Автогражданка, проезжай!
Полис союзного ОСАГО и отмена роуминга между Москвой и Минском - сейчас важнейшие шаги в интеграции
Когда в России и Беларуси говорят про гармонизацию законов, то появление союзного ОСАГО на пути нашего движения друг к другу - вещь необходимейшая. Как «зеленый свет» светофора для спешащего по делам автомобилиста. Потому что из пункта А в пункт Б на территории Союзного государства люди на машине должны добираться без лишних проблем, так же как из Москвы в Сочи или из Минска в Брест.
ДВИЖЕНИЕ С ОСТАНОВКОЙ
- Мы говорим, что по факту у нас нет границы между Россией и Беларусью, но человек, когда направляется, например, из Витебска в Смоленск, вынужден останавливаться возле страхового павильона и покупать «зеленую карту» (международный полис страхования), как будто он едет куда-то за границу, - удивился председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Артем Туров.
Стоимость такой страховки для россиян сроком на две недели (меньше пока нельзя) составляет порядка 1,1 тысячи рублей, граждане Беларуси платят примерно такую же сумму, но по курсу в европейской валюте - десять евро.
А если ты едешь в Синеокую лишь на выходные? Страховщиков не волнует - плати на полную катушку. Вот народ, как выяснилось, и жалуется. И кивает в сторону Европы: а в ЕС единое ОСАГО уже работает.
По словам начальника Главного управления страхового надзора белорусского Минфина Сергея Осенко, они изучили европейский опыт и пришли к выводу, что технически сделать союзный полис можно, но не быстро:
- В Евросоюзе для этого потребовалось принятие наднационального законодательства и сближение законов всех стран.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что унификация основного страхового продукта - стратегическая задача:
- Однако решая ее, надо не сломать удобный продукт и не сделать его дороже для автовладельцев. Вносить поправки в законодательство необходимо постепенно, переходя к созданию именно единой системы ОСАГО в самый последний момент, когда все другие изменения будут готовы.
Сейчас между Москвой и Минском отличий по «автогражданке» куда больше, чем расстояние между столицами. В Беларуси, по словам Сергея Осенко, страховые тарифы гораздо ниже, чем в России. В Минске стоимость полиса составляет около 26 евро, в Москве - 188.
ДАЙ ПЯТЬ
Есть и другие расхождения. Это и разный круг лиц, на которых распространяется договор страхования. И минимальный срок, на который он заключается.
В Беларуси - это пятнадцать дней, в России - пять. Плюс разные подходы для определения суммы страхового возмещения и многое другое.
Белорусы опасаются, что в случае появления единой системы обязательного страхования автогражданской ответственности тарифы для них вырастут чуть ли не вдвое. Самое простое, по мнению белорусского Минфина, - уменьшить минимальный срок страхования до пяти дней, как и в России. Соответствующие изменения коснутся и цены полиса.
Артем Туров считает, что необходима разработка модельного закона по ОСАГО. А член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту Сергей Крючек предлагает выработать дорожную карту:
- Пусть это станет кирпичиком в фундаменте построения союзных отношений.
Автовладельцы, по словам парламентариев, должны иметь выбор: приобретать страховой полис с покрытием только в своей стране или на всей территории Союзного государства.
По словам заместителя председателя комиссии Сергея Сивца, дорожная карта позволила бы снять те препоны, что сейчас существуют, а заодно оценить риски и экономическую сторону вопроса:
- А главное, она определила бы сроки, чтобы не получилась такая же ситуация, как с роумингом, и все не затянулось бы на годы.
НА ФИНИШЕ
А ПОГОВОРИТЬ?
С таким же нетерпением граждане Беларуси и России ждут, когда мобильная связь в Союзном государстве станет бесплатной. Пока же она подешевела в семь раз.
Дорожная карта по отмене мобильного роуминга согласована в 2019 году и включала три этапа. Ставка не должна была превышать полтора цента за минуту. С 1 ноября прошлого года операторы уже сделали существенный шаг и в тестовом режиме установили более комфортные тарифы. Но окончательного обнуления стоимости входящих пока не произошло.
ЗАПРЕТ
НА ОБЪЯТИЯ
- На мой взгляд, этот вопрос лежит уже даже не в экономическом и техническом поле, а носит политический, знаковый характер, - считает председатель Комиссии ПС по информационной политике Геннадий Давыдько. - Отмена роуминга - это как отмена запрета на объятия. Да, люди уже давно бесплатно общаются в мессенджерах, и роуминг скоро может стать атавизмом.
Парламентарии предлагали покончить с ним ко 2 апреля - Дню единения народов России и Беларуси, чтобы сделать людям подарок. Но у министерств - своя логика. Нужно подождать до конца года.
По словам заместителя министра связи и информатизации Беларуси Натальи Гордеенко, во многом виноват коронавирус. Из-за него не смогли завершить все мероприятия, вот и продлили тестовый режим.
Представители Минцифры РФ говорят, что опыта межгосударственного взаимодействия по отмене роуминга еще нет. В ведомстве сперва проанализировали опыт ЕС - там схожий процесс тоже шел долго. Позже обкатали отмену роуминга внутри России и лишь потом вышли на союзные просторы.
НУЛЕВАЯ СТАВКА
Сейчас успешно пройдены все мероприятия, кроме двух. Одно из них и устанавливает ставку входящего звонка в ноль рублей. Пока разрабатываются соответствующие нормативы. Сейчас идет проверка: не увеличилось ли телефонное мошенничество из-за удешевления трафика. Всплеска жульничества не обнаружено.
Посол Беларуси в России Владимир Семашко подтвердил, что на заседании Группы высокого уровня Союзного государства была поставлена задача:
- Не позднее 1 июля 2021 года закончить все бумажные дела, подготовить все межправительственные соглашения, подписать, пройти все внутригосударственные процедуры с таким расчетом, чтобы уже с 1 января 2022 года полностью снять даже оставшиеся полтора цента за коннект.
ОФИЦИАЛЬНО
Дмитрий Мезенцев, государственный секретарь Союзного государства:
- Я знаю, что по-особому ожидается решение по отмене роуминга. Стоимость самого трафика в зависимости от того, какой оператор его обеспечивает, уже сегодня снижена в три - семь раз. Работа продолжится, и мы до конца года должны выйти на ту стоимость, которая совершенно не различается внутри Беларуси и внутри России.