САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Небо. Самолеты. Девушки

На главном российском авиасалоне презентации отечественных новинок повергли конкурентов в шок

ВОЗМУЖАВШИЙ ПТЕНЕЦ

- Это просто фантастика! Офигительно! Супер! - орет мне в самое ухо восхищенный коллега. Нормально говорить невозможно. Прямо над нами форсажем рвет небо и перепонки в показательном полете истребитель-невидимка пятого поколения Су-57.

По МАКСам можно отмерять биографию этого супер-самолета. Его премьерный выход на воздушном подиуме в Жуковском состоялся, если память не врет, в 2012 году. Тогда он был совсем зеленым, неоперившемся толком птенцом. И летал осторожненько, словно, боялся развалиться в воздухе от скачка перегрузки. Зато теперь - лихо крутит под облаками любые фигуры.

Мертвую петлю – раз плюнуть. Плоский штопор, когда самолет, вращаясь падает к земле, будто сухой лист, – только так. Колокол - да ради Бога, а ведь это один из сложнейших номеров. Самолет свечой взвывает ввысь, потом вдруг замирает, и начинает скользить вниз хвостом вперед, одновременно опуская нос. Обороты двигателя почти на нуле. Машина уже в пике. Ниже. Ниже. Ниже. И в этот момент летчик врубает форсаж, истребитель плавно выравнивается и тут же выдает новый фортель – в крутом вираже закладывает косую петлю. Когда сложнейшие элементы воздушной акробатики идут вот так - один за другим без предварительного разгона - это говорит сразу о многих вещах. О высочайшем мастерстве летчика. Потрясающей аэродинамике машины. Наконец, о чудовищной мощности и надежности двигателей. Птенец оперился. И стал по-настоящему грозным воздушным бойцом. Серийные машины в этом году начали поступать в войска. Минбороны РФ подписал контракт на семьдесят шесть истребителей. И это только начало. В дальнейшем, считает глава ОАК Юрий Слюсарь, заказы пойдут на сотни машин, в том числе, для иностранных ВВС.

Небо. Самолеты. Девушки

КСТАТИ

Американцы по-прежнему запальчиво твердят что их F-22, одноклассник Су-57, лучший в мире. Ну-ну, пущай твердят. Они известные мастера рекламных лозунгов, на чем сами же и горели. История военных конфликтов, когда наши и их истребители сталкивались, что называется нос к носу, доказывает, что наши машины всегда были лучше. Потому, в том числе, что отечественные конструкторы, за недостатком объективной информации, создавали свои шедевры частенько ориентируясь как раз на рекламные характеристики американских самолетов, которые, разумеется, были завышены.

Маленький да удаленький

ШАХ И МАТ ЛЮБОМУ РАЗГОВОРУ

По классификации, Су-57 – тяжелый истребитель. На подходе легкий собрат.

Его угловатые формы означают, что он тоже будет невидимкой для радаров. Отсеки для вооружения скрыты внутри фюзеляжа. И главная особенность - один двигатель. Значит, дешевле эксплуатация. Сейчас таких машин в российской армии нет. Теперь будет. Легкий тактический самолет пятого поколения. Он уже получил название Checkmate, что в переводе означает «Шах и мат». Намек на то, что разговор с любым воздушным противником будет крутым и коротким. Летчику выполнять боевые задачи поможет продвинутый искусственный интеллект.

Специально для новичка построили отдельный павильон. На стене - огромный черный шахматный конь. В первые три дня салона простых смертных не пускали. Только – специалистов и официальные делегации, от которых не было отбоя. Иностранцам, особенно, западникам не терпелось своими глазами взглянуть на крылатую сенсацию. Максимальная скорость «шахматиста» - 2000 км\ч. Дальность полета – 3000 км. Боевая нагрузка семь тонн – ракеты, умные бомбы. Остальные прорывные характеристики – военная тайна.

Интересна история его появления. Как пояснил, глава «Ростеха» Сергей Чемезов, конкретных заказов на новый истребитель не было. Конструкторы начали его разработку, как говорится, в инициативном порядке. А теперь потенциальный портфель заказов оценивается, как минимум, в триста машин.

- Истребитель, в первую очередь, будет ориентирован на страны Африки, Индию, Вьетнам, - пояснил вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонку.

Но это лишь предварительные прикидки. После начала производства география поставок, наверняка, расширится. Главное – не затягивать, ведь конкуренты не дремлют. Среди таковых называют четыре самолета. Впрочем, шведский «Грипен» и французский «Рафаль» можно сразу отодвинуть в сторону. Навороченные да, но никакие не невидимки, а это уже минус. Остаются - американский F-35 и китайский Chengdu. Соперники – серьезные. Но у нашего «малыша» есть одно убойное преимущество – цена. Те стоят – 60-90 млн. долларов. Наш – 25-30. Как говорится, почувствуйте разницу.

Ноу-хау

КРЫЛЬЯ НАУЧИЛИСЬ ВЫПЕКАТЬ

Прорыв, как ответ на бесчестное хамство.

ПОД СОУСОМ САНКЦИЙ

Еще одна долгожданная премьера – пассажирский лайнер МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Будущее российской гражданской авиации, так называют этот самолет.

Одна из изюминок - композитное крыло, сделанное полностью из отечественных материалов. Прорыв для нашего авиапрома. История драматичная и поучительная. Американцы два года назад отказались поставлять нам композиты, ссылаясь на санкции. Ловкий предлог. На самом деле, страшно перепугались конкуренции на рынке. По своим характеристикам МС-21 явно превосходит как «Боинги», так и «Эйрбасы» такого же класса. Владимир Путин американский демарш назвал тогда бесчестным хамством. Но Россия приняла вызов. В невиданно рекордные сроки в Ульяновске построили предприятие «Аэрокомпозит». Там крылья лайнера, в буквальном смысле, выпекают и поставляют на завод в Иркутск, где они стыкуются с самолетом.

Среди достоинств МС-21 – улучшенная аэродинамика и дополнительный комфорт для пассажиров. Большие иллюминаторы, отчего в салоне светлее, удобные кресла, и самое главное – широкий проход между рядами. Вполне можно разойтись с бортпроводницей с тележкой во время раздачи питания. На сегодняшних самолетах это невозможно – гарантированная пробка.

МАХИНА БАБОЧКОЙ ПОРХАЕТ

Сердце самолета – отдельная история. ПД-14 – первый реактивный двигатель для гражданской авиации, созданный в России после распада СССР. Его начинка – сплошные ноу-хау. Например, лопатки из легчайшего сплава титана работают безотказно даже при температуре 1700 градусов. Аналогов нет.

- Экологичность, шумность - все на уровне мировых стандартов, даже с запасом. Плюс - он на 15-20 процентов экономичнее своих западных конкурентов. И очень надежен, – поясняет авиаэкперт Дмитрий Шумаков.

Но самое главное – ПД-14 до последнего винтика отечественный. И значит – чихать мы хотели на санкции.

Взлет МС-21 – просто песня. Оторвавшись от полосы, он, словно истребитель, уходит ввысь боевым разворотов, закладывая резкий крен. И это махина весом под семьдесят тонн. Фантастика! Конкуренты нервно кусают губы от зависти.

Еще одна премьера. Ближнемагистральный Ил-114-300. Он меньше, чем МС-21, но и у него другая ниша - местные авиалинии. Замена старичку Ан-24.

- Лайнер неприхотлив. И создан как раз для наших условий. Может взлетать и садится с грунтовых и заснеженных полос. То есть там, где не хватает аэродромной инфраструктуры или она вообще отсутствует, - рассказал корреспонденту «СВ» управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой.

В ближайшем будущем новый Ил должен стать рабочей лошадкой региональный авиалиний, чтобы пассажирам не пришлось летать в соседнюю через Москву. И опять же – полностью отечественный от носа до хвоста. Импортозамещение в действии.

С появлением этих лайнеров, как метко заметил один из экспертов, Россия возвращается в мировую высшую лигу гражданской авиации. Главное – не сворачивать с курса.

От винта

ПОЙМАТЬ ЗА ХВОСТ «ПАВЛИНА»

Приехать в Жуковский на МАКС стоило хотя бы ради летной программы.

Каждый день в воздух поднимались десятки машин – от навороченных новинок до заслуженных ветеранов, ровесников наших прабабушек.

ТАНЕЦ С ДЫМКОМ

Как всегда, зажигали пилотажные группы. Причем, не только на самолетах. Впервые свое мастерство на МАКСе показали индийские вертолетчики из воздушной команды Sarang. В переводе с санскрита – Павлин. Именно поэтому в яркой раскраске вертолетов также повторяются узоры павлиньего хвоста. Пилоты распушили этот хвост во всей красе. Если выступления других участников в среднем продолжались по пятнадцать минут, то индийские вертолетчики подготовили получасовую программу. В общем, Болливуд в небе. С непременными танцами в воздухе. Финальный штрих привел зрителей в восторг. Включив дымогенереторы, асы Sarang нарисовали в небе огромное сердце. Народ на земле аплодировал: «Вау!» - визжали от восторга девушки на поляне у взлетной полосы и посылали индийским асам воздушные поцелуи.

ДЕЛО В «БОЧКЕ»

Хедлайнерами программы, как всегда, стали, российские летуны. Невозможно оторваться. Настоящее искусство, да еще на таких скоростях. Пилотажная группа «Соколы России» из Липецкого центра ВКС на тяжелых истребителях Су-35С показала элементы настоящего воздушного боя – большие развороты, переходящие в мертвые петли, заход противнику в хвост, атаки на встречных курсах.

Сюрприз преподнесли «Стрижи» - впервые на МАКСе асы из Кубинки отработали в составе девятки на Миг-29. Летали плотно, топором не разрубишь. Расстояние между машинами каких-то два метра. И каскад сложнейших фигур. То, что исполняют в небе наши летчики, не могут повторить нигде в мире. Например, групповая бочка. Самолеты всей группой поворачивается вокруг горизонтальной оси на 360 градусов. При этом, сохраняют строй. Очевидное-невероятное. Один французский летчик-испытатель в девяностых годах поспорил с нашим на ящик конька, что такой трюк выполнить группой, в принципе, невозможно. Машины непременно свалятся в кучу. Дело было на салоне в Ле-Бурже, где впервые гостили «Стрижи». Их полет француз смотрел с распахнутым от изумления ртом. А когда, они сели, побежал в магазин проставляться за проигранное пари.

«ИШАК» ДРАГОЦЕННЫЙ

А вот и боевой ветеран. В небе истребитель И-16, легендарный «Ишак», летающий экспонат из музея техники Вадима Задорожного. Стрекочет, как швейная машинка. Но простота – обманчива. Король истребителей тридцатых годов чрезычайно сложен в управлении. Реагирует на малейшее движение ручки. Чуть-что может сорваться в штопор. Пилоты тех лет говорили: кто научиться летать на «Ишаке, сможет летать даже на табуретке. Перед войной он безнадежно устарел, но новых машин в частях не хватало. Поэтому «Ишакам» пришлось принять на себя основной удар Люфтваффе в первый год войны. В умелых руках он оставался грозной машиной. Не случайно, первая авиачасть, ставшая гвардейской, летала именно на И-16.

Дальше - «спасибо» Никите Сергеевичу. Это при нем отправили на слом последние строевые самолеты Великой Отечественной. Остались единицы в музеях, да и те нелетающие. В наше время энтузиасты возвращают легендарным самолетам вторую жизнь. Ставят на крыло боевые машины, которые находят поисковики в тех местах, где когда-гремели бои. Например, этого «Ишака» наши под Мурманском. Он был сбит в бою весной 1942 года. Летчик выпрыгнул на парашюте. От самолета сохранился, по сути, только каркас. Ничего, восстановили, летает, как новенький. 

Сотрудничество

НЕБО – ОДНО НА ДВОИХ

Cвою продукцию представили белорусские предприятия.

СОСКРЕБАЙ ГОТОВЕНЬКИХ

Сябры-авиаторы старожилы салона. Неизменно участвуют в нем с самого первого форума, прошедшего в 1993 году. И всякий раз приятно удивляют какой-нибудь новинкой. Нынешний МАКС не стал исключением.

Любопытную и очень актуальную разработку представило КБ «Дисплей» из Витебска. Конек предприятия - авиационная видео-техника мирового уровня. Она устанавливается на российских боевых самолетах. Недавно там решили взяться и за беспилотную тематику. И создали аппарат под говорящим названием «Барражирующая труба». Мини-геликоптер с четырьмя винтами с закрепленным пусковым устройством, той самой трубой. Зарядить ее можно, например, снарядом от ручного противотанкового гранатомета РПГ-7. Классная штука, например, для борьбы с террористами, особенно когда те, укрываются в каменном доме. Чтобы их выкурить бойцам-гранатометчикам приходится укрываться, перебегая от дерева к дереву, в поисках выгодной позиции для выстрела. Так и пулю бандитскую недолго получить. А тут все за них сделает техника – без шума и пыли. Ударный дрон оснащен российской оптикой. Электронный глаз-алмаз дает точнейшую наводку. Снаряд влетит даже в открытую форточку. Ба-бах – и отскребай со стен готовеньких. А можно и танк раздолбать. Прицелиться в корму или в крышу башни – и грозная цитадель на гусеницах превратится в груду чадящего металла.

- Дальность полета нашего аппарата до пяти километров. Если поднять ретранслятор, расстояние увеличиться вдвое. Так что теоретически, дистанцию можно увеличивать до бесконечности. Для нас это первая проба пера в беспилотной тематике, останавливаться не намерены, будем совершенствовать свои изделия, - рассказал корреспонденту «СВ» начальник отдела «Дисплея» Виктор Степик.

ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

558-й авиаремонтный завод в Барановичах – крупнейший в своем роде во всем СНГ - недавно отметил 80-летие. Он был создан 24 июня 1941 года по приказу командующего Юго-Западным фронтом генерал-полковника Михаила Кирпоноса.

За годы войны заводчане восстановили после боевых повреждений и вернули в строй почти пятьсот самолетов и полторы тысячи покалеченных вражеским снарядами двигателей. Пятьсот самолетов – это без малого два десятка полков. И миллионы сэкономленных государству рублей. Ремонтировать по любому дешевле. К примеру, новый штурмовик Ил-2 стоил больше ста тысяч целковых. За ленд-лизовские – «Харрикейны» и «Томагавки», заводчане и их восстанавливали, платили вообще золотом. За заслуги в борьбе с врагом коллектив был удостоен ордена Красной Звезды, в июле 1945 года заводу вручили боевое знамя части. При Хрущеве знамя и орден отобрали и увезли в Москву в музей Вооруженных сил. Мотивировка – бои давно кончилась, завод уже не воинская часть, поэтому знамя и орден ему не положены. Случилось это в 1963 году. С тех пор заводчане не раз пытались вернуть священные реликвии. Удалось это лишь только после того, как к праведному делу подключились депутаты парламентского Собрания Ольга Политико и Николай Гончар. Депутаты вышли на руководство Минобороны и МИД РФ. И два года назад знамя вернулось на завод.

- На торжественной церемонии передачи боевого стяга многие люди плакали, - рассказывает заместитель директора завода по развитию Александр Воробей. – С орденом получилось сложнее. Оригинал награды так и не нашли. Потерялся где-то в Москве. Сделали дубликат с тем же самым порядковым номером. Он теперь в нашем музее, рядом со знаменем.

- Для меня вот загадка. Английские «Харикейны» -это двигатель «Роллс-Ройс». Штука сложнейшая. Американцы в годы войны не смогли наладить у себя их производство. А заводчане умудрялись спокойно их ремонтировать.

- Ничего удивительно. Смекалка помогала. Без нее и сегодня порою никак. Самолеты приходят в ремонт, чуть не собранные в мешок, образно говоря. Техники, допустим, случайно убрали переднюю стойку шасси – нос самолета сразу в гармошку. Или где-нибудь в Африке летчик истребителя при посадке забыл выпустить шасси, машина шлепается, воздухозаборники всмятку. Привозят к нам – и получают обратно, как новенькие. В восьмидесятых годах именно наш завод был определен в качестве основного предприятия в Союзе по ремонту истребителей Су-27. Сегодня мы ремонтируем и модернизируем всю линейку боевых самолетов и вертолетов, кроме стратегических бомбардировщиков, выпускавшихся в СССР, позже в России. География заказов – Африка, Южная Америка, Азия. И даже Европа. Недавно, например, сделали ремонт и модернизацию штурмовиков СУ-25 для ВВС Болгарии.

- Завод неизменно участвует в МАКСе. Как вам салон?

- Мы бываем на многих авиавыставках в мире. Но МАКС для нас особенный – чувствуем себя здесь как дома, встречаемся с хорошими и давними друзьями. Очень продуктивно сотрудничаем с российским КБ и заводами. Без этого мы никуда, потому что запасные части, которые выходят из строя на самолетах, производятся именно здесь. Встречи на МАКСе помогают нам более оперативно решать необходимые вопросы. Так что каждый МАКС – для нас событие, к которому мы специально готовимся. А летная программа – просто праздник. Стихия самолетов – небо. Но делают крылья на земле. В том числе и наш завод. Еще с военных времен. Чем мы гордимся и всегда будем помнить.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. СМИ: Нападавшие на «Крокус Сити холл» террористы были под наркотиками
  2. С 1 апреля для сдачи экзамена на права потребуется СНИЛС
  3. ЦИК Беларуси зарегистрировал кандидатов в члены Совета Республики
  4. В России около 60% выпускников могут поступить в вузы на бюджетные места
  5. Лукашенко: Экономика – это приоритет приоритетов
  6. В Беларуси стартовал конкурс лучших отечественных товаров на российском рынке
  7. Путин провел совещание с губернатором Тверской области
  8. В МВД рассказали о роли полицейских из Красногорска, помогавших в поимке террористов в «Крокусе»
  9. В Москве проходит международная научно-практическая конференция «Союзное государство в условиях многополярного мира»
  10. Владимир Путин: А мы что делаем? Только защищаем своих людей на наших исторических территориях
  11. В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи
  12. Президент России проводит встречу с работниками культуры Тверской области.
  13. Следком: Опознано 84 тела погибших в «Крокусе»
  14. Детский писатель из США стал гражданином России
  15. Семья главаря террористов, напавших на «Крокус», до конца не верила в его вину

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также