Дети теплотрассы
В зеркале статистики
Обстоятельства жизни современного беспризорного россиянина мало отличаются от джентльменского набора беспризорников первых советских пятилеток и послевоенных лет: месяцы и годы жизни на вокзалах, в подвалах, в теплотрассах, без нормального питания, заботы и надежды на то, что мир однажды повернется к тебе лицом. Бездомные дети становятся добычей тоталитарных сект, порнодельцов, педофильских VIP-салонов.
Объективность данных Генеральной прокуратуры трудно подтвердить или опровергнуть по понятным причинам – беспризорники не участвуют в переписях населения. Однако печальную цифру 2 миллиона бездомных детей подтверждает министр внутренних дел страны Рашид Нургалиев. Он же говорит о том, что Россия сегодня переживает третью, после гражданской и Отечественной войн, волну детской беспризорности. Касаясь общей ситуации в «России молодой», Нургалиев утверждает, что даже по самым скромным подсчетам, в стране сегодня насчитывается 2 миллиона неграмотных подростков, свыше 6 миллионов несовершеннолетних живут в социально неблагоприятных условиях. По словам министра, общее количество смертей от наркотиков в России по сравнению с восьмидесятыми годами XX века выросло в 12 раз, при этом среди несовершеннолетних – в 42 раза.
К этой статистике можно добавить то, что ежегодно в нашей стране подвергается насилию около 2 миллионов детей, из которых погибает каждый десятый. Две трети избитых – дошкольники, среди школьников 30% становятся жертвами насилия в стенах школы, 60% – дома. Их бьют и убивают собственные родители и близкие родственники. Многие счастливцы, которым удается улизнуть, пополняют армию российских беспризорников.
Вокзал или бурса
Остроту проблемы подтверждает экс-президент и нынешний премьер-министр страны Владимир Путин. Он считает, что массовая детская бездомность связана «с известными тяжелыми событиями начала 1990-х, середины 1990-х годов, связана с подрывом института семьи как таковой». Государство, убежден Путин, «должно обратить на это больше внимания, чем обращало до сих пор». Это поистине золотые слова, если учитывать, в каком состоянии находится существенная часть детских домов за пределами московской кольцевой автодороги и какие кадры эти «детодельни» выпускают в большую жизнь.
В детских домах, которых сегодня в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в школах-интернатах. О качестве их жизни судите сами. В 10% детских домов и школ-интернатов условия официально признаны антисанитарными, 5% находятся в аварийном состоянии. 48% требуют капитального ремонта. Многие детские учреждения не получают даже скромного бюджетного финансирования, массовый характер приняло прямое воровство и «прокрутка» бюджетных средств администрациями детских учреждений. Их юным обитателям не хватает одежды, школьных принадлежностей, а часто и еды. В иных медвежьих углах державы детдомовцы по 2-3 года не проходят медосмотра, они подвергаются грубому обращению, побоям воспитателей. От такой «сладкой» жизни не лучше ли податься на вокзал? Статистика умалчивает о том, какой процент воспитанников детдомов решает таким образом сменить обстановку, что в общем-то понятно – это навсегда остается профессиональным секретом педагогов.
Наше светлое завтра
Беспризорникам и обитателям детских домов пытаются помогать благотворительные организации и Русская Православная Церковь. Священники посещают детдома и приюты, беседуют с детьми «за жизнь», рассказывают им о вере и Церкви, желающих крестят, воцерковляют. К церковным праздникам для детей устраивают представления, им привозят подарки. Организуются экскурсии в монастыри, храмы, в места православных святынь, иногда удается пристроить детей работать при храмах или принять в воскресную школу.
Другое направление работы – создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей, но на этом тернистом пути церковным структурам приходится преодолевать существенные трудности. Главная проблема – нет помещений, нет финансирования. Но даже если пустующее здание найдено, на его ремонт и переоборудование под приют нужно потратить много средств, как и на простую работу приюта. В тех случаях, когда путем сверхусилий удается найти спонсоров, возникают непреодолимые бюрократические сложности с официальной регистрацией приюта...