В школу – на «отлично»
Начало обучения в первом классе – очень важный момент в жизни каждого человека. Он оставляет след не только на время обучения в школе, но и на всю последующую жизнь. Наши детские впечатления оказывают влияние на принятие решений в различных жизненных ситуациях. Родители и родственники первоклассника, часто и сами того не ведая, помогают или мешают ребенку вписаться в школьную жизнь с ее непростыми законами и порядками. Чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, необходимо помнить о нескольких несложных правилах, которые не только помогут первоклассникам без особого труда принять новый школьный образ жизни, но и улучшат отношения между ребенком, родителями и учителем.
Родители и родственники первоклассника, часто и сами того не ведая, помогают или мешают ребенку вписаться в школьную жизнь с ее непростыми законами и порядками. Чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, необходимо помнить о нескольких несложных правилах, которые не только помогут первоклассникам без особого труда принять новый школьный образ жизни, но и улучшат отношения между ребенком, родителями и учителем. Наташа радостно бежит навстречу маме после уроков: «Знаешь, на математике к нам приходил ежик с задачками про яблоки! А на труде мы...» Мама, расстроенная проблемами на работе, машинально берет у Наташи рюкзачок и говорит: «Ладно, пошли домой, после расскажешь».
Дома мама идет звонить по телефону коллегам, а Наташа подходит к бабушке, которая готовит обед: «Бабуля, знаешь, что нам Ирина Викторовна сегодня рассказала?» – «Иди поиграй в свои куклы, сейчас обедать будем, потом – за уроки сядешь и не до игрушек будет. Уходи-ка с кухни, нечего мне мешать!» Вечером приходит папа, но и он занят делами, ему не до пустых разговоров. Наташа дуется, обижается, начинает думать, что она никому не нужна, что ее никто не любит, долго не может уснуть. Утром в школе сидит насупленная и хмурая. Ей очень-очень грустно и учиться не хочется.
Вроде бы так просто – поговорить с родным человеком. Но часто на это у нас нет времени. А разговаривать с первоклассником о школе просто необходимо. Начало школьной жизни приносит очень много нового ребенку. Меняется не только уклад жизни, но и ее ритм, направленность. Ребенок получает первую в своей жизни социально значимую роль. До школы он был просто ребенком, маленьким и глупым. Теперь он – школьник. Он каждый день ходит в школу, где занят важными делами. Ему тоже хочется, чтобы уважали его труд. Поэтому так важно, чтобы родители и близкие люди проявляли уважение к его школьной жизни.
Детям очень обидно слышать – вот соседский мальчик уже хорошо читает, а ты еще не все буквы знаешь… Дочка моей подруги по математике одни «пятерки» получает, а у тебя опять «тройка»!
Ваш ребенок – это не соседский мальчик или дочка подруги. Он такой один-единственный на всем свете. Не стоит ставить в пример победы или поражения других детей. Всегда сравнивайте ребенка только с самим собой. Видя свои успехи и понимая свои промахи, ребенок со временем научится оценивать себя сам и будет стремиться к новым маленьким победам – своим и только своим.
Вместе с Юлей в школу ходит ее собака Пифа. Она, так же как и девочка, слушает то, что говорит учительница. Потом дома Юля и Пифа играют в школу. Пифа хоть и маленькая, но умная. Размером с половинку детской ладошки, лохматая, потрепанная игрушечная собачка помогает девочке не чувствовать себя одинокой в классе. Утром мама спрашивает Юлю, не забыла ли она взять в школу Пифу.
А Рома несколько раз брал с собой в школу машинки – поиграть с мальчишками на переменках, но мама, проверяя перед сном портфель, незаметно их вытаскивала, чтобы никакая чепуха сына от учебы не отвлекала. Открыв портфель в школе и не обнаружив машинки, Рома уже ни о чем, кроме них, думать не может: а вдруг потерял по дороге или в раздевалке оставил? То, что говорит учитель, проносится мимо. Рома делает ошибки в письме, не понимает, о чем его спрашивают, рассеянно ведет себя даже на переменке.
В школе очень многое кажется ребенку чужим. Чтобы адаптация прошла плавно и наиболее безболезненно, разрешайте первокласснику брать с собой его любимые игрушки. Не отнимайте их и не прячьте, если ребенок просит их ему дать с собой. Мудрый учитель разрешает детям первое время сажать игрушку на парту, через несколько дней игрушки слушают уроки из портфеля, потом – сидя на полочке в шкафу в конце классной комнаты, а потом – ждут своего друга-первоклассника дома с рассказами о школе.
Новый режим дня приносит не только новые уроки, но и новые нагрузки. Зачастую вместе с началом обучения в первом классе ребенок начитает посещать различные кружки и секции. Так что нагрузка увеличивается в несколько раз. За всеми делами и уроками не забывайте следить, чтобы ребенок бывал на свежем воздухе и продолжал заниматься своими любимыми «дошкольными» делами: рисованием, играми со сверстниками во дворе, конструированием – тем, что приносит ему радость.
На доске красивым почерком учительница выводит буквы. Саша напряженно следит за ее движениями, то и дело поглядывая на указку с острым концом, которую учительница держит в левой руке. Папа рассказывал, что, когда он был маленьким и ходил в школу, учительница била указкой по рукам тех ребят, которые плохо писали в прописях. А брат говорил, что его классная руководительница стучала большой линейкой по доске, если кто-то отвлекался, а потом громко кричала. Саша в упор смотрит на доску, глаза опускаются ниже – на указку, а потом и на бортик доски, где лежит большая деревянная линейка. Руки его холодеют, в глазах – слезы, ничего написать не получается, становится страшно и очень хочется домой.
У каждого из нас есть приятные и неприятные воспоминания, связанные со школой. Задача взрослых – сформировать у ребенка желание пойти учиться в школу, дать понять, что именно благодаря ей в жизни малыша появится много нового, интересного и увлекательного. Учитель должен восприниматься первоклассником как друг и наставник, а не как отрицательный персонаж из новой непонятной сказки.
Родителям следует «наладить мосты» со школой. Надо посещать родительские собрания, общаться с учителем и родителями других первоклассников, чтобы быть в курсе всех новостей. Не бойтесь участвовать в жизни класса: помогать проводить мероприятия, сопровождать детей на прогулках и экскурсиях. Это не отнимет много времени и не окажется таким уж сложным, как представляется. Вы не только поможете детям и учителю, но и сами получите массу новых и приятных впечатлений.
1. Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Будьте в курсе всех школьных новостей. Выслушайте ребенка, порадуйтесь и погрустите вместе с ним. Дайте ему почувствовать, что он вместе с вами, а не один на один со школой.
2. Хвалите ребенка даже за маленькие достижения. Не сравнивайте его успехи с успехами других детей. Сравнивайте достижения ребенка с его прежними успехами.
3. Разрешайте первокласснику первое время брать в школу свою любимую игрушку. Это позволит чувствовать себя неодиноким и поможет привыкнуть к новой обстановке.
4. Соблюдайте режим дня. Следите за здоровьем ребенка. Ежедневно должны быть прогулка, подвижные игры, приятные для малыша занятия. В меру загружайте ребенка новыми делами.
5. Не пугайте детей рассказами о школе, формируйте у ребенка положительное отношение к ней. Общайтесь с учителем и другими родителями. Принимайте участие в жизни класса.
Елена МУССАЛИТИНА,
педагог-психолог,
кандидат
психологических наук
Фото Александра МАТЮШКИНА