритеты - билеты полувековой давности, довоенные фонари, с которыми железнодорожники когда-то обходили вагоны, аппараты связи и многое другое.
Как и в XIX веке, сообщение Москва - Брест сейчас имеет важное экономическое значение для двух стран. Одних только пассажиров между городами ежегодно перевозят более 1,2 миллиона!
- В феврале начали восстанавливать поэтапное сообщение с Россией после его отмены из-за коронавируса. Сейчас вышли на 65 процентов доковидных показателей. Изучаем потребность в новых железнодорожных маршрутах. Например, в Адлер, а затем и в Мурманск с остановкой в Архангельске, - делится планами Владимир Морозов.
Аккурат к сезону северного сияния поезда должны пойти.
- В этот юбилейный год запустили скоростные поезда «Ласточка» между Москвой и Минском. Хотим увеличить и объем грузоперевозок. Беларусь для нас - ворота в Европу, - говорит заместитель генерального директора РЖД Сергей Павлов.
ПОЕХАЛИ!
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ
В 1871 году путь из самой западной точки Союзного государства до Первопрестольной занимал восемьдесят часов.
Приятный сюрприз 16 ноября ожидал жителя Тамбова Дмитрия Иркова. В праздничный день он купил первый билет на поезд № 28, который отправлялся из Бреста в Москву, и получил фирменный подарок.
- Железная дорога в моей жизни значила и значит очень много. Довелось много времени жить и служить в Беларуси. У меня здесь много родственников и друзей. Связи остаются, их невозможно разорвать никакими расстояниями или границами, - поделился растрогавшийся россиянин, пожелав железнодорожникам двух стран дальнейшего сотрудничества и развития.
Кстати, в Москву счастливчик Дмитрий Ирков домчал меньше чем за четырнадцать часов. А вот если б ехал в 1871-м, были бы восемьдесят, или 3,5 суток.