Некуда возвращаться - дома война
Две тысячи беженцев из Африки и Ближнего Востока разбили лагерь у белорусско-польской границы. И пытались прорваться через оцепление. К чему может привести миграционный кризис?
ФОТО: БЕЛТА
ДОЛГАЯ ДОРОГА В ГЕРМАНИЮ
- Море, море людей! Тысяча, а может, больше, мужиков, женщин, стариков, детей идут прямо по трассе к польской границе, - снимает вереницу беженцев на видео один из дальнобойщиков, возвращающийся из Польши.
Уже в десять утра 8 ноября у пункта пропуска «Брузги» близ Гродно собралась огромная толпа людей с сумками, тюками и чемоданами. Они будут прибывать весь день и, по разным оценкам, уже к ночи в холодном и мокром лесу окажется от двух до четырех тысяч человек. Бегут из Афганистана, Ирака, Ирана, Сирии в поисках лучшей жизни в Германии.
Польская сторона гостей не ждала. Министр обороны Мариуш Блащак пригнал к точке кипения двенадцать тысяч солдат и выставил их вдоль колючей проволоки. За их спинами - десятки машин полиции, водометы, военная техника. Каждые пять-десять минут над стихийным лагерем беженцев кружил вертолет, порой так низко, что люди едва могли устоять на ногах.
Еще три бригады военных готовы мобилизовать в случае обострения ситуации.
- Сто процентов солдат 1-й, 2-й, 4-й бригад Войск территориальной обороны находятся в шестичасовой готовности к действию. Солдаты, проверьте обмундирование и средства связи, сообщите работодателям и близким, - обращается к ним замглавы МВД Польши Мацей Васик.
- У нас нет оружия, а нам в глаза пускают газ, раздаются выстрелы, - испуганно рассказывает один из сирийцев. - Нам не нужна Польша, мы хотим в Германию. У меня шестеро детей. Все маленькие. Нет еды, молока для них, памперсов. Нет дров для костра, чтобы согреться, нет палаток, чтобы укрыться от дождя, а нас не пускают в Европу.
- Будем здесь до тех пор, пока не пройдем на ту сторону. Сколько? Два, три дня, неделю - мы не знаем. Уходить не будем. Нам некуда возвращаться, у нас дома война, - объясняет другой.
Факты стрельбы с польской стороны позже подтвердит официальный представитель Госпогранкомитета Беларуси Антон Бычковский:
- Стреляют на той стороне границы. Беженцы не представляют угрозы безопасности и не ведут себя агрессивно.
Нельзя исключать, что огонь открывали во время задержания беженцев, которым удалось ранним утром проскочить границу через дырку, пока ее не заблокировали. К утру 9 ноября сообщений об убитых и раненых не поступало.
ВЫДУМЫВАЮТ ДИЧЬ
В Европу беженцы попадают разными путями. Сейчас, когда авиасообщение и наземный транспорт во многих странах закрыт из-за пандемии, мигранты устремились в ЕС через Синеокую. Прилетают, не нарушая закон. Авиакомпанию «Белавиа» обвиняют в организации миграционных потоков. Это не так. Директор Департамента по авиации Минтранса Артем Сикорский напомнил, что перевозчик не выполняет полеты по этим направлениям.
- Выдумывается какая-то дичь, другого слова не подобрать. Нас обвиняют, что мы увеличили количество рейсов в Турцию. Почему это произошло? Когда Запад лязгнул железным занавесом, люди полетели через Турцию, чтобы добраться как-то в Европу. У нас все четко расписано, кто на этих бортах летает. Приезжайте, посмотрите, мы вам готовы предоставить всю информацию. Как отличить мигранта от не мигранта? Человек покупает билет - на основании чего мы можем ему запретить перелет? Ведь мы тогда обратились к нашим европейским партнерам: опубликуйте перечень стран, наций, национальностей, вероисповеданий - по любому признаку.
В полночь 9 ноября Польша закрыла пункт пропуска «Кузница». К тому времени уже как из рога изобилия сыпались обвинения в миграционном кризисе не только Беларуси, но и России. США, Литва, Латвия, Украина, куда ж без нее, призывают к новым санкциям, от ООН требуют помощи в возвращении мигрантов на родину, а Еврокомиссия поедет с уговорами остановить людской поток к властям стран, откуда бегут беженцы.
А где же громогласная защита прав человека? В 2015 году мэр Мадрида Мануэла Кармена называла беженцев сокровищем. Вслед экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель говорила о том, что государства должны делить ответственность за ищущих убежище. Но во время реального пограничного кризиса все могли убедиться, что слова еврочиновников ничего не значат.
Об этом говорит и член Комиссии ПС по вопросам внешней политики Олег Гайдукевич:
- Сейчас по всему миру миллионы иракских беженцев, а все уже забыли обещания Запада. Они тогда звали их в Европу. А в итоге люди получили холод, голод и нищету. А сейчас эти деятели обвиняют Беларусь в том, что мы в этом виноваты. Ни стыда ни совести! Все прекрасно помнят, как бомбили Багдад в нарушение всех резолюций ООН и международного права. Мы должны сделать все, чтобы это не повторилось. Беларусь и Россия должны понимать - мы вправе строить свои страны и ни с кем это не согласовывать. Мы должны быть сильными и думать только о своем народе и благе государства.
Поляки должны садиться за стол переговоров с белорусскими властями. Но им выгоднее поднимать истерию, обвинять Беларусь и выпрашивать деньги у Брюсселя на укрепление границы вместо реального решения проблемы.
Польша выдвинула войска на границу, а там беременные женщины и дети. Разве это не дико - бороться с женщинами и детьми с помощью армии? Они нарушают международное законодательство, страна должна принять мигрантов, расселить их и разбираться с ними в соответствии с теми документами, которые Варшава сама ратифицировала. Они не имеют права так поступать с людьми.
МНЕНИЯ
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ:
- Мы не сомневаемся, миграционные службы Беларуси принимают все меры, чтобы удерживать ситуацию в законном русле. Есть обеспокоенность в связи с тем, что эти мигранты могут перетекать на наши территории. Меры принимаются, ситуация, безусловно, непростая, большой груз ложится на плечи белорусских властей.
Мария Захарова, официальный представитель МИД России:
- Сейчас польским политикам, которые клянут Александра Лукашенко и обвиняют Минск в проблемах с иракскими мигрантами, вспомнить бы, как при самом активном участии Варшавы был разрушен Ирак. Больше двух тысяч польских солдат вторглись в это суверенное государство «устанавливать демократию». Почему сегодня не принять как минимум столько же «благодарных иракцев», чьи предки не мечтали о такой жизни, строя свою в собственной стране, пока туда не вломились беспардонные демократизаторы?
Смотрю видео, на котором польские силовики распыляют в лицо прорывающимся через белорусско-польскую границу иракским мигрантам какую-то химическую отраву, и думаю о том, что Польша вообще-то является членом Совета ООН по правам человека.