На пороге блэкаута
Украина в третий раз за ноябрь возобновила импорт белорусской электроэнергии. А еще в октябре власти страны решительно хотели отказаться от помощи из Синеокой
МОГЛИ И ЗАМЕРЗНУТЬ
«Экспорт осуществляется в соответствии с подписанным на ноябрь контрактом», - сухо прокомментировали возобновление поставок в Незалежную в пресс-службе республиканского Минэнерго.
Никаких эмоций, только деловые отношения. Да и те с массой оговорок и нюансов.
В прошлогодние лютые морозы украинцы экстренно обращались к белорусам за электроэнергией. Только 18 января в энергосистему Украины было отпущено 3,1 миллиона кВт.ч, пиковая мощность составляла 500 МВт. Немалые цифры тогда удивили всех.
Еще больше вопросов вызвала ситуация, которая произошла вечером 3 февраля. Город Энергодар, вблизи которого расположена Запорожская АЭС, на секундочку, крупнейшая в Европе, вдруг остался без энергии. Совсем. Четыре блока ТЭС аварийно отключились, и город погрузился во тьму.
В результате в энергосистеме Украины возник дефицит мощности в 750 МВт. «Укрэнерго» поспешила заявить, что недостаток был компенсирован без запроса аварийных поставок от соседей, якобы путем увеличения производства электроэнергии на ГЭС. Правда, тут уже не смолчали белорусы: рассказали, что оказывали экстренную помощь Энергодару по просьбе из Киева.
ХОРОШЕЕ БЫСТРО ЗАБЫВАЕТСЯ
Впрочем, уже по весне с наступлением тепла министр энергетики Украины Герман Галущенко потребовал запретить импорт электроэнергии из Беларуси и России. Лично обратился с письмом в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Глава ведомства заявил, что такие поставки «противоречат стратегическим целям Украины, в частности синхронизации Объединенной энергетической системы страны с ENTSO-E (Европейское сообщество операторов магистральных сетей в области электроэнергетики), и потенциально угрожают энергетической безопасности». Итог - импорт энергии действительно запретили до октября. Потом до ноября…
К ENTSO-E Украина безуспешно пытается присоединиться не первый год. Вот и сейчас обозначили себе сроки - во что бы то ни стало успеть до 2023 года. Но ключевым требованием для Киева при этом является обеспечение достаточности собственных генерирующих мощностей для покрытия прогнозируемого спроса на электричество. Реально ли это? Пока не выходит.
НИ УГЛЯ, НИ ГАЗА
Запреты на импорт электроэнергии из РБ и РФ, которые вводили как в 2020 году, так и в 2021-м, ощутимых результатов не дали. Наоборот, лишь отчетливее показали несостоятельность украинской энергосистемы, которая трещит по швам и пугает население страны веерными отключениями электричества, отопления и даже горячей воды.
Вот и получается, что со 2 ноября Беларусь по договору об аварийной помощи снова начала поставлять электроэнергию в Украину мощностью 500 МВт. По запросу украинской стороны, естественно. С 6 ноября подача шла уже на коммерческой основе на условиях, которые выдвинуло республиканское Минэнерго.
Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев тогда призвал не драматизировать ситуацию. Поскольку есть договорные обязательства и республика всегда выполняет их:
- Надо в конце концов пополнять и белорусскую казну, и обслуживать внешний долг. Продажа электроэнергии - это форма возврата кредитных средств. Давайте не будем драматизировать.
Белорусы же предупредили капризных соседей, что график поставок будет сформирован с учетом технических возможностей. Поэтому, когда 17 ноября в стране возникла необходимость отключения от сети первого энергоблока БелАЭС, то автоматически и в Украину электроэнергия идти перестала. Возобновили подачу только 21 ноября.
Что все это может означать для простых украинцев? Ничего хорошего. Власти страны уже не скрывают: вероятность веерных отключений электроэнергии на Украине очень высока. Потому что сейчас на двенадцати предприятиях, которые вырабатывают тепло и электроэнергию, недостаточно запасов угля. Недостаточно и газа в хранилищах.