Как «Советская Белоруссия» Ленина сместила
Почти четверть века скульптура, посвященная Синеокой, считалась навсегда утраченной. Пока в 2018 году ее в распиленном виде случайно не обнаружили в московском электродепо «Новогиреево»
Реставраторы по крупицам собирали композицию и уже сегодня она во всей красе стоит на своем историческом месте.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ
- Вот так бежишь всю дорогу, с одной станции перепрыгиваешь на другую и красоты не замечаешь вокруг, - философствует москвичка Елена Григорьева глядя на сверкающую скульптуру «Советская Белоруссия».
Уже больше недели пассажиры зеленой ветки московского метро на станции «Белорусская» могут лицезреть внушительных размеров композицию.
- Здесь же Ленин был! - восклицает мужчина средних лет. - Но этот памятник мне нравится больше.
Теперь вождю мирового пролетариата ищут на станции новое место, потому что изначально в торцевой части вестибюля, правда на Кольцевой ветке, и стояла больше четырех десятков лет «Советская Белоруссия». В композиции изображена женщина с ребенком, рабочий и стоящая между ними женщина, положившая руку на герб БССР. Скульптура выполнена из бетона и держится на металлическом каркасе, окрашена краской под бронзу. Нижняя часть облицована светло — бежевыми мраморными плитами.
- С 1952 года скульптура здесь стояла, но в 1997 году было принято решение о строительстве второго выхода из метро и монумент пришлось убрать, - рассказывает хронологию руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Когда об этом узнали белорусы, то захотели забрать скульптуру и обратились в метрополитен с просьбой о ее передаче. Но поднять скульптуру на поверхность оказалось трудоемким занятием, а проекты с использованием дополнительных механизмов стоили больших денег. В итоге композицию распилили на куски. И забыли на 21 год.
ПАЗЛ С ИСТОРИЕЙ
Каково же было удивление работников электродепо «Новогиреево», когда в 2018 году они обнаружили на одном из складов фрагменты «Советской Белоруссии». Сразу же доложили руководству, а те уже связались со скульпторами и реставраторами. Сперва нужно было понять, сильно ли поврежден бетон, чтобы уже дальше принимать решение о восстановлении памятника или смириться с его утратой навсегда. Вывод был один — композиция будет жить.
И начались долгие месяцы реставрации. К примеру, чтобы отмыть фрагменты скульптуры от грязи и пыли ушел не один десяток литров воды. Сначала мастера устраивали пенные ванны, а затем тщательно споласкивали детали и вытирали насухо ватой, марлей и губкой. Затем предстояло убрать старую советскую краску. Кто имел дело с ней помнит, что ее ничего не берет. Тут уже шли в ход шпатели, деревянные лопатки и жесткие бронзовые щетки.
- В некоторых местах скульптура нуждалась в усилении каркаса. Добавили армирующих элементов в места наиболее вероятных сломов. Были обнаружены и трещины, которые образовались из-за плохих условий хранения. Их заклеивали с помощью шприцов, - раскрыл детали архитектор Александр Волков.
А вот герб БССР пришлось делать заново. Тут пригодились сохранившиеся чертежи, схемы и черно-белые фотографии тридцатых годов прошлого века. Был создан чертеж, затем его перенесли на фанеру, а из проволоки и деревянных брусков создали каркас. Некоторые элементы лепили из пластилина, а потом сделали силиконовую форму и уже из нее отливали финальную конструкцию.
Всего «Советская Белоруссия» состояла из девяти частей. Их по отдельности спустили в метро и уже в вестибюле мастера несколько дней собирали ее, как пазл.
- Московское метро - это не просто транспорт, но и настоящий подземный музей - 48 станций являются объектами культурного наследия. В прошлом году мы получили лицензию Минкульта на право самостоятельной реставрации, и понимаем, какая это огромная ответственность. Мы бережно относимся к каждой станции, каждой детали, и хотим сохранить и восстановить эти объекты для будущих поколений. Недавно вернули много исторических элементов на станцию «Смоленская», теперь возвращаем скульптуру «Советская Белоруссия» на станцию «Белорусская». Пассажиры увидят ее точно такой же, как ее задумал архитектор Орлов — реставраторы только воссоздали утраченные детали, но ничего не меняли, - говорит вице-мэр Максим Ликсутов.
«Белорусские партизаны»
Надо сказать, что здесь же установлена и другая скульптура — «Белорусские партизаны». Вообще вся архитектура станции посвящена теме Синеокой. В 1938 году, когда станция была открыта, на полу был выложен белорусский орнамент, который дополнял общее оформление станции. Но, к сожалению, со временем плитка стала выпадать, и в 70-ых годах ее пришлось заменить гранитом, более грубо повторяющим предыдущий орнамент, в результате пол стал выглядеть заметно скромнее. Зато на потолке сохранились двенадцать панно, посвященных краю зубров и васильков. Любопытный момент, одно панно в годы правления Хрущево было заменено на изображение ордена Трудового Красного Знамени. Сняли, конечно, портрет Иосифа Сталина, культ личности которого был развенчан во второй половине 50-ых годов.
- В 2010 году была восстановлена флорентийская мозаика с мотивами народного белорусского орнамента в оформлении арок ведущих на станцию «Белорусская». Также были отреставрированы торшеры и настенные светильники. А к открытию отреставрированного перехода между двумя станциями были выпущены памятные билеты с изображением скульптурной группы «Белорусские партизаны», - рассказали в пресс-службе Метрополитена.
Панно с портретом Сталина убрали по указу Хрущева.
БЫЛ СЛУЧАЙ
ФРАНЦУЗАМ НА ЗАВИСТЬ
Макет станции был признан лучшим на Международной Всемирной ярмарке в Париже в 1938 году.
Три года назад «Белорусская» отметила свое 80-летие. Ежедневно здесь десятки тысяч человек бегут по своим делам, спешат на поезда или назначают свидания. Участники же той самой выставки были поражены пышным убранством «Белорусской». Архитектор Николай Андриканис использовал сразу три вида мрамора, хрустальные люстры и торшеры в виде цветочных бутонов добавляли уюта.
«Мой второй объект — «Белорусская». Конкурс на нее был еще больше, чем на «Сокольники» — участвовало в нем, кажется, 13 проектов. И наш с Андриканисом проект — прошел. Здесь нам достался прекрасный мрамор — сиреневый с темными прожилками «биробиджан», серый «уфалей» и черный «давалу». Варьирование этих трех основных цветов помогало преодолеть ощущение «подземки». Мы хотели, чтобы москвичи после трудового дня входили в подземные дворцы, залитые светом, чтобы в пути их не покидало радостное, праздничное ощущение», - писала в воспоминаниях архитектор Надежда Быкова.
Убранство станции посвящено белорусской тематике.
Вспоминает она работу и над «Белорусской-кольцевой». Обычно на станциях метро строились мраморные, около двух метров высотой, пилоны, а потом шел небольшою свод.
«Мы же решили сделать наоборот: пилоны — низкими, свод — большим и широким. У нас было много оппонентов, и самыми агрессивными были строители. Они считали, что низкие, из белого мрамора пилоны не сделают подземный зал нарядным. Но станция, тем не менее, понравилась. Мы даже получили за нее Сталинскую премию. Помню, «Белорусскую-кольцевую» осматривал Хрущев. Он приехал с украшенной яркими витражами «Новослободской», рядом с которой «Белорусская», еще не облицованная и без побелки, явно проигрывала. Я сказала Хрущеву: «После «Новослободской» наша станция покажется Вам Золушкой» а он в ответ: «Но ведь Золушка превращается потом в принцессу», - пишет архитектор.
И таки превратилась! Правда, Надежде Быковой не нравился переход с Кольцевой на Замоскворецкую линию. Слишком уж невзрачным он вышел, но вот три арки, ведущие на коричневую ветку ей очень нравились.
ФОТО, ВИДЕО: Дмитрий ВОРОБЬЕВ