Темная сторона сети
Технологии, уловки и фатальные провалы преступников. Как белорусская киберразведка борется с наркоторговлей в даркнете
ФОТО: БЕЛТА
ЦИФРОВОЙ СЛЕД
В девяностые наркоманы массово выращивали мак, ближе к нулевым появились героин, метадон. Товар сбывали из рук в руки, но когда оперативники стали все чаще хватать с поличным, те перешли на удаленку. И схема работает до сих пор.
Покупатель оплачивает, а дилер называет место, где спрятаны наркотики. Бойкую торговлю развернули в интернете. Создавали специальные сайты, публиковали объявления на открытых досках и в социальных сетях. Когда одного задержали, второго осудили, на третьего устроили облаву, наркоторговцы ушли в даркнет. Сегодня здесь сбывают восемьдесят процентов отравы.
- Ассортимент подпольных магазинов постоянно обновляется. Сейчас пользуется спросом «химия». Метилэфедрон, альфа-PVP привычны уху обывателя из-за многочисленных задержаний. Наркоторговцы в интернете стали только теснее держаться. К примеру, если удалось одной группе привезти в страну крупную партию, то могут продать часть и конкурентам. Но и мы не зря свой хлеб едим. Вот на днях в Подмосковье задержали торговцев, а к их поимке наше управление приложило руку, - рассказывает полковник милиции, сотрудник подразделения МВД РБ по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Сергей Мелещик.
Стереть все цифровые следы невозможно. Интернет-разведка наркоконтроля вычисляет всю цепочку: от сбытчиков и закладчиков до организаторов каналов поставки и лабораторий, где синтезируют отраву. В этом году уже ликвидировали четыре подпольные лаборатории.
ДЕТИ В РАСХОД
Запутались в Сети и подростки. В наркотабели о рангах своя «карьерная лестница», на первой ступени которой - дети от шестнадцати до восемнадцати лет. По факту, «мясо», расходный материал. Им доверяют черную и самую опасную работу закладчиков.
- С четырнадцати лет можно привлекать к уголовке. В этом году тридцать детей попались на сбыте, а за все время работы подразделения - больше тысячи. У них просто притуплен инстинкт самосохранения, хочется самоутвердиться, заработать деньги. Этим умело пользуются вербовщики в соцсетях. Потом дети плачут: «Я думал, что буду самым быстрым и ловким», - продолжает Сергей Мелещик.
Желание быстро и без затей подзаработать оборачивается десятью годами жизни за колючей проволокой. Правда, большинство свято верит, что «правила и инструкции» позволят им уйти безнаказанными. Зря. Это знают и владельцы преступного бизнеса. Поэтому обещанные баснословные суммы за сбыт нижнему звену и не думают отдавать. Бывает, долг такого работодателя составляет несколько десятков тысяч долларов. А зачем ему спешить с оплатой? «Минер» очень скоро подорвется. Надо только подождать.
- Если закладчику удается продержаться пару недель, то его могут повысить до курьера. Доверят перевозить крупные партии. Вообще наркоиерархия велика: кладовщики, операторы интернет-магазинов, вербовщики, финансисты. Ситуация напряженная, но контролируемая, - перечисляет полковник.
Уже изжито использование семян мака в качестве сырья. Все помнят, как в 2015 году по Синеокой прокатилась волна отравлений спайсами среди молодежи. В республиканские больницы ежедневно поступали подростки в состоянии психоза, кого-то медикам удалось откачать, а кого-то...
Власти начали заносить наркотики, психотропы и их аналоги в перечень запрещенных препаратов, разработанный Минздравом, минуя все бюрократические проволочки. Фактически 98 процентов наркотиков запрещены, остальное - то, что выходит на рынок, но они сразу заносятся в черный список.
- Совет родителям один: общайтесь со своими детьми, реагируйте на смену поведения, можно и карманы проверить, нет ли там колпачков, иголок, трубок для вдыханий или того же скотча, которым изолируют тайники с наркотиками, - поясняет Сергей Мелещик.
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ
В этом году подразделению по наркоконтролю и противодействию торговле людьми минуло четверть века. Трудовая книжка Сергея Мелещика здесь лежит с 2009 года.
Сельский парень еще в юности выбрал профессию и после Минской школы милиции четыре года служил оперуполномоченным уголовного розыска Заводского РОВД столицы. Позже появилась возможность выбрать более узкую специализацию. С 2009 года он в центральном аппарате Министерства внутренних дел.
- И тогда, и сейчас у сотрудников наркоконтроля нет права на ошибку. На задержаниях действуем молниеносно, чтобы не дать преступникам возможности скрыться или уничтожить доказательства, - говорит оперативник.
Не забудет он и первое задержание, на которое выехал с группой коллег в один из районов Минска. «Точку» держала одна из диаспор. Жили на первом этаже многоэтажки: сбывали героин и метадон. Начался штурм. Пытаясь сбежать, из окна выбралась немолодая мать семейства.
- Наклонилась, а из карманов засаленного халата посыпались «чеки», так мы называем разовые дозы наркотиков, которые она хотела вынести. Как подумаешь, скольким людям они жизнь поломали... - многозначительно прерывает он рассказ.
Рабочие будни
ПРИЗРАК ОПЕРА
Один из ярких эпизодов, запомнившихся полковнику, - охота на уличных гонщиков.
Они и без того головная боль оперативников, но эти умудрялись торговать наркотой. Пятеро минчан, крутые тюнингованные тачки, многочисленные гаражи, широкий круг общения с такими же любителями скорости и острых ощущений под кайфом.
- Несколько месяцев готовили облаву. Когда одну группу тормознули, другие скрылись и решили затаиться в одном из гаражей. Но и до них добрались. Мы точно знали, что запас зелья заготовлен немалый. Начали допрашивать всех по очереди. Один из преступников указал на потолок. Сверток с белой отравой оказался в тайнике, замаскированном монтажной пеной. Крупная доза - около килограмма стимулятора. Любителям быстрой езды пришлось приостановиться на годы, - вспоминает Сергей Мелещик.
Или вот был случай.
- Три кило метилэфедрона курьер вез из России на машине. Конечно, за ним следили. Когда он оказался в Минске, начал вести себя неадекватно: тормозил, менял направление, сворачивал в подворотни. И так примерно четыре часа. Когда задержали, выяснилось вот что. Устав от долгой дороги, водитель принял стимулятор - свой же наркотик. Но вместо бодрящего эффекта начались галлюцинации: за каждым кустом преступнику мерещились милиционеры. В панике он пытался уйти от воображаемой погони! - восклицает полковник.
Тут-то реальный наркоконтроль и подоспел.
- У российских коллег был еще курьезней случай. Наркокурьер устроил тайник в собственной машине, а заодно прихватил в дорогу через сервис BlaBlaCar попутчиков: пару и женщину средних лет. Машину задержали, обнаружили пять килограммов наркоты. Но каково же было удивление всех участников истории, когда выяснилось, что его случайные попутчики - якобы семейная пара - тоже были курьерами, везли «товар».
За время службы полковнику милиции приходилось сталкиваться с самыми разными способами перевозки нелегального груза. В наркосодержащих растворах умельцы пытались даже вымачивать одежду.