САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Транзит не пройдет

Беларусь заставит Запад ответить за незаконные санкции против себя

ФОТО: БЕЛТА

ДАВАЙТЕ-КА В ОБЪЕЗД!

Есть известный анекдот, который рассказывают в разных вариациях, но суть сводится к фразе: «А нас-то за что?!» Это про самоуверенных задир, которые искренне не понимают, что им могут дать сдачи. Именно такая ситуация сейчас складывается в отношениях Евросоюза и Беларуси.

Как известно, после инцидента с посадкой в Минске самолета компании Ryanair с белорусским оппозиционером Романом Протасевичем на борту Запад заявил

о целом наборе санкций против Синеокой. Они затрагивают нефтяной сектор, продажу хлористого калия, а также ограничивают доступ к рынкам европейского капитала.

Евросоюз уже ввел четыре пакета индивидуальных ограничительных мер, под их действие попали 166 граждан и пятнадцать юрлиц. А еще запретил полеты белорусской авиации над своей территорией. Хотя, с точки зрения международного права, законными считаются лишь те меры воздействия, которые одобрены ООН на основании раздела VII ее Устава.

В западных странах это, похоже, никого не волнует, но ровно до тех пор, пока не наступят последствия.

Александр Лукашенко дал поручение правительству и Национальному банку проработать ряд ответных санкций против стран, которые ведут себя по отношению к Беларуси, мягко говоря, недружественно. В частности, белорусский лидер не исключает возможности ограничить транзит некоторых европейских грузов по территории республики. Например, немецких.

- Пусть ездят через Украину, там дороги хорошие, - заявил Александр Григорьевич.

На Западе сразу забеспокоились. Ведь много лет Беларусь обеспечивала комфортный и безопасный транзитный коридор между ЕС, ЕАЭС и государствами Юго-Восточной Азии. Правда, судя по политике ряда европейских государств, логистический потенциал Беларуси стали ценить, только когда появилась угроза его потери.

ПРОБЛЕМЫ С ЛОГИКОЙ

Испокон веков мировой экономикой правит тот, кто контролирует мировые торговые пути. Недавняя история с блокировкой Суэцкого канала контейнеровозом на несколько дней ярко показала миру, к какому логистическому коллапсу может привести нарушение движения по привычным маршрутам, обеспечивающим львиную долю мирового товарооборота.

На планете есть несколько узких мест: уже упомянутый Суэцкий канал, Панамский канал, Ормузский и Малаккские проливы - по ним проходит от четверти до трети мировых поставок нефти и газа. Сбой по одному из направлений может спровоцировать энергетический и экономический глобальный кризис. А угрозы существуют всегда: от международных конфликтов до актов терроризма. Увы, различные радикальные организации уже давно являются инструментом международной политики. При обострении торговых войн можно ожидать любых неожиданностей.

Поэтому не от любви к искусству мировые центры экономической мощи развивают логистическую инфраструктуру, прорабатывая альтернативные пути движения товарных потоков. Китай вкладывает миллиарды долларов в развитие сухопутного пути в Европу, а также совместно с РФ строит магистральные трубопроводы для поставок российских нефти и газа, снижая зависимость от морских поставок. А Россия активно взялась за развитие Северного морского пути. Словом, логистика превратилась в один из существенных факторов в международной конкуренции.

В этом контексте географическое положение Беларуси делает ее важным игроком на транзитном логистическом рынке. И не учитывать этого, выстраивая отношения с ней, просто невозможно. Однако у ЕС проблемы с логикой. С одной стороны, Беларусь признали опасной для авиасообщения. А с другой - транзитный товаропоток остался нетронутым. Летать опасно, а ездить на фурах - нет. Как же так?

ХОРОШЕЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

Просто Беларусь является мощным транзитным коридором, притом, как показывает практика, весьма комфортным. Как с точки зрения качества дорог и инфраструктуры, так и безопасности.

Можно, конечно, ездить через Прибалтику. Но это значительно удлиняет путь. Кому, скажите на милость, нужно тратить больше времени и бензина, добираясь из ЕС в Москву, которая является ключевым логистическим хабом в России?

Вариант Украины тоже имеется. Но с безопасностью в этой стране, мягко говоря, неважно. После майдана на руках у населения полно оружия. Министр внутренних дел Украины Арсений Аваков отмечал: только с гранатами и только в Киеве ежегодно происходит до полусотни эксцессов. Дороги, которым сделал ироничный комплимент Лукашенко, конечно, похуже, чем в Беларуси. Да и маршрут этот не быстрее, иначе те же немцы давно бы им воспользовались.

На фоне разрастающегося экономического мирового кризиса производители не готовы нести дополнительные издержки на разработку новых логистических маршрутов, а потребители - за это платить.

Перекроет ли Беларусь свои транспортные артерии для некоторых европейских государств? Многое зависит от развития внешнеполитического диалога. Точнее - его наличия в принципе. Европа пока лишь выдвигает ультиматумы, вводит санкции, но на переговорный процесс упорно не идет. Возможно, потенциальная угроза потери Беларуси как транзитного пути станет стимулом включить голову и решать проблемы во взаимоотношениях дипломатическим путем.

Посчитали - прослезились

ЕВРОПА В ПОЛИТУГАРЕ ПАЛИТ ПО СВОИМ

ЕС, вводя санкции против Беларуси, наносит ущерб экономике своих стран, считает официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова:

- Недавно были приняты секторальные санкции ЕС против Беларуси. Среди прочего наложены ограничения на торговлю нефтепродуктами и калийными удобрениями. Европейцы, бесконечно упражняясь в своем иезуитстве, превозносили санкции как благо для народа Беларуси, «борющегося за демократию в своей стране».

Классика пропаганды военного времени или тоталитаризма. В романе-антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла в тоталитарном обществе Ангсоца практиковалось «двоемыслие» - способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений.

Знаете, чем санкции обернулись для самих европейцев, в частности литовцев?

По оценкам начальника порта Клайпеды Альгиса Латакаса, на Беларусь приходится больше тридцати процентов оборота терминалов хаба. Подавляющая часть из которых - калийные удобрения, торгово-логистические операции с которыми теперь запрещены.

Потери от операционной деятельности будут критическими. Литовские эксперты все как один заявляют, что замену белорусскому калию найти будет, скорее всего, почти невозможно. Политический обозреватель Алексей Ильяшевич прямо говорит: «Власти Литвы пролоббировали «смертный приговор» Клайпедскому порту».

Побочно жертвой станет АО «Литовские железные дороги», четверть грузовых перевозок которого обеспечивает Беларусь. За ним, как костяшки домино, - смежные и подчиненные предприятия. Это все говорят эксперты. Такое впечатление, что в Европе, в частности в Литве, заигрались в борьбе с «режимом» и в политическом угаре уже не считают павших от «огня по своим».

Позиция

БРЮССЕЛЬ НА АВТОПИЛОТЕ

Евросоюз продлил санкции против России еще на полгода. Член Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает, что пора ответить:

- Евросоюз вновь продлил секторальные экономические санкции против России. Шаг, лишенный всякого смысла, а точнее - продолжение издевательства над здравым смыслом. Брюссель посредством санкционной политики пытается оказать давление на Москву уже седьмой год подряд и заставить таким образом поменять курс.

Но пока все, чего удалось добиться еврочиновникам, - деградация отношений, свертывание «диалогового окна» и причинение экономического ущерба самим же странам ЕС. Евросоюзу стоило бы прислушаться к мнению глав государств-локомотивов и основных доноров, а именно - Франции, да и той же Германии, которые признают неэффективность антироссийских рестрикций и призывают к налаживанию диалога с Россией.

Но нет, Брюссель уже «на автопилоте» продолжает следовать санкционному проамериканскому курсу, в защиту которого выступают те европейские столицы, где градус русофобии пропорционален размеру дотаций из бюджета ЕС. Парадоксальная ситуация. Убежден, что ответ России будет своевременным и адекватным, но не обязательно симметричным.

 


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  2. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  3. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  4. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  5. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  6. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  7. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  8. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  9. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  10. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  11. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  12. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  13. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  14. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах
  15. В Кремле объяснили, в чем проблема работы YouTube в России

Парламентское Собрание

Союзные парламентарии обсудят вопросы молодежной политики Союзного государства

Заседание Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму состоится в Минске

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также