Ставка на регионы
Геополитическая ситуация в мире, необходимость развивать собственную экономику заставили бывшие союзные республики, ныне государства – участники СНГ, пересмотреть отношение к этой структуре. Развитие и укрепление регионального и трансрегионального сотрудничества стало для многих из них объективной и необходимой реальностью. Россия и Белоруссия, Казахстан, Украина, Киргизия и Молдавия – активные участники интеграционных процессов. Самый большой вклад в развитие межрегионального сотрудничества вносят участники Союзного государства – Россия и Белоруссия.
Самые активные российские субъекты: Москва – 73 соглашения, Оренбургская (58), Саратовская (40), Свердловская (37) области, Санкт-Петербург, Ярославская, Омская, Курганская, Брянская области (более 30) и другие.
Наибольшая экономическая интеграция достигнута, безусловно, на территории Союзного государства, строительство которого для России является приоритетом. С белорусскими областями активно сотрудничают более 80 российских регионов. Самые тесные взаимоотношения у Белоруссии с Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом, Тюменской, Смоленской, Нижегородской, Ростовской, Брянской, Кемеровской областями, Татарстаном. Причем структура взаимной торговли насыщается не сырьем, а машинами, механизмами, продукцией с высокой степенью переработки.
Однако, к сожалению, есть субъекты, практически выпавшие из интеграционного процесса. У Калмыкии, Марий Эл, Северной Осетии, Пермской области – по 3 соглашения. Удмуртия, Хабаровский край, Орловская, Рязанская области, Чукотский АО заключили по 2, а Адыгея, Алтай, Хакасия, Чечня, Приморский край, Амурская, Вологодская, Липецкая области – только по одному. А Карачаево-Черкесия, Архангельская, Костромская, Магаданская и некоторые другие области не заключили ни одного соглашения.
А ведь мы смотрим на партнерские региональные связи как на неотъемлемую часть экономической жизни России и убеждены, что углубление интеграционных процессов на территории СНГ во многом связано с развитием именно этого сотрудничества. Наша задача – помочь российским субъектам установить и развить партнерские связи как в рамках СНГ, так и других международных, региональных и субрегиональных организаций, объединений и ассоциаций.
Недавно завершилось правовое оформление Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, стремящихся создать единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС. Белоруссия и Россия уже согласовали 90 процентов таможенных тарифов. Полноценно Таможенный союз заработает к 2010 году. В ближайшие два года тарифы ввозных и вывозных пошлин должны стать для государств-участников полностью эквивалентными, а любые пошлины во взаимной торговле – недопустимыми.
Это позволит запустить эффективный механизм развития и реализации кооперационных связей между субъектами хозяйствования наших стран. Показателями их эффективности стали союзные производственные программы. Они обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции, позволяют загрузить производственные мощности, организовать дополнительные рабочие места, увеличить экспортные поставки. Реализация каждой совместной программы придает новый инновационный импульс развитию экономики, создает дополнительные рабочие места. По имеющимся оценкам, на реализацию союзных программ в Белоруссии и России работают сегодня порядка 300-400 тысяч человек.
Из союзного бюджета финансируется 40 совместных программ, в первую очередь экономические. Это развитие дизельного автомобилестроения, создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин, создание лекарственных вычислительных систем семейства «СКИФ», космическая программа СГ, в ходе реализации которой планируется создать и поставить на службу нашим странам многофункциональную космическую систему, и другие. В ближайшее время на рассмотрение в Постоянный Комитет СГ должна поступить новая программа – «Разработка перспективных ресурсосберегающих экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов», задача которой – техническое переоснащение и внедрение современных технологий в сельском хозяйстве.
С 2008 года реализуется вторая союзная программа совместной деятельности по сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России, рассчитанная на период до 2011 года. Ее основная цель – создание условий, необходимых для проведения согласованной политики и осуществления комплекса взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение равных возможностей в социально-трудовой сфере для граждан Беларуси и России.
В числе наиболее значимых культурных программ – премия Союзного государства в области литературы и искусства, которая присуждается раз в два года, более чем 10-летнее участие в финансировании Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», проведение Года культуры Беларуси в России и Года России – в Беларуси.
Недавно прозвучали идеи о разработке целевой программы Союзного государства по развитию сотрудничества в сфере туристической деятельности. И этот список можно продолжить.
Российские и белорусские производители и научные центры проявляют повышенный интерес к союзным программам на фоне их успешной реализации и стабильного финансирования. Об этом свидетельствует значительное увеличение объема бюджетных заявок на 2009 год. Таким образом, изначально запланированного ежегодного роста бюджета уже может не хватить на финансирование всех заявленных программ и мероприятий. Сумма бюджетных заявок, поступивших в процессе формирования параметров бюджета Союзного государства на 2009 год, превышает предварительную оценку взносов государств-участников, которая составляет около 4,7 млрд руб.
Союзные отношения между нашими странами, несмотря на сложности, все же обретают устойчивый, необратимый характер. Россия и Беларусь твердо встали на путь единения во имя мира и созидания.
Алексей ОСТРОВСКИЙ,
Председатель Комитета ГД РФ
по делам Содружества Независимых Государств
и связям с соотечественниками,
член Комиссии Парламентского Собрания СБР
по информационной политике