Евросоюз попал в штопор
Полковник швейцарского Генштаба убежден в правоте белорусов по ситуации с экстренной посадкой самолета RyanАir в конце мая. Кому были выгодны провокации против республики?
ФОТО: Официальный сайт авиакомпании
В Минск приехали эксперты Международной организации гражданской авиации (ICAO), чтобы разобраться в ситуации с вынужденным приземлением борта авиакомпании RyanAir. Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко пообещал обеспечить доступ ко всем материалам. Итоговый отчет, по словам руководителя прибывшей группы Сильвена Лефойера, появится не раньше ноября этого года.
Но есть те, кто работает гораздо быстрее официальных структур. Швейцарец Жак Бо выпустил книгу-расследование «Разворот рейса RyanАir FR4978. Ложь во имя правды». Журналисты ее внимательно прочитали и нашли много интересного.
ЛОЖЬ ВО ИМЯ ПРАВДЫ
Цель книги, по словам автора, - предоставить читателю глубокий критический анализ, в котором нашли отражение изъяны европейских госучреждений, некомпетентность (или коррумпированность) лидеров и предвзятость западных СМИ.
- Складывается ощущение, что с 2014 года во всех бедах, о которых пишут наши СМИ, есть след России, Китая, Беларуси, Ирана, Кубы или других стран, коих, как ни странно, США считают своими врагами. Каждый раз сценарий один и тот же: после инцидента мы (Европа) обвиняем их, не зная, что произошло на самом деле. Когда заинтересованная страна требует объяснений или предоставления доказательств в виновности в предъявленных ей обвинениях, она сталкивается с отказом. Затем к ней применяются санкции. Но мы никогда не пытаемся объяснить, какова причина, по которой эти страны совершили то или иное действие, - так начинается книга. - В последние годы мы последовательно применяем ту же самую логику и отсутствие целостности подхода в отношении всех кризисов в России, Китае и других странах.
Кто такой этот Жак Бо? Вот краткое досье: бывший офицер швейцарской разведки, полковник Генштаба швейцарской армии, чиновник федерального МИДа. Ныне является экспертом для СМИ как «исследователь стратегии, специалист по вопросам разведки, безопасности и терроризма».
Эта книга у него как минимум третья. Потому что мы нашли еще две на французском: «Энциклопедия разведывательных и секретных служб» и «Энциклопедия терроризма». Автор - не просто стратегический аналитик, он подчеркнутый европофил, интересы Европы полковник готов отстаивать до упора. Тем интереснее. Потому что Европу нещадно критикует: «Сюжет этой книги о том, с какой легкостью Запад обвиняет и вводит санкции, не зная реальных фактов. Даже если Беларусь несет ответственность за то, в чем ее обвиняют, наше поведение в этой ситуации напоминает ребячество. Нельзя нарушать закон только лишь потому, что мы (как нам кажется) правы!»
Швейцарец не стесняется сказать правду: что международные институты, созданные после Второй мировой войны для разрешения споров, ныне стали частью поля битвы. Что США, Великобритания и Франция игнорируют резолюции ООН, приписывая себе право применять силу, чтобы навязать свои законы в третьих странах.
Жак сравнивает поведение разных там лансбергисов, хайко-масов и энтони-блинкенов с выбрыками пубертатных тинейджеров и одиноких синих чулков. Это и смело, и точно.
- К кибератакам, отравлениям и прочему добавили еще обвинение Беларуси в «государственном пиратстве», - перечисляет Бо последние события. - Однако в отличие от предыдущих случаев, рейс FR4978 примечателен тем, что объективная информация о ходе событий доступна в полном объеме. Это дает возможность оценить разницу между западной версией и фактами. И, следовательно, понять масштабы дезинформации, распространяемой нашими политиками и журналистами.
БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ ИЗ НИЧЕГО
23 мая 2021 года борт RyanАir FR4978 летит себе из Афин в Вильнюс. В небо над Беларусью он входит в 12.30. А в 12.25 на электронную почту Национального аэропорта Минск info@airport.by c электронного адреса protonmail.com поступило сообщение: «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Дельфийского экономического форума возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом».
Через несколько дней, 27 мая, на американском «Голосе Африки» премьер-министр Греции К. Мицотакис заявил: после «тщательного расследования», проведенного греческой национальной службой разведки, выяснилось, что не было «абсолютно никаких доказательств... Ни одного, ноль!» присутствия каких-либо белорусских агентов «или других спецслужб» на рейсе.
Эту информацию немедленно довели до экипажа самолета и соответствующих белорусских служб. Кроме переговоров с летчиками, руководитель полетов Минского центра управления воздушным движением «несколько раз пытался дозвониться до представительства авиакомпании RyanАir в Литве по номеру телефона, который сообщил экипаж воздушного судна, но связаться с кем-либо не удалось, - так сказано в отчете Департамента по авиации РБ.
И самолет продолжает лететь по маршруту. Тогда в 12.56 отправляется повторное письмо с тем же текстом.
ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА
Жак Бо напоминает, что первая теория заговора появилась уже назавтра, 24 мая, в эфире французского телеканала BFM TV. Журналист Пуанкаре заявил, что на борту самолета находились агенты белорусского КГБ и что «при входе в воздушное пространство страны агенты КГБ спровоцировали драку с бортпроводниками, утверждая, что на борту находится бомба». И Пуанкаре не единственный, кто «создал историю из ничего, основываясь на твитах белорусской оппозиции без всякой проверки».
Оскоромился и Майкл О’Лири, гендиректор RyanAir, который заявил: «Верю, что на борту находились агенты КГБ и что это именно они и остались в Минске».
Все они солгали. Жак Бо констатирует: «Конечно, ни у одного из этих журналистов-сказочников не хватит смелости позже пересмотреть свои обвинения...»
Но то будет завтра. Пока же пилоты с кем-то о чем-то совещаются. Кстати говоря, до сих пор никто, в том числе и верующий Майкл О’Лири, не предоставил мировой общественности полную расшифровку переговоров борта с землей, начиная с 12.30. Судя по всему, их не будет и в сентябрьском докладе ICAO.
НАСТУПИЛ MAYDAY
Возвращаемся в небо. В 12.47 экипаж устанавливает на борту самолета код ответчика 7700 (аварийная ситуация) и запрашивает о помощи установленной фразой MAYDAY. В этот момент самолет ближе к Вильнюсу, чем к Минску, отчего же пилот не рискует завершать рейс? Вспомните, где именно обещали взорвать бомбу в письме, - и станет понятно. Свое решение экипаж принимает самостоятельно, что следует из всех опубликованных документов.
Об этом знают даже в Вильнюсе: Роландас Кешкис, начальник бюро криминальной полиции Литвы, заявил, что пилоты RyanAir «приняли решение изменить маршрут и приземлиться в Минске после консультации с руководством компании RyanAir». Сами. А вот информацию для общественности он назвал «не совсем соответствующей результатам полицейского расследования». Переводя с официального литовского - лживой.
Ведь был истребитель, он же и заставил! Так вопили много, но недолго. Потому как МиГ-29 взлетает с авиабазы в Барановичах между 13.04 и 13.05 (данные радара) - спустя четверть часа с момента запуска экипажем аварийной процедуры и поворота самолета.
Затем МиГ-29 сопровождает борт FR4978 при его посадке в Минске. Жак Бо приводит достаточно мировых примеров, чтобы всем стало понятно: такова общепринятая практика. И резюмирует: «Также из показаний пассажиров по их прибытии можно было понять отсутствие истребителя до того, как экипаж принял решение о посадке в белорусской столице».
СЕЛИ В ЛУЖУ
Жак Бо сокрушается: «Наши СМИ почему-то не захотели рассказать об аварийных и пожарных службах, которыми был окружен самолет, но вот о наличии правоохранительных органов упомянули не раз. Приоритетом все же была безопасность пассажиров». Он констатирует, что аналитика от европейских журналистов и публицистов часто основывается «исключительно на вере и предрассудках и не имеет никакой связи с фактами».
Наверное, именно это и называется в современном западном обществе «свободой слова» и «независимостью СМИ». Ведь если вникнуть в суть, то говорящие головы прежде всего в медиа создали ситуацию, не основанную на фактах. К известным же фактам были густо подмешаны мнения, догадки и прочая конспирология. «Это уже не подача информации, а дезинформация», - резюмирует швейцарский исследователь.
Итак, швейцарский независимый исследователь, основываясь на известных фактах, показывает всем: кризис с самолетом был спланирован. И совершенно точно использовался Западом для срочного введения санкций, наложения запретов, шельмования - в общем, резкого обострения отношений с Беларусью.
Но разведчик не был бы разведчиком, если бы на этом остановился. «Как и в случае с Навальным и другими схожими ситуациями, мы имеем дело с кампанией США по изоляции России. Почти во всех случаях (кибератаки, дело Скрипалей, ситуация с Навальным и т.д.). Запад систематически отказывается участвовать в совместных расследованиях или делиться своими «доказательствами» с заинтересованными странами, либо потому что у него их нет, либо потому, что ему совершенно не нужны какие-либо доказательства для принятия политических решений».
Иначе говоря, система работает так: массированный вброс полуправды, домыслов и лжи в медиа становится и основанием для политических решений, и их оправданием. После чего дальнейшая пропаганда строится по принципу: вот видите - санкции, все правильно, а мы же говорили…
А вот как из Швейцарии видится работа общеевропейских институтов: «Резолюция Европарламента от 10 июня 2021 года в отношении Беларуси представляет собой серию обвинений, основанных на догадках и твитах, что явно недостаточно для принятия решения. Этот документ представляет собой смесь непроверенных фактов, призывов к противодействию белорусской ядерной энергетике, осуждения сотрудничества между белорусскими и российскими спецслужбами, оспаривания белорусских судебных процессов против бывших нацистских коллаборационистов и т.д.». Все в кучу, будто скандал назревал-назревал - и вот прорвало.
Пишите письма!
ПРО ВТОРОЕ СООБЩЕНИЕ ПРЕДПОЧЛИ ЗАБЫТЬ
Швейцарец показывает письма: «Их одинаковое содержание было достаточно быстро опубликовано белорусским оппозиционным медиа, а прислано неким ahmed_yurlanov1988. Фотография второго письма была размещена «Центром «Досье», российским оппозиционным сайтом, финансируемым миллиардером Ходорковским, яростным противником Путина».
Что сделали западные журналисты? Забыли о первом письме! Проигнорировали, не информировали читателей! Стали «утверждать, что угроза поступила после разворота самолета и что, следовательно, это заговор, сдирижированный белорусским правительством. Это ложь, которую пропагандируют бельгийские RTBF и L’Avenir, французский Le Parisien, швейцарские Tribune de Genève и 24 Heures, российский «Спутник». И это лишь некоторые из них. Итак, наши СМИ солгали… Снова», - констатирует офицер SRS Бо.
Европейцы, как доказательно утверждается, сразу политизируют инцидент. В этой логике - обвинения в «пиратстве», «государственном терроризме», маховик санкций раскручивается. Что квалифицируется швейцарским экспертом как «теория заговора». Создавая которую (или будучи под влиянием), «СМИ и политики солгали».
Ну а «2 июня украинский сайт «Страна» опубликовал фото первого письма», отправленного, напомним, в 12.25, за пять минут до входа борта RyanАir FR4978 в воздушное пространство Беларуси. Однако это уже никого не волновало.
Эй, вы там, на борту!
ГЕРОЙ НЕ ТОГО РОМАНА
В 13.15 рейс FR4978 благополучно совершает посадку в Минске. В 14.02 Роман Протасевич (вел оппозиционный Телеграм-канал) спокойно выходит из самолета и в одиночку идет в автобус. «А в 13.57 Светлана Тихановская пишет в Твиттере, что Роман арестован и требует его немедленно освободить, призывая к санкциям против Беларуси. После этого, в 14.48, Тихановская еще раз, уже в Телеграме, публикует сообщение о задержании Протасевича».
Вой, как мы помним, лесным пожаром распространяется по всему «пратэстнаму» интернету. Но есть же камеры видеонаблюдения: в 14.53 он проходит контроль багажа вместе с остальными пассажирами «без какой-либо реакции со стороны сил правопорядка аэропорта». Минул час, а Протасевича все никак не хватают на глазах изумленной публики. Не расстреливают под крылом самолета, не давят автобусом в бетон.
Швейцарский разведчик считает: «Белорусская оппозиция сделала практически все, чтобы привлечь внимание к Протасевичу». Зачем, скажите, в письме террористов вообще упоминается форум в Дельфах? Мероприятие, замечательное лишь тем, что там присутствовала жена блогера, а Рома был к ней приписан фото- и видеооператором? «Временные метки с камер видеонаблюдения подтверждают версию белорусских властей о том, что они узнали о его нахождении на борту по сообщениям его соратников в социальных Сетях».
И задержали ведущего экстремистского канала сильно позже - примерно в 15.00.
В книге приведен достаточный анализ как прошлого Романа Протасевича, так и отношения к этому его прошлому западной прессы. Автор делает вывод: «Что касается «оппозиции», которую наши СМИ представляют как демократов, то она в лучшем случае состоит из ультраправых активистов, а в худшем - из неонацистов. Многое становится понятно о тех, кто безоговорочно выступает на стороне таких людей». О Польше, например, или о Литве с Латвией.
Предупреждение Евросоюзу
ЕСТЬ РИСК ВВЯЗАТЬСЯ В ВОЙНУ «ПО ОШИБКЕ»
Жак Бо настаивает на освобождении международной политики ЕС от диктата США.
Он бьет в колокола: «Наши спецслужбы крайне неэффективны, и мы рискуем быть втянутыми в войну «по ошибке». Скорость и легкость, с которой наши правительства принимают решения - тревожный знак для правового государства». Он настаивает, чтобы ЕС не совершал «ту же ошибку, что и в 2014 году: вместо того, чтобы рассматривать Беларусь как мост с Запада на Восток, он воспринимает ее как стену. Тем самым Европа вынуждает Беларусь сделать выбор в пользу России и толкает в ее объятия».
И он вполне разделяет так нелюбимые вами европейские ценности: «В итоге наши СМИ и политики делают именно то, в чем обвиняют «режимы», с которыми борются. Активно выступая за европейские «ценности», западные страны зачастую сами им не следуют. Это, по сути, является дипломатией канонерок».
Жак Бо - патриот своей страны и Европы в целом, достойная позиция. Впечатляет, что полковник швейцарского Генштаба признает и не стесняется опубликовать: «Убежденность в своей правоте дает нам право начинать войны, оккупировать страны, применять пытки, цензурировать информацию, сажать в тюрьму разоблачителей, поощрять коррупцию и т.д. Нам не хватает не только этики, но и, прежде всего, морали».
Выходит, что «загнивающий Запад» - отнюдь не клише (советское и пропагандистское), как полагали многие. Если даже генштабист-европоцентрист вскрывает на примере одного инцидента столько системных гнойников, это повод как минимум задуматься.
Книга Бо - очередное и довольно беспристрастное зеркало двуличности ЕС.
Обратите внимание: упомянуты и ядерная энергетика, и коллаборанты, но ни слова о «Восточном партнерстве» - инициатива самого Евросоюза, направленная на углубление связей с шестью постсоветскими странами. И дело даже не в том, что стало с половиной этих стран - Грузией, Молдовой и Украиной. А в том, что «ВП» всегда использовалось в качестве политической дубинки, хотя и называлось еврочиновниками «не политическим диалогом, а практическими программами и проектами».
Один из главных таких проектов - поддержка малого и среднего предпринимательства. В конце июня этого года Deutsche Welle проговорилась: «За 2019 год белорусские предприниматели смогли получить с помощью инициативы EU4Business займов на одиннадцать миллионов евро».
А затем наступил 2020-й. И беспорядки на улицах. И заметная роль малого и среднего бизнеса в них. Случайно так вышло?
Читая текст Бо, нельзя избавиться от ощущения срежиссированности всего происходящего вокруг самолета, незаинтересованности Запада в расследовании как таковом, в недосказанности.
«Реальная проблема, которая проявилась как во время кризиса COVID-19, так и до него, на примере терроризма, заключается в том, что наши СМИ делают свою работу неискренне: их ценности изменчивы. Они подают информацию в соответствии со своим мнением и никогда «вопреки» своему мнению. Они искажают информацию, подрывают доверие к институтам и тем самым поощряют экстремизм со всех сторон. Наши слабости делают нас неспособными управлять международными отношениями каким-либо другим способом, кроме конфронтации».
И это звучит не откуда-нибудь, а из Швейцарии. Тревожный звонок, согласитесь.
Скажем прямо, разведчик сигнализирует: от отчаяния (слабости) Запад способен на все. На абсолютно невообразимые для простого человека действия. Еще проще: нам нужно быть готовыми к тому, что они развяжут войну. О чем, кстати, нас всех предупреждал президент Александр Лукашенко.
Нагнетание истерики
«ВОТ ТАК ЗАХВАТЫВАЮТ!»
Полковник Генштаба швейцарской армии обращает внимание, что вечером 23 мая официальный пресс-релиз RyanAir был еще спокойным: «Экипаж рейса RyanAir, следовавший из Афин в Вильнюс, сегодня был предупрежден диспетчерской службой Беларуси о потенциальной угрозе безопасности на борту и получил инструкцию перенаправить борт в ближайший аэропорт - Минск. Самолет благополучно приземлился, и пассажиры покинули борт, в то время как местными властями была осуществлена проверка безопасности».
24 мая, ежедневная французская газета La Tribune пишет: «Для Литвы не было изменения маршрута, не говоря уже об угоне». Но маховик, как мы уже знаем, запущен: тем же утром Клеман Бон, госсекретарь по европейским делам Франции, заявляет о «государственном пиратстве». Вечером в эфире ток-шоу Пьер Хаски, редактор французского журнала l’Obs, говорит: «Вот так захватывают самолет: прилетевший МиГ заставил пассажирский самолет приземлиться». Журналистка Элизабет Лемуан на том же телеканале повторяет термин «государственное пиратство».
«Англосаксонские СМИ не остались в стороне и даже стали утверждать, что МиГ-29 пригрозил самолету RyanAir, что собьет его в случае неподчинения», - поражается Жак Бо.