«Вперед, ребята, ура!»
В старинном Полоцке немало памятных мест и исторических знаков. Недавно, например, установили еще один, символизирующий центр Европы. Наверняка скоро появится обелиск, который пока существует только в виде росписи на стене одного из зданий в центре города – так пока временно увековечена память о героях войны 1812 года, во время которой город прославился в очередной раз. Директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Евгений Глазырин поведал корреспонденту «СВ» о пока малоизвестных фактах этого периода жизни древнего города. Но даже они свидетельствуют, что Полоцк по праву может считаться городом-героем Отечественной войны 1812 года.
Директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Евгений Глазырин поведал корреспонденту «СВ» о пока малоизвестных фактах этого периода жизни древнего города. Но даже они свидетельствуют, что Полоцк по праву может считаться городом-героем Отечественной войны 1812 года. Начиная войну против России, Наполеон был уверен, что его «великая армия», нанеся всего 2-3 серьезных поражения русским войскам, заставит Александра I полностью ему подчиниться. Однако русские отходили в глубь страны, всячески оттягивая «генеральное сражение». И Наполеон принял решение идти на Москву. В качестве еще одной своей главной задачи французский император рассматривал взятие Санкт-Петербурга с его правительственными учреждениями и пленение царской семьи. На руку было и то, что основные силы русских находились на Московском направлении.
Предполагал такое развитие событий и командующий 1-й русской армией Барклай-де-Толли. Поэтому, отступая к Витебску и Смоленску, он все же оставил в районе Полоцка 25-тысячный корпус под командованием генерала Витгенштейна, главной задачей которого была именно защита Петербурга. Против Витгенштейна Наполеон направил 28-тысячный корпус маршала Удино, а из Риги к Полоцку должен был подойти еще и 32-тысячный французский корпус генерала Макдональда.
Если бы этот план был реализован, положение войск Витгенштейна было бы катастрофическим. И тогда российский генерал, хорошо усвоивший правило, что лучшая защита – это нападение, решил сам пойти в атаку. В сражении под Клястицами, продолжавшемся в течение трех дней – с 18(30) июля по 20 июля (1 августа), противнику был нанесен серьезный урон, после чего Удино ничего не оставалось, как отойти к Полоцку.
Вспоминая об исходе сражении под Клястицами, один из его участников – А.И. Антоновский – писал: «...дорога от Клястиц, устланная бумагами канцеляриии маршала Удино и обломками обозов, показывала, что неприятель наш отступал очень поспешно и в расстроенном положении. Решительная победа под Клястицами была первым успехом нашего русского оружия в Отечественную войну». Ну а главное, эта победа поставила крест на планах Наполеона по разгрому северо-западной группировки русских войск, остановив поход французов на Санкт-Петербург.
После поражения французских войск у Клястиц Наполеон направил в помощь понесшему большие потери отряду Удино корпус генерала Сен-Сира и тем самым еще более ослабил основную ударную часть своей армии. Объединенные силы французов, насчитывавшие более 35 тысяч человек, по-хозяйски обосновались в Полоцке. Захватчики грабили население, отнимали съестные припасы, домашний скарб. По свидетельству современников, от голода и болезней за время оккупации погибло свыше 2 тысяч полочан.
В районе Полоцка, как и по всей Белоруссии во время оккупации наполеоновскими войсками, нарастало партизанское сопротивление. Особенно активно боролись с врагом крестьяне деревень Жарцы и Вороньки, создавшие целые вооруженные отряды. Белорусские крестьяне-партизаны оказывали большую помощь русским войскам, были их проводниками, разведчиками, сами нападали на наполеоновских солдат-мародеров, дезорганизовывали движение обозов по дорогам.
История сохранила имя Федоры Мироновой, немолодой уже крестьянки из расположенной недалеко от Полоцка деревни, которая под предлогом продажи продуктов не раз пробиралась в город, разузнавала о расположении артиллерийских батарей, складов и штабов, а затем сообщала эти сведения в штаб Витгенштейна. Собранные ею данные помогли русским войскам во время осеннего наступления на Полоцк. В 1816 году Федора Миронова по ходатайству Витгенштейна была награждена медалью, 500 рублями и была освобождена от крепостной зависимости.
В конце сентября 1812 года, когда основные силы Русской армии под командованием М.И. Кутузова готовились к переходу в контрнаступление, на северо-западном (Петербургском) направлении для укрепления корпусов Удино и Сен-Сира планировалось передвинуть к Полоцку еще и корпус маршала Виктора. Цель Полоцкой группировки французов была в том, чтобы не только сдержать натиск русских, но и, перехватив инициативу, перейти в наступление. После занятия Москвы Наполеон писал в Париж министру полиции герцогу Ровиго: «Вероятно, война затянется на всю зиму, и только взятие Петербурга откроет глаза императору. Москва уже не существует».
В сентябре корпус Витгенштейна, располагавшийся по-прежнему севернее Полоцка, получил пополнение: из-под Риги подошел корпус Ф.Ф. Штейнгеля, прибыли дружины Петербургского ополчения, а затем и несколько дружин ополчения из Новгорода. После того, как общая численность корпуса Витгенштейна возросла до 50 тысяч человек при 170 орудиях, было принято решение перейти в наступление и разгромить французские войска, располагавшиеся в Полоцке. Победа окончательно сняла бы угрозу для столицы Российской империи.
В 11 часов утра 5 октября на всем протяжении между Полотой и Воловым озером развернулось кровопролитное сражение. Через два дня русские войска начали штурм городских укреплений. Первыми бросились на мост через Полоту и захватили его дружины Петербургского ополчения. Разгорелся жестокий рукопашный бой, французы были оттеснены. Мост через Полоту в Полоцке и теперь называется Красным – в память о том, что он был и впрямь весь залит кровью сражавшихся.
Вот как описывал события 6-7 октября участник штурма Полоцка В.И. Штейнгель: «…Сражение сделалось общим. Казалось, сам ад разверзся… В сей достопамятный день... неискусные до сего во брани дружины явили чудеса храбрости и неустрашимости. Начальники и офицеры, будучи большею частию из гражданской службы, оказали мужество, достойное российских дворян… Там коллежский асессор Шулепников, раненный пулею между бровей, обагряется кровию и не хочет оставить места сражения.
Здесь действительный камергер Жеребцов, командуя 4-ю дружиною, с хладнокровием смотрит на простреленную пулями шинель свою – и на ужасный свист ядер, кои близ его, на части разрывая воинов, брызгами крови окропляли бесстрашных; тут же титулярный советник Глинка кричит сотне своей: «Вперед, друзья!» – и падает мертв; титулярный советник граф Толстой, сняв мундир, в рубашке, не опасаясь быть целию для неприятеля, бросается с сотнею своею в стрелки и возвращается не прежде, как получив две раны в руку и весь покрытый кровию. В другом месте титулярный советник Кузиков, бросившись на батарею, простреленный в обе ноги, падает, но еще кричит: «Вперед, ребята, ура!» Воины не уступали в храбрости своим офицерам. При слове «Вперед!», перекрестясь и вымолвя «Господи, благослови!», бросались на град пуль и картечи и сражались как разъяренные львы при самом сильном натиске неприятеля, стояли как неподвижные скалы».
Русской армии очень помогли и местные партизанские отряды, особенно отряд крестьян деревни Жарцы под руководством Максима Маркова.
К концу дня 8 октября 1812 года Полоцк был освобожден от наполеоновских войск. Штурм Полоцка стал одной из самых кровопролитных битв 1812 года, стоившей русским 8 тысяч человек, а французам – 7 тысяч.
О том, насколько значительна была роль Полоцка в войне 1812 года, свидетельствует и такой факт. Вскоре после того, как пришло известие о взятии Полоцка, а это было 14 октября, в день празднования рождения императрицы Марии Федоровны, в придворной церкви было совершенно благодарственное молебствие с коленопреклонением, и гром орудий с крепости возвестил жителям столицы торжество о низложении врага на берегах Двины.
Вечером город был весь иллюминирован. Радость его жителей и их благодарность к «защитнику Петрова града», как звали тогда Витгенштейна, была поистине велика. В продаже появилось множество портретов графа Витгенштейна. несколько похвальных сочинений в честь него и даже «марш для фортепиано» на взятие Полоцка, посвященный графу Витгенштейну и всем храбрым сподвижникам его.
* * *
В честь героев в местах главных битв были установлены памятники. Наиболее значимые из них – это чугунные башни-часовни, построенные по проекту архитектора Адамини. Таких памятников было установлено 7, один из них – в самом Полоцке. Сохранился памятник в Смоленске, такой же был восстановлен и на Бородинском поле. Правда, полоцкий памятник в 1930-е годы снесли и отправили на переплавку в фонд 1-й пятилетки.
«Но сегодня мы надеемся, что и в Полоцке общими усилиями будет восстановлен памятник мужеству и героизму людей, которые сложили свои головы за свое Отечество, – говорит Евгений Глазырин. – Восстановление обелиска могло бы стать одним из проектов Союзного государства, как истинный символ боевого российско-белорусского братства». По задумке энтузиастов, памятник героям войны 1812 года в Полоцке планируется воссоздать к 200-летию победы над наполеоновскими войсками.
Алена ЯСКО