САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Защищая наш добрый и уютный дом»

Празднества 1020-летия крещения Руси дали основание проанализировать, как складывается религиозная ситуация на постсоветском пространстве, значительная часть которого, за исключением Армении и Грузии, относится к канонической территории Русской Православной Церкви. Вопрос этот напрямую касается не только клириков и прихожан РПЦ, но также всех граждан и политиков России и государств постсоветского пространства.

Празднества 1020-летия крещения Руси дали основание проанализировать, как складывается религиозная ситуация на постсоветском пространстве, значительная часть которого, за исключением Армении и Грузии, относится к канонической территории Русской Православной Церкви. Вопрос этот напрямую касается не только клириков и прихожан РПЦ, но также всех граждан и политиков России и государств постсоветского пространства. Вопрос этот принципиален как вследствие православного ренессанса, роста количества воцерковленного населения на территории России, Белоруссии, Украины, Молдовы и других республик с наличием православного населения, так и вследствие важности сохранения интеграционной идентичности в лице Православия.
Как известно, система культурных символов определяет ценностные установки, мотивацию поведения людей, их образ жизни, а значит, в конечном счете, и историческую судьбу народов и государств.
В концептуальном плане для России это находит свое отражение в идее Русского мира. Русский мир обладает своими культурными кодами, которыми обозначается система культурных символов, в таких сферах, как религия, традиции, язык, обычаи, национальные особенности психического склада, представления о добре и зле, отношение к собственной истории и т.д.
Особенно необходимо подчеркнуть роль Православной Церкви в сохранении единства Русского мира, который, как цивилизация, исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русской Православной Церкви.
В настоящее время количество епархий Русской Православной Церкви – 136, в том числе в России – 68, на Украине – 36, в Белоруссии – 11, Молдавии – 6, Казахстане – 3, Прибалтике – 3, Средней Азии – 1, имеется также Бакинско-Прикаспийская епархия.
Из приведенной статистики видно, что половина епархий РПЦ находится за пределами Российской Федерации, то есть в ближнем зарубежье. Это делает РПЦ влиятельной интегрирующей духовной силой на постсоветском пространстве, но в то же время создает дополнительную специфику в деятельности за рубежом, в целом в функционировании институтов РПЦ.
Необходимо учитывать, что если на части этой территории (в России, Белоруссии, Украине, Молдавии) православие по факту в силу традиционной распространенности является господствующей религией, то на значительной части ее территории, например в Средней Азии, на Кавказе и в Прибалтике, а также в странах дальнего зарубежья, православные составляют меньшинство.
Как реально развивается религиозная ситуация в самой близкой союзнице России – в Белоруссии?
Обратимся к фактам. В настоящее время в Белоруссии насчитывается 2825 религиозных общин 26 направлений, в том числе 1265 православных общин, 432 – католических, 268 – общин евангельских христиан-баптистов, 492 – христиан веры евангельской. По словам белорусских чиновников и оценкам экспертов, верующими в республике себя считают около 50 процентов населения. Среди верующих к православным себя относят 80 процентов, к католикам – 14 процентов, к протестантам – 2 процента. Это соотношение не является случайным, а имеет глубокую историческую подоплеку.
В 992 году была учреждена Полоцкая епархия, что считается началом устроения Православной Церкви в белорусских землях. Во многом способствовали распространению Православия жизнь и деятельность Полоцкой княжны-игумении Евфросинии, которая считается небесной покровительницей Белой Руси.
В ХIII веке многие западнорусские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, в котором большинство населения и государственный язык были русскими, а политическую верхушку составляли балты.
В 1385-1387 годах Польшей и ВКЛ заключается Кревская уния, по которой великий князь литовский Ягайло принимает католичество и становится польским королем.
Конец XIV – начало XV века ознаменовались укреплением позиций католичества при стеснении православной шляхты (дворянства) в правах.
В то же время в целом в течение XV-XVI веков православному дворянству и населению Литовского государства в результате борьбы удавалось отстаивать свои интересы и добиваться равноправия с католиками.
Так, в 1434 году была принята Троцкая привилегия, в которой православная шляхта в Литве в основном уравнивалась в правах с католической. В 1563 году, в период активных действий войск московского царя Ивана Грозного, католическая и православная шляхта были уравнены в правах Виленской привилегией, подписанной королем Сигизмундом II.
Таким образом, Православная церковь оставалась наиболее многочисленной религией в Великом княжестве Литовском до XVI века.
В первой половине XVI века, в период распространения реформации в Западной Европе, на белорусских землях появился протестантизм в форме кальвинизма, лютеранства, арианства, которые получили заметное распространение среди всех слоев белорусского общества.
В 1569 году была заключена Люблинская уния – соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство – Речь Посполита.
В условиях активной церковной борьбы протестантов и католиков на Брестском соборе 1596 года была заключена Брестская уния – форма присоединения православных к католичеству, при сохранении восточной обрядности. После заключения Брестской церковной унии в Беларуси при поддержке польских властей началось распространение греко-католичества.
Следует отметить, что протестантизм не прижился в ту эпоху на территории Речи Посполита, будучи вытесненным активной политикой католического ордена иезуитов.
В течение XVII-XVIII веков происходит процесс культурной полонизации Литвы и Белоруссии, с переходом большинства населения в унию, а большей части магнатов и шляхты – в католичество.
По трем разделам Польши (1722, 1793, 1795 годы) большая часть Белоруссии входит в состав Российской империи (запад Гродненщины до 1807 года входил в состав Пруссии). Титул Великого князя Литовского включается в полный титул императора Всероссийского.
Первое время царское правительство особенно не вмешивалось в административные, культурные и религиозные дела Польши. Так, иезуитский католический орден во времена Екатерины II продолжал контролировать систему образования на территории Польши, Литвы и Белоруссии.
Однако после подавления польского восстания 1830-1831 годов начинается политика нейтрализации польского влияния в Белоруссии, в том числе последовали и антиуниатские действия. В частности, полоцкий акт 1839 года ликвидировал унию в Белорусской епархии, в 1875 году ликвидирована уния на Холмщине и в губерниях Царства Польского.
В 1921 году Западная Белоруссия вошла в состав Польши. 30 декабря 1922 года Белорусская ССР входит в состав СССР. К этому времени в составе БССР осталась только часть Минской губернии. В 1924 и 1926 годах к БССР был присоединен ряд регионов, ранее входивших в состав РСФСР.
Положение Православной Церкви в Белоруссии было крайне тяжелым. В Восточной Белоруссии к 1939 году не осталось ни одного действующего храма. В Западной Белоруссии польские власти и ксендзы проводили враждебную по отношению к православным политику, хотя до полного запрета православия дело не доходило.
Многочисленные идеологические и политические эксперименты на белорусской земле привели к тому, что в советский период Белоруссия считалась самой атеистической советской республикой. Ситуация стала меняться с наступлением «перестройки», ознаменовавшейся в том числе и церковным возрождением.
16 октября 1989 года Преосвященный Филарет, митрополит Минский и Белорусский, назначен Экзархом Белоруссии. Экзарх Белоруссии носит титул «Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси».
В 1994 году в Белоруссии был принят Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», который открыл широкие возможности для религиозной деятельности. Наряду с исторически преобладающими Православной (около 80 процентов верующих) и Римско-католической церквями, со второй половины 90-х годов XX века в Белоруссии активно стал распространяться протестантизм. Эксперты отмечали тогда, что протестантские общины растут как грибы, динамика и темпы их роста просто поражают: только за 1999 год в республике зарегистрировано 115 новых общин приверженцев протестантских верований различного толка (всего 865). Из 12 разновидностей протестантских религиозных организаций наиболее влиятельными стали христиане веры евангельской (пятидесятники) и евангельские христиане-баптисты. Особенно эффективные протестантские организации возникли в Минской и Брестской областях.
В 2002 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в закон республики «О свободе совести и религиозных организациях». В преамбуле новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях» особенно выделено православие, а также католицизм, лютеранство, ислам и иудаизм.
В июне 2003 года Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Слуцким Филаретом и премьер-министром Республики Г. Новицким было подписано Соглашение о сотрудничестве между Православной Церковью и правительством Республики Беларусь.
Соглашением определены приоритетные направления церковно-государственного сотрудничества: общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды.
По заявлению митрополита Филарета, основой для сотрудничества между государством и Православной Церковью в Беларуси является признание за Церковью исторической, культурной роли в прошлом, настоящем и будущем, а также того, что государство является «гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа».
В свою очередь, отношение Церкви к государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать порядок.
7 января 2008 года в день Рождества во время посещения минского православного Свято-Духова кафедрального собора президент Беларуси Александр Лукашенко отметил: «Церковь давно выступила у нас главным идеологом страны, и мы в будущем будем опираться на помощь Православной церкви, на помощь всех добрых конфессий, католиков и других, которые живут в нашей стране и готовы идти вместе, создавая и защищая наш добрый и уютный дом».
Таким образом, через 10 с лишним веков Белая Русь продолжает хранить верность православной традиции и относить себя к восточнохристианской цивилизации, являясь естественным западным союзником России.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Вячеслав Володин: Россия себя защитит, и у нас есть, чем это сделать

Россия сможет себя защитить и обеспечить устойчивое развитие, сказал Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также