Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


На могилу матери - нельзя

Ковидные ограничения на наземной границе РФ и РБ бывают порой чрезмерными

ФОТО: Максим ШЕМЕТОВ/ТАСС

ШЛАГБАУМ ПРИЗАКРЫТ

Чего не скажешь о других ее участках. Самолеты летают. Поезда ходят. К традиционным составам недавно добавили стремительную «Ласточку». На отдельных участках эти экспрессы, в фирменной красно-белой раскраске, разгоняются до 160 километров в час. В итоге дорога от столицы до столицы занимает всего шесть часов. Красота!

Покупай билет - и вперед: хочешь в Минск, хочешь - в Москву. Только ПЦР-тест с собой не забудь. Это единственное обязательное условие. Без него не пустят в поезд. В остальном свобода полная - никаких ограничений.

В наземном секторе, увы, иначе. На автомобиле или просто на своих двоих границу только лишь по своему хотению не пересечешь. На пунктах пропуска до сих пор дежурят бдительные наряды пограничников, причем с российской стороны. Белорусских зеленых фуражек, как нас заверили в посольстве республики, там нет, лишний раз напомнив, что РБ с началом пандемии границу с РФ вообще не перекрывала, это сделала только Москва. Хотя ограничительные меры, с определенными допусками, продолжают действовать с обеих сторон.

Наглухо граница не закрыта. Но пропускают только тех, кто по решению властей имеет на это право. Если вы не входите в разрешительную квоту, путь вам могут перекрыть, прежде всего из Беларуси в Россию. То есть поездом и самолетом можно без проблем, а по земле - извините. Какой-то не очень логичный расклад. Все мы люди. И порой случаются такие жизненные ситуации, когда поезд и самолет как вариант отпадают, а пересечь границу все равно очень надо, но только по земле, а тебе на КПП говорят вдруг - ни-и-зя.

САМОЛЕТ И ПОЕЗД - НЕ ПОДХОДЯТ

Вот один лишь пример. У минчанина, родившегося в России, в Брянской области умерла мама. Это случилось еще до пандемии, поэтому на похороны он ездил без всяких проблем. Сложности возникли, когда решил поставить памятник на могиле. Заказал его в Минске. Памятник основательный. Весит немало. В сумку, естественно, не войдет, чтобы доставить его к месту на поезде. И в самолет его не пропустят - слишком тяжелый для допустимого багажа. Оставалось одно - везти на машине. На КПП его остановили и не пропускают. Ничто не помогало, ни словесные уговоры, ни другие варианты. Погранцы держали рубеж неотступно. И оставались тактично-непреклонными:

- Мы вас по-человечески очень хорошо понимаем, - отвечали они. - Но и нас поймите: вашего случая нет в официальном, обозначенном в Постановлении правительства списке причин, разрешенных для въезда в страну. Так что, извините, пропустить не можем.

На дворе лето. Самое подходящее время для установки памятника. Не зимой же делать - сугробы по колено, земля промерзает насквозь. Логично? Логично. Но нельзя, вот и все. На поезде и самолете - пожалуйста. А по земле - сразу шлагбаум. И когда он окончательно поднимется - поди угадай. По прикидкам ученых, коллективный иммунитет, чтобы можно было устранить барьеры, сформируется после вакцинирования не менее шестидесяти процентов населения. При нынешней статистике прививочной кампании - явно не раньше середины осени. И для скольких еще людей, которым очень надо будет попасть из Беларуси в Россию, за это время наземный погранрубеж окажется непреодолимым?

Впрочем, тут тоже, наверное, на кого нарвешься. Минчанину с памятником в какой-то мере не повезло - слишком принципиальные попались погранцы. Если разобраться, такими они и должны быть на своем посту. Хотя порой перегибают палку в бдительном рвении. Пример? Пожалуйста.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Семья белорусов - муж с женой - давно живут и работают в России. Недвижимостью успели обзавестись - построили дом в ближнем Подмосковье. То есть все у них в ажуре, ни под какие ограничения на пересечение наземной границы не подпадают. И что вы думаете - на 9 Мая поехали к родне в Минск, а когда возвращались обратно, их машину тормознули на российском КПП.

- Что случилось? Все документы и разрешения у нас в порядке.

- Не пропущу, вот и все, - отвечал инспектор.

Разговор в таком духе шел минут десять. После чего муж пошел к старшему наряда.

- А какие проблемы? - пожал тот плечами. - Проезжайте, конечно.

Закон - законом, но человеческий фактор еще никто не отменял. А он порой бывает непреодолимым вопреки даже официально допустимым правилам. Не окажись вдруг старшего на месте, что белорусы тогда бы делали? Наверное, поехали бы обратно в Минск, пересаживаться на поезд или самолет, только потому, что инспектору на КПП что-то вдруг не понравилось.

Заглянем к соседям

СВОД «ЗАПРЕЩАЛОК» ПОРА ИСПРАВЛЯТЬ

В Синеокой также действует свой свод ковидных ограничений на передвижение. Их собираются смягчить.

По сообщениям информированных источников, Министерство здравоохранения республики подготовило изменения в Постановление Совета министров РБ № 705 от 7 декабря 2020 года. Оно устанавливает ограничения на въезд и выезд из республики из-за коронавируса.

В нем, в частности, сказано, что с 21 декабря 2020 года временно приостанавливается пересечение границы на выезд из страны гражданами Беларуси, а также иностранцами, имеющими разрешение на постоянное или временное проживание - в автодорожных пунктах пропуска, пунктах упрощенного пропуска, пунктах пропуска на железнодорожных вокзалах (станциях), пунктах пропуска в речных портах. Отдельно оговаривается, что выезд может быть разрешен в исключительных случаях, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь по решению Председателя Государственного пограничного комитета или уполномоченного им должностного лица. Никаких дополнительных оговорок насчет россиян там нет, за исключением транзитников.

Очевидно, что некоторые пункты Постановления уже не соответствуют реалиям - например, про железнодорожное сообщение. Поезда между нашими странами ходят свободно. Это же относится и к мерам самоизоляции, прописанным в Постановлении достаточно жестко. Ясно, что необходимы корректировки.

В частности, как сообщается, Минздрав предложил правительству снять запрет на выезд из Беларуси граждан страны наземным транспортом. Причем не только тех, кто уже вакцинировался, а всех. А заодно отменить требование о десятидневной самоизоляции иностранцев по прибытии в Беларусь, если человек вакцинирован от коронавируса. Причем это касается любых вакцин, какого-то специального перечня не будет. Проект документа, как сообщается, уже прошел юридическую экспертизу и передается на рассмотрение в республиканский Совмин. Слово - за Кабинетом.

Мнение

Геннадий ДАВЫДЬКО, председатель Комиссии ПС по информационной политике:

- Если бы мне кто-то внятно мог объяснить, почему все границы - воздушные, железнодорожные - открыты. Уровень ковидной опасности одинаковый - что на территории РБ, что на территории РФ. Почему ездят фуры, а для простых людей на автомобилях все еще действует Постановление, которое было принято раньше?

Почему его трудно отменить одним щелчком? Для этого надо что-то там строить или разрушать? Нет, надо просто сказать: «Наземных границ тоже не существует». Оставьте контроль на ковид, допустим, чтобы с тестом человек приезжал.

Но повод для пересечения границы ну не надо придумывать. Просто так человек не едет, верно? Если это опасность террористической утечки с территории Беларуси, тогда так и объясните: «Мы боимся, что оружие, наркотики, боевики поедут в Россию, поэтому перекрыли автомобильное движение». Но послушайте, а почему тогда самолетов и поездов вы не боитесь? То есть должно быть какое-то внятное объяснение. В Польшу, в Литву проще проехать, а в Россию не пускают на машине. Человек, рожденный в РФ, везет надгробие на могилу матери, но оказывается - цинично как звучит, - у него нет оснований для пересечения границы. Это могила матери не является основанием? Ну и самое главное, наконец, состоит в том, что я не вижу, и никто не видит из тех, кто пересекает границу, целесообразности запретов. На самолете - можно. Пешком можно - скажем, через лес. На поезде можно. Никакого мотива не надо. А вот на машине по дороге нельзя.

Во всем должна быть все-таки целесообразность какая-то. Скажите четко, и мы выстроимся, ответим: «Да, вы правы». Но они даже не утруждаются объяснить. Поэтому пока люди возмущены. И это в то время, когда нельзя население лишний раз нервировать.

Стоп!

ВДРУГ ВЫРОСЛА СТЕНА

Закрытие проезда год назад для многих стало шоком. Справедливости ради надо сказать, что по мере ослабления пандемии ограничения на проезд смягчились. Поначалу же, напомним, вообще была стена.

С нуля часов 18 марта 2020 года Россия закрыла наземную границу. Пускали только дипломатов и водителей-дальнобойщиков. Для многих белорусов это стало шоком. Вспоминаю, как на КПП на границе Смоленской области маялись в стареньких «Жигулях» трое сябров. Они уже не один год работали в России, куда теперь не могли попасть.

- Дома семьи, дети, на что будем их кормить? - ошарашенно чесали они затылки.

Студента-белоруса, учившегося в Смоленске, до КПП подвез на машине приятель.

- Смотри, обратно не пустим, - предупредили его пограничники.

- Да знаю я уже, - досадливо махнул рукой студент и зашагал пешком на родину.

Позже через наземную границу стали пускать студентов, обучающихся в России, и тех, кто здесь постоянно работает, имеет вид на жительство или едет лечиться. Плюс - в экстренных случаях: тяжелая болезнь или смерть близкого родственника. Пропускаются также «лица, являющиеся членами семьи (супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными), опекунами и попечителями граждан РФ, при условии предъявления действительных документов», сообщает Погранслужба ФСБ.

С 21 сентября 2020 года Россия открыла воздушную границу с Беларусью, возобновив международные полеты из Москвы в Минск. С 8 февраля 2021-го вернулось железнодорожное сообщение между нашими странами. По воздуху и по рельсам - никаких проблем. Добраться может любой желающий.