Поисковик Александр Морзунов: Дети не знают о подвиге Маресьева
Знания по истории у современных школьников во многом обрывочны и неточны. Как исправить ситуацию?
Поисковый отряд, которым руководит Александр Морзунов, так и называется - «Находка». Они из Демянска, города в Новгородской области, где в 1942 -1943 годах шли тяжелейшие бои с немцами. Поиском Александр Петрович занимается уже третий десяток лет. Серьезно и успешно. Его отряд поднял и перезахоронил больше полутора тысяч солдат, нашел 125 медальонов и возвратил имена 95 героям. Его выступление на международной конференции «Противодействие внешним вызовам и угрозам: парламентское измерение Союзного государства» получилось очень эмоциональным.
ПРЕДАТЬ ЗЕМЛЕ - ЛИШЬ ПОЛОВИНА ДЕЛА
По словам Александра Морзунова, сейчас сохранение исторической памяти (а он был заявлен именно в этой секции и фактически завершал конференцию) находится в руках именно поисковиков.
- Почему? Да потому, что мы своими руками берем эту историю. Ведь, к сожалению, ветеранов войны практически не осталось. Мы поднимаем солдат, выясняем их истории и судьбы. Все это настолько реально. Но задача сохранения исторической правды не заканчивается в нашей работе на подъеме солдат. Хотя мы в этом году, например, отправим в Бобруйск останки летчика - сержанта Герасимовича. Его там давно ждали, и вот наконец он вернется домой. Но даже не в этом наша работа. Если ее заканчивать именно на этом, будет выполнена только половина дела, часть его.
Дальше, по его словам, эту историю надо же кому-то донести. Кому? Конечно, детям. У поисковиков со временем накапливается большой багаж историй конкретных людей, героев, поднятых ими.
- Наша организация выбрала для себя путь проверенно правильный. Мы эти истории несем в школы. Перед нами - дети, огромные коллективы - триста, пятьсот человек. Вот они передо мной со своими гаджетами, и кажется, что не будут слушать этого дядьку. Но когда я выхожу от них через сорок минут, аудитория молча сидит еще минуты две. Настолько они впечатлены, - рассказывает поисковик.
СГОРЕЛ ОТ СТЫДА
Но тут и возникает проблема. Молодежь, оказывается, просто не знает своей истории.
- Не представляете, насколько стыдно мне было стоять рядом с сыном Героя Советского Союза летчика Алексея Маресьева, - вспоминает Александр Морзунов. - Из трехсот человек в аудитории на вопрос, кто такой Маресьев, ответили только трое. Катастрофа. Сказать, что это какая-то отдельная школа и мне не повезло? Нет. Если верить анкетам, заполненным детьми, мы в Великую Отечественную воевали со всеми: с Украиной, с США. Война начиналась и в 1812-м, и в 1940-м. В общем, отвечают как придется. Даже при том, что им было бы позволено пользоваться телефонами, боюсь, точность попадания в правильные даты составила бы тридцать процентов.
- Они не знают летчика Маресьева, у них нет больше в обязательной школьной программе «Повести о настоящем человеке». Если захотите, почитаете. История Великой Отечественной войны появляется только в десятом классе! До этого ее нет. О каком воспитании мы можем тут говорить, - разводит руками поисковик.
Он переживает, видит, что тут кроется коварная опасность. Этакий внутренний враг.
- Нас не надо душить ракетами, бросать на нас ядерные бомбы. Придет время, дети подрастут, пока мы тут размышляем, и сами сдадут страну. Один мальчик так и сказал: «А зачем мы во время войны сопротивлялись? Пускай бы нас немцы завоевали, мы бы сейчас жили в свободной Европе». Или как вам понравится история про то, когда в школу приходят родители и говорят завучу по воспитательной работе: «Мы запрещаем вам патриотическое воспитание нашего сына. А если будете это делать, обратимся в прокуратуру». Это было до прошлого года, слава богу, сейчас появился закон о воспитательных функциях учебных заведений.
ДОСТУЧАТЬСЯ ЧЕРЕЗ СЛОВО
Проблема, по мнению Морзунова, в том, что не хватает правильных воспитателей. Нынешние преподаватели - это упущенное поколение, те люди, кто рос и получал образование в девяностые, когда историю каждый интерпретировал, как хотел.
При этом в тех мальчишках и девчонках, перед которыми выступают его поисковики, Морзунов уверен на сто процентов: они никогда не возьмут в руки оружие и не пойдут с ним в школы:
- Потому что та информация, которую мы им даем, проходит через их чувства. И каждый раз, когда заканчивается встреча, вслед спрашивают: «А когда вы к нам придете снова?»
В прошлом году о своем проекте всероссийского движения «Поисковики - школам», который пока, увы, не удается осуществить, он доложил Владимиру Путину. И президент этот проект поддержал.
- У нас есть методики, нам есть что сказать детям. И есть возможность донести это так, чтобы они нас услышали. У нас замечательные ребята, которых не портят информационные технологии и гаджеты. Они любят правду. Им не нужны цифры и показатели о проведенных мероприятиях. Им нужно простое человеческое общение. Давайте не через бумагу, а через слово достучимся до наших детей. Им это надо.
Он вспоминает, что, когда урок со школьниками проходит в лесу, на местах боев, там, где погибали солдаты, это запоминается навсегда.
- Я встречаюсь с детьми, которых мы выпустили пять-десять лет назад, и они говорят одну и ту же вещь: «Когда собираемся вместе, самое хорошее, что мы можем вспомнить, - эти походы в лес». Они вспоминают героев войны, которые тогда навсегда вошли к ним в душу. Только так мы добиваемся главного - передаем им настоящую историческую правду. Есть надежда, что они передадут ее своим детям.
ПОРА ЗАДУМАТЬСЯ
ТЕСТ НА БОГАТЫРЯ
Александр Петрович любит спрашивать детей, смотрят ли они мультики, например, про трех богатырей. Для него это своеобразный тест.
- Интересуюсь: «А вы смеетесь, когда их смотрите?» Они: «Да». - «А вы знаете, - продолжаю, - что Илья Муромец - православный святой, первый защитник Отечества?» Князь Владимир - тоже святой. В какой еще стране мира можно смеяться над своими святыми?
Спрашиваю, играют ли они в компьютерные «танки». Какими танками управляют? Я, например, Т-34. А они - немецким «Тигром», потому что у него снаряд мощный: «Я как дам - и наши звездочки в разные стороны разлетаются». Я не против свободы слова, но почему наши дети с пеленок впитывают в себя как минимум безразличие к своей стране, к ее истории?
НАХОДКА
НЕ ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ
В марте с Александром Морзуновым связались люди, которые рассказали, что в деревне Пеньково Старорусского района есть могила неизвестного советского летчика. Самолет сбили в мае 1943 года. Нашли даже свидетелей тех событий. В итоге поисковики обнаружили обломки штурмовика Ил-2.
Потом в архивах, по советским и немецким документам, установили и экипаж: капитан Александр Никитин и старший сержант Николай Глазепа. Оказалось, что летчики покинули горящую машину. Сержант попал в плен, а пилот погиб: у него не раскрылся парашют. Его-то и похоронила на деревенском кладбище местная жительница.
Почти восемьдесят лет Александр Никитин считался пропавшим без вести. Сейчас ищут его родственников.
А вот стрелок-радист Николай Глазепа остался жив. В 1985 году его наградили орденом Отечественной войны II степени.
ФОТО: Поисковый отряд "Находка"