Заряд, батарея!
На дорогах Беларуси электромобили встречаются все чаще
ФОТО: mos.ru
ТОК ПОД КАПОТОМ
«Автомобили, автомобили, буквально все заполонили», - пела в конце восьмидесятых группа «Веселые ребята». Теперь это уже шлягер. Что до автомобиля, то не ровен час и он выйдет в тираж, а к привычному слову добавится «электро», съев приставку «авто». Синеокая уже несколько лет развивает экотранспорт.
Супербыстрые зарядные станции для них появятся в республике уже в следующем году. Во время совещания с руководством Совета Министров президент Александр Лукашенко отметил, что, выгода на лицо: и экономическая, и экологическая.
Покупатели электротачек имеют льготы. Не платят дорожный сбор, НДС с приобретения, а те, кто купил машины до президентского указа могут вернуть налог. До 2026 года для владельцев эко-транспорта парковки бесплатные.
Власти довольны - практика себя оправдала.
- Из 6150 электромобилей, купленных за последние три года, 5700 приобрели с момента президентского указа. Количество потребляемой электроэнергии выросло в шесть раз. В стране уже почти пятьсот зарядок, до конца года будет около шестисот, - обещает министр экономики РБ Александр Червяков.
Тем не менее доля электрокаров пока меньше одного процента. Поэтому правительство предложило ряд мер для дополнительного стимулирования приобретения электромобилей.
- Будем давать льготы не только на легковой, но и на грузовой и пассажирский транспорт, - пояснил Александр Червяков. - Для производителей электромобилей, поставщиков комплектующих предлагается нулевая ставка НДС. Тогда к 2025 году у нас будет сто тысяч электромобилей.
КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ
Говоря о выгоде покупки электромобиля, Александр Червяков убежден: электрокар существенно выигрывает у традиционного авто. Судите сами, затраты на километр пробега для машины с бензиновым двигателем - шестнадцать копеек, для электромобиля - четыре копейки.
Для бизнеса, пассажирских перевозок это весьма выгодное направление, убеждены эксперты. Страна же снизит издержки, подрастет ВВП и уменьшатся вредные выбросы в атмосферу.
- Продолжаем развивать сеть с использованием «быстрых зарядок». Задача «Белоруснефти» чтобы владельцы электромобилей чувствовали себя уверенно на всех дорогах страны, а не только в столице и ее окрестностях. Количество электрокаров растет, значит нужно работать не только на ту аудиторию, которая уже есть, но и учитывать потенциальных клиентов, - говорит заместитель директора «Белоруснефть» Андрей Котик.
За час электрокар получает заряд на триста километров. Следующий этап - развитие станций высокой мощности. Уже сегодня быстрая зарядная станция на улице Горецкого в Минске способна «накормить» электрокар за двадцать минут.
Белорусские компании готовы к перезагрузке. Все необходимое оборудование собирают в своих цехах. К примеру, на «Витязе» собирают те самые быстрые «зарядки» мощностью 50-60 кВт, а в разработке находятся станции на 350 кВт.
Так что, не за горами тот день, когда электрокары станут частью привычного пейзажа и на городских улицах, и на магистралях всей страны.