Большая перемена
Директору качканарской вечерней школы Валентине Савельевой часто снятся кошмары. То она вместе с учителями лазает по уступам горы Качканар в поисках сбежавшего из дома старшеклассника. То ей делают нахлобучку в комиссии по делам несовершеннолетних за кражу школьником батона колбасы. То в управлении образования заставляют писать объяснительную за вечерние прогулки несовершеннолетних учениц с командированными мужчинами. А вопрос и там, и сям задают один: «Почему вы так плохо воспитываете своих учеников?» Валентина Александровна просыпается в поту и отвечает в темноту: «Почему это – «мои» ученики? Они наши, общие. Почему я одна должна за все отвечать?» И думается ей в этот момент: есть ли в мире хоть один человек, способный понять страдания директора вечерней школы?
Валентина Александровна просыпается в поту и отвечает в темноту: «Почему это – «мои» ученики? Они наши, общие. Почему я одна должна за все отвечать?» И думается ей в этот момент: есть ли в мире хоть один человек, способный понять страдания директора вечерней школы? О модернизации образования сегодня говорится много и с большим энтузиазмом. Идут дискуссии о высшем, сельском, полном, среднем и инновационном образовании. Только почему-то за последние четыре года я ни разу не слышал, каким быть обучению в вечерних школах для нужд «инновационной экономики». Terra incognita. Неизведанная земля.
Между тем сегодня это уже совершенно не та двухсменная школа рабочей молодежи, которую, к примеру, я окончил в далекой юности. Когда утром работа, вечером – занятия. Или наоборот: утром – занятия, вечером – работа.
Сегодняшняя – «вечерняя» только по названию. Уроки в ней идут исключительно днем. А учатся здесь на очном отделении кроме обычных ребят и «трудные подростки», от которых – как бы это помягче выразиться – отказались директора дневных школ. Если не сказать – спихнули с помощью комиссии по делам несовершеннолетних, чтобы не портили показателей. Действительно, какая от них польза? Олимпиад с ними не выиграешь, миллионных премий по нацпроекту «Образование» не получишь. Нерентабельные, в общем.
Есть здесь и недавние сидельцы воспитательных колоний. Они тоже должны получить полное, то есть 12-летнее образование. Как педагогам-женщинам управляться с таким «контингентом»? Вот и приходится каждой учительнице до 80 раз в году ходить на дом к каждому бросившему занятия парню и уговаривать вернуться.
Несмотря на летний отпуск, я отыскал Валентину Александровну и попросил посвятить меня в свои заботы. Они ведь, скорее всего, всероссийского значения. А она вздыхает: как бы ее слова против нее же и не обернулись?
– В этом учебном году у нас впервые будет введен единый госэкзамен, – говорит она. – И я уже сегодня во всех инстанциях предупреждаю: ничего хорошего ЕГЭ нам не принесет. Он еще больше отпугнет ребят от школы. Меня не слушают, а потом, когда они останутся без аттестатов зрелости, будет поздно…
Еще одна головная боль:
– Во многих городах власти запрещают ребятам до 16 лет после 23 часов находиться без родителей на улице. А проще говоря – болтаться в поисках приключений. Там и на продажу спиртного несовершеннолетним строжайший запрет. Почему у нас нельзя ввести такие порядки? Скольких бы тогда подростков от правонарушений спасли!
Или вот забота. В октябре «вечерней» исполняется 50 лет. Она всего на год младше самого Качканара. Однако денег, чтобы по-людски подготовиться к юбилею, у директора В. Савельевой нет. Даже официально утвержденные шефы на этот раз развели руками. А ведь хочется и фотоальбом издать, и выпускников пригласить, чтобы не стыдно было. А как не будет стыдно, если оборудование кабинетов не обновлялось со времен генсеков? Если в физ- и химкабинете хоть шаром покати?
Вот и выходит, что «вечерняя» у города на положении Золушки. С той лишь разницей, что не спешит сюда зачарованный принц с хрустальным башмачком. Скорее уж какой-нибудь уполномоченный принесет очередную повестку…
Каждый год осенью и весной российские военкоматы устраивают настоящую облаву на призывников. Причины их уклонения от службы известны. О них мы говорили в качканарском городском Совете ветеранов с «афганцами», «чеченцами» и убеленными сединами фронтовиками. Это и отказ государства в 90-е годы от патриотического воспитания школьников. Резко оттолкнули ребят от армии и две войны на Кавказе, которые принесли горе и слезы в тысячи семей. Среди причин уклонизма – и пресловутая «дедовщина», которую высшие чины Минобороны всячески покрывают.
Излишне говорить, что особый «контингент» качканарской вечерней школы тоже не стремится в армию. И на военный учет становиться не спешит. Как быть? Военный комиссар города П. Блинов придумал, наверное, самый оригинальный в стране способ. Отослал директору школы грозное предписание: отныне учителя сами должны вручать повестки своим ученикам, а потом «организованно» приводить их для постановки на учет. А чтобы учителя не вздумали отлынивать, военком решил их припугнуть: «Невыполнение указанных требований является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 21.2 Кодекса об административных правонарушениях...»
Но по какому, собственно, праву военный комиссар стращает учителей статьей о наказаниях, перекладывая на них свои обязанности? Я поинтересовался на сей счет у городского прокурора А. Лесникова, но ответ получил уклончивый: «Пишите запрос». Вот и пишу.
Думаю при этом, что вечерняя школа для «трудных ребят» была и остается последним оплотом, который еще держит их на плаву. Рубеж, за которым начнется их падение. Вот почему, думалось мне, и администрация города, и управление образования, и руководство предприятий, и милиция, и военкомат, и шефы должны всячески помогать коллективу «вечерней» тащить ребят к полному среднему. А на деле педагог стал тем самым «мальчиком для битья», на которого можно свалить собственные обязанности и огрехи.
Пропускает парень занятия – кто виноват? Школа. Загремел ученик в милицию – снова директора Савельеву на ковер. Из дома сбежал – опять пиши объяснительную. Все остальные инстанции ни при чем. Им некогда. Они пишут отчеты о своих выдающихся достижениях и успехах. Получают гранты и грамоты, звездочки на погоны и очередные звания. Очень удобная позиция.
Тут действительно директору школы будут сниться кошмары.
Александр ГОЛОВЕНКО
г. Качканар,
Свердловская область