Больше – лучше?
Белорусская общеобразовательная школа не дождалась первых выпусков 12-летки. В стране вернулись к 11-летнему сроку обучения, пятидневке и единому, без разделения на уровни и профили, типовому учебному плану.
Красивую картину всеобщего школьного равенства нарушают несколько досадных обстоятельств.
Первое: лицейских и гимназических классов в общеобразовательных школах больше нет, но уровень подготовки учеников разных школ неодинаков.
Школьники, проучившиеся несколько лет в спецшколах, гимназических или лицейских классах (а в прошлом году такие классы существовали примерно в 45 процентах школ), намного опередили типовой учебный план. С 1 сентября количество уроков иностранного языка сократится. Английский, испанский или китайский языки во всех школах будут изучаться с 3-го класса два часа в неделю. Пятиклассник, который изучал его с первого класса в школе с языковым уклоном, сейчас далеко впереди учебной программы. Похоже, на уроках английского в первой половине дня ему придется зевать. А факультативы во всех без исключения школах будут проводиться после обеда и по субботам. И это называется рациональным распределением учебного времени?
Второе: в ближайшие годы резко увеличится количество старшеклассников и выпускников школы.
Летом 2009 года белорусской системе образования придется справляться с двойным выпуском базовой школы – 230 тысячами молодых людей. Чтобы рассредоточить эту рать, Министерство образования обещает увеличить набор выпускников базовой школы в средние специальные учебные заведения. Но уже нынешним летом конкурс среди поступающих в ссузы девятиклассников составил 3,5 человека на место – больше, чем в вузы (там зафиксирован средний конкурс 2,1 человека на место).
Если пристроить сто тысяч «лишних» старшеклассников в училища и техникумы не получится, через три года как минимум вдвое подпрыгнет конкурс в вузы (государственные и негосударственные вузы Беларуси ежегодно набирают всего около 90 тысяч человек) и заметно подрастет процент безработных среди вчерашних школьников. Словом, нам не дано предугадать, чем та реформа отзовется...
Первая волна выпускников ожидается уже летом 2009 года: вчерашним десятиклассникам, которые неспешно осваивали программу 12-летки, придется окончить школу за год и составить конкуренцию десятиклассникам, которые учились по учебному плану 11-летки.
Третье: массовых увольнений учителей не будет, но многим из них придется снизить нагрузку.
Особенно это касается преподавателей иностранного языка (все школы будут давать два урока иностранного в неделю, в то время как прежде спецшколы проводили четыре-пять), физруков, учителей «Отечественной и мировой художественной культуры» (предмет ОиМХК вообще исчез из расписания), истории, изобразительного искусства, музыки... Руководители системы образования не раз публично обещали, что не допустят сокращения учителей. Но иные педагоги из-за нехватки часов уходят из школ сами, а многим приходится делиться с коллегами нагрузкой и переходить с полутора ставок на одну.
– Через два-три года школа полностью адаптируется к новому режиму, – пообещал на одном из совещаний заместитель министра образования Беларуси Казимир Фарино.
А вот процесс адаптации к взрослой жизни самих выпускников ближайших лет может затянуться на больший срок.
Ирина ДЕРГАЧ