Где ты, Год семьи?
Сомнения возникают после обнародования свежих данных ВЦИОМа относительно этой достопохвальной акции. Оказывается, о ней что-то слышали 75 процентов соотечественников. При этом непосредственно Год семьи пока коснулся только… двух процентов населения. Тех, кому была оказана материальная помощь (1 процент) или кому посчастливилось присутствовать на официальных чествованиях и мероприятиях. Таких тоже один процент…
А ведь целью акции было объявлено: «укрепление авторитета семьи и базовых семейных ценностей». Почему же на 98 процентов граждан страны это «укрепление» не распространяется? Попробуем взглянуть на план мероприятий по проведению Года семьи, утвержденный еще бывшим премьером В. Зубковым.
Хорошо известно, что в России приходится свыше 15 литров алкоголя на человека – от младенцев до глубоких стариков. В то же время Всемирная организация здоровья считает предельными 8 литров. За этим порогом – деградация генофонда нации.
Разве разливанное море алкоголя, которое зазывно сверкает в витринах с утра до вечера и даже по ночам, служит «укреплению института семьи»? По убеждению миллионов женщин – только разрушает. А 12-летних пацанов и девчушек приучает к пиву уже со школьной скамьи. Их матери и отцы обеими руками за то, чтобы количество пивных ларьков в их поселках, микрорайонах, на улицах было сокращено до нуля.
В правительственном плане нет ни слова об обуздании алкогольной вакханалии, охватившей страну от Москвы до самых окраин. Ни буковки и об искоренении детского бродяжничества, беспризорничества. Бездомных «гаврошей» в стране, согласно некоторым исследованиям, – примерно 3-4 миллиона – больше, чем после Гражданской и Великой Отечественной войн. Стало быть, их Год семьи не коснется.
Россия, бьют тревогу специалисты, вышла на второе место в мире по числу подростковых самоубийств – около 2 тысяч в год. И это при том, подчеркивает руководитель отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Борис Положий, что из ста попыток самоубийств только одна заканчивается летальным исходом. А всего на свою жизнь ежегодно покушаются около 200 тысяч мальчишек и девчонок. Почему? Ведь на дворе «невиданный экономический рост и стабильность»?
То есть имеются деньги, чтобы изучить причины детско-юношеских суицидов и принять комплекс мер по профилактике. Когда еще этим заниматься, если не в Год семьи?! Однако эту острую тему план правительства обошел стороной.
Ничего не придумано и по борьбе с наркоманией, хотя все признают, что Россия давно стала объектом наркоагрессии. Только от «передоза» в стране ежегодно гибнут до 100 тысяч ребят. Нет для матери большего горя, чем севший «на иглу» сын. Но и она в Год семьи останется наедине со своей бедой.
Недавно глава Минздравсоцразвития Т. Голикова сообщила: в стране – демографический взрыв! Новорожденных в прошлом году появилось великое множество.
И тут же огорчила: одновременно в 48 регионах произошел резкий рост младенческой смертности. Почему? Кто виноват? Ответа нет. А столько в последние два года произнесено высоких слов о благостном влиянии нацпроекта «Здоровье»?!
3 процента на ребенка
Истинным отношением правительства к «институту семьи» стали 70-100 рублей ежемесячного детского пособия – 3 процента прожиточного минимума ребенка. И это при триллионном Стабилизационном фонде! Причем их выплату кабинет М. Фрадкова с подачи бывшего министра, а ныне президентского советника М. Зурабова спихнул на плечи регионов, сняв с себя еще одну конституционную обязанность по поддержке материнства и детства. Собиралось правительство
В. Зубкова повысить ежемесячное детское пособие по случаю Года семьи? Не собиралось, что и продемонстрировало в утвержденном на трехлетку госбюджете…
А сколько миллиардов рублей родное правительство выделило на проведение Года семьи?
– Нисколько! – говорит депутат Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Нина Останина. – Бюджет на предстоящие три года Госдума принимала осенью прошлого года, и мы сразу забили тревогу. Почему на столь политически и социально важную акцию министр финансов А. Кудрин не запланировал ни копейки? Ответа не последовало…
Оттого, как видно, в плане и «рекомендуется» субъектам Федерации все мероприятия проводить за счет собственных средств и «привлеченных внебюджетных источников финансирования». Словом, ищите деньги, где хотите. Поэтому местные власти «укрепляют институт семьи» в меру своих возможностей и фантазии. Не шибко они могут развернуться, если учесть, что 80 процентов регионов – дотационные.
Чем больше вчитываешься в план, тем больше понимаешь: правительство Зубкова переложило проведение Года семьи на регионы и теперь устроило им настоящий экзамен. Наблюдает, как местные власти выкручиваются.
В ритуальных мероприятиях недостатка нет. Проходят чествования и торжественные собрания, научные конференции и коллоквиумы, конкурсы «на образцовую семью» и лучший детский рисунок. Многодетным матерям вручают подарки, денежные премии, а кто-то уже получил ключи от новой квартиры. Это все нужно.
В России рождение уже первого ребенка переводит семью в разряд малообеспеченных, второго – в категорию бедных, а третий ввергает ее в нищету. Так что все «меры поддержки» окажутся кстати. Сначала довели многодетную русскую семью до унизительно-нищенского состояния, теперь есть повод вернуть ей хотя бы часть долгов.
А что же правительство оставило за собой? На май 2008-го – «Всероссийский фестиваль клубов молодых семей». Похвально. Потом – 1 сентября – проведение в школах «Первого урока, посвященного Году семьи». И еще – «Всероссийское собрание родителей учащихся сельских школ (интернет-конференция)». Замечательно. И дальше до конца года все в таком же парадно-формальном духе.
Проводить эти мероприятия будет некий оргкомитет. Но кто его члены? С большим трудом мне удалось разыскать его состав на сайте Минздравсоцразвития (http://www.mzsrrf.ru/dep_med_s/864.html). Было отчего прийти в удивление.
Мертвые души
Когда в Послании Федеральному Собранию президент В. Путин поддержал предложение общественности объявить 2008 год Годом семьи, подумалось, что саму общественность не оставят в стороне. Что к организации и проведению будут привлечены женские, молодежные, спортивные, детско-юношеские организации, партии и движения. Ведь задача спасти Россию от вымирания – всенародная!
Однако в оргкомитете – лишь большие и маленькие начальники, «свадебные генералы» и просто случайные лица. Ни одного крупного специалиста в области демографии, психологии, семейного права и семейных отношений.
Зато немало «мертвых душ», то есть людей, так или иначе покинувших свои посты. Как, к примеру, бывший глава Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой, ведомство которого недавно было упразднено. Как бывший замминистра внутренних дел А. Чекалин – теперь член Совета Федерации от Удмуртии. Или прежний зампредседателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей
Т. Фральцова, которая в нынешний созыв вообще не попала.
В том же списке министры
Т. Голикова и Э. Набиуллина значатся на прежних должностях. Но записан и член оргкомитета министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов, который, как известно, еще в сентябре был отправлен в отставку.
В каком же качестве эта почтенная публика работает в оргкомитете? Есть подозрения, что она там вообще не работает. Поскольку последнее заседание датировано 16 ноября прошлого года.
Такой вот получается Год семьи…