«Защищая наш добрый и уютный дом»
Празднества 1020-летия крещения Руси дали основание проанализировать, как складывается религиозная ситуация на постсоветском пространстве, значительная часть которого, за исключением Армении и Грузии, относится к канонической территории Русской Православной Церкви. Вопрос этот напрямую касается не только клириков и прихожан РПЦ, но также всех граждан и политиков России и государств постсоветского пространства.
Как известно, система культурных символов определяет ценностные установки, мотивацию поведения людей, их образ жизни, а значит, в конечном счете, и историческую судьбу народов и государств.
В концептуальном плане для России это находит свое отражение в идее Русского мира. Русский мир обладает своими культурными кодами, которыми обозначается система культурных символов, в таких сферах, как религия, традиции, язык, обычаи, национальные особенности психического склада, представления о добре и зле, отношение к собственной истории и т.д.
Особенно необходимо подчеркнуть роль Православной Церкви в сохранении единства Русского мира, который, как цивилизация, исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русской Православной Церкви.
В настоящее время количество епархий Русской Православной Церкви – 136, в том числе в России – 68, на Украине – 36, в Белоруссии – 11, Молдавии – 6, Казахстане – 3, Прибалтике – 3, Средней Азии – 1, имеется также Бакинско-Прикаспийская епархия.
Из приведенной статистики видно, что половина епархий РПЦ находится за пределами Российской Федерации, то есть в ближнем зарубежье. Это делает РПЦ влиятельной интегрирующей духовной силой на постсоветском пространстве, но в то же время создает дополнительную специфику в деятельности за рубежом, в целом в функционировании институтов РПЦ.
Необходимо учитывать, что если на части этой территории (в России, Белоруссии, Украине, Молдавии) православие по факту в силу традиционной распространенности является господствующей религией, то на значительной части ее территории, например в Средней Азии, на Кавказе и в Прибалтике, а также в странах дальнего зарубежья, православные составляют меньшинство.
Как реально развивается религиозная ситуация в самой близкой союзнице России – в Белоруссии?
Обратимся к фактам. В настоящее время в Белоруссии насчитывается 2825 религиозных общин 26 направлений, в том числе 1265 православных общин, 432 – католических, 268 – общин евангельских христиан-баптистов, 492 – христиан веры евангельской. По словам белорусских чиновников и оценкам экспертов, верующими в республике себя считают около 50 процентов населения. Среди верующих к православным себя относят 80 процентов, к католикам – 14 процентов, к протестантам – 2 процента. Это соотношение не является случайным, а имеет глубокую историческую подоплеку.
В 992 году была учреждена Полоцкая епархия, что считается началом устроения Православной Церкви в белорусских землях. Во многом способствовали распространению Православия жизнь и деятельность Полоцкой княжны-игумении Евфросинии, которая считается небесной покровительницей Белой Руси.
В ХIII веке многие западнорусские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, в котором большинство населения и государственный язык были русскими, а политическую верхушку составляли балты.
В 1385-1387 годах Польшей и ВКЛ заключается Кревская уния, по которой великий князь литовский Ягайло принимает католичество и становится польским королем.
Конец XIV – начало XV века ознаменовались укреплением позиций католичества при стеснении православной шляхты (дворянства) в правах.
В то же время в целом в течение XV-XVI веков православному дворянству и населению Литовского государства в результате борьбы удавалось отстаивать свои интересы и добиваться равноправия с католиками.
Так, в 1434 году была принята Троцкая привилегия, в которой православная шляхта в Литве в основном уравнивалась в правах с католической. В 1563 году, в период активных действий войск московского царя Ивана Грозного, католическая и православная шляхта были уравнены в правах Виленской привилегией, подписанной королем Сигизмундом II.
Таким образом, Православная церковь оставалась наиболее многочисленной религией в Великом княжестве Литовском до XVI века.
В первой половине XVI века, в период распространения реформации в Западной Европе, на белорусских землях появился протестантизм в форме кальвинизма, лютеранства, арианства, которые получили заметное распространение среди всех слоев белорусского общества.
В 1569 году была заключена Люблинская уния – соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство – Речь Посполита.
В условиях активной церковной борьбы протестантов и католиков на Брестском соборе 1596 года была заключена Брестская уния – форма присоединения православных к католичеству, при сохранении восточной обрядности. После заключения Брестской церковной унии в Беларуси при поддержке польских властей началось распространение греко-католичества.
Следует отметить, что протестантизм не прижился в ту эпоху на территории Речи Посполита, будучи вытесненным активной политикой католического ордена иезуитов.
В течение XVII-XVIII веков происходит процесс культурной полонизации Литвы и Белоруссии, с переходом большинства населения в унию, а большей части магнатов и шляхты – в католичество.
По трем разделам Польши (1722, 1793, 1795 годы) большая часть Белоруссии входит в состав Российской империи (запад Гродненщины до 1807 года входил в состав Пруссии). Титул Великого князя Литовского включается в полный титул императора Всероссийского.
Первое время царское правительство особенно не вмешивалось в административные, культурные и религиозные дела Польши. Так, иезуитский католический орден во времена Екатерины II продолжал контролировать систему образования на территории Польши, Литвы и Белоруссии.
Однако после подавления польского восстания 1830-1831 годов начинается политика нейтрализации польского влияния в Белоруссии, в том числе последовали и антиуниатские действия. В частности, полоцкий акт 1839 года ликвидировал унию в Белорусской епархии, в 1875 году ликвидирована уния на Холмщине и в губерниях Царства Польского.
В 1921 году Западная Белоруссия вошла в состав Польши. 30 декабря 1922 года Белорусская ССР входит в состав СССР. К этому времени в составе БССР осталась только часть Минской губернии. В 1924 и 1926 годах к БССР был присоединен ряд регионов, ранее входивших в состав РСФСР.
Положение Православной Церкви в Белоруссии было крайне тяжелым. В Восточной Белоруссии к 1939 году не осталось ни одного действующего храма. В Западной Белоруссии польские власти и ксендзы проводили враждебную по отношению к православным политику, хотя до полного запрета православия дело не доходило.
Многочисленные идеологические и политические эксперименты на белорусской земле привели к тому, что в советский период Белоруссия считалась самой атеистической советской республикой. Ситуация стала меняться с наступлением «перестройки», ознаменовавшейся в том числе и церковным возрождением.
16 октября 1989 года Преосвященный Филарет, митрополит Минский и Белорусский, назначен Экзархом Белоруссии. Экзарх Белоруссии носит титул «Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси».
В 1994 году в Белоруссии был принят Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», который открыл широкие возможности для религиозной деятельности. Наряду с исторически преобладающими Православной (около 80 процентов верующих) и Римско-католической церквями, со второй половины 90-х годов XX века в Белоруссии активно стал распространяться протестантизм. Эксперты отмечали тогда, что протестантские общины растут как грибы, динамика и темпы их роста просто поражают: только за 1999 год в республике зарегистрировано 115 новых общин приверженцев протестантских верований различного толка (всего 865). Из 12 разновидностей протестантских религиозных организаций наиболее влиятельными стали христиане веры евангельской (пятидесятники) и евангельские христиане-баптисты. Особенно эффективные протестантские организации возникли в Минской и Брестской областях.
В 2002 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в закон республики «О свободе совести и религиозных организациях». В преамбуле новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях» особенно выделено православие, а также католицизм, лютеранство, ислам и иудаизм.
В июне 2003 года Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Слуцким Филаретом и премьер-министром Республики Г. Новицким было подписано Соглашение о сотрудничестве между Православной Церковью и правительством Республики Беларусь.
Соглашением определены приоритетные направления церковно-государственного сотрудничества: общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды.
По заявлению митрополита Филарета, основой для сотрудничества между государством и Православной Церковью в Беларуси является признание за Церковью исторической, культурной роли в прошлом, настоящем и будущем, а также того, что государство является «гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа».
В свою очередь, отношение Церкви к государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать порядок.
7 января 2008 года в день Рождества во время посещения минского православного Свято-Духова кафедрального собора президент Беларуси Александр Лукашенко отметил: «Церковь давно выступила у нас главным идеологом страны, и мы в будущем будем опираться на помощь Православной церкви, на помощь всех добрых конфессий, католиков и других, которые живут в нашей стране и готовы идти вместе, создавая и защищая наш добрый и уютный дом».
Таким образом, через 10 с лишним веков Белая Русь продолжает хранить верность православной традиции и относить себя к восточнохристианской цивилизации, являясь естественным западным союзником России.