Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Разбор полета

Две специальные комиссии занимаются расследованием инцидента с экстренной посадкой самолета Ryanair. Не дожидаясь официальных результатов западные страны уже обвинили Минск в авиапиратстве, грозят новыми санкциями и закрывают воздушное пространство для Беларуси

С чего все началось?

23 мая в аэропорту Минска после сообщения о взрывном устройстве на борту совершил посадку самолет ирландской авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс. Из записей разговора экипажа с диспетчером белорусского хаба уже известно, что решение принималось пилотами. Несколько часов борт обследовали саперы и кинологи. Пассажирам же заново пришлось пройти таможенный и пограничный контроль.

Среди них находился объявленный в международный розыск Роман Протасевич и его подруга София Сапега. Он - автор и создатель телеграмм-каналов, которые организовывали массовые беспорядки в стране. Она, по ее же признанию, руководила проектом «Черная книга Беларуси», в котором публикуются адреса, телефоны и другие сведения о сотрудниках правоохранительных органов. Обоих задержали.

СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ...

СЕКРЕТ «ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ»

Данные бортовых самописцев экспертам не предоставляют. Они могли бы пролить свет на переговоры экипажа с литовскими диспетчерами.

Расследованием инцидента с посадкой самолета разбираются и в Беларуси, и в Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Директор департамента Минтранса РБ по авиации Артем Сикорский сразу же заявил, что трактовать случившееся как происшествие не корректно. Жертв - нет, повреждений самолета - нет. Зато было письмо с сообщением о бомбе на борту.

- Есть механизм реагирования на акты незаконного вмешательства в гражданскую авиацию и он был активирован после получения информации о минировании самолета. Мы хотели бы подчеркнуть, что командир воздушного судна принял собственное решение о посадке в аэропорту Минска без какого-либо давления или принуждения с белорусской стороны. В качестве доказательства этого факта всем заинтересованным сторонам была разослана машинописная копия радиотелефонного обмена УВД-пилот. Это также подтверждается стенограммой переговоров между руководителями УВД Минска и Вильнюса, - рассказал Артем Сикорский.

В тоже время Беларусь не имеет на руках данных «черных ящиков» и отчета экипажа, как того требуют международные соглашения. Поэтому неизвестно, почему экипаж решил приземляться в Минске, хотя Вильнюс был ближе.

- В это связи возникает вопрос: какие международные авиационные правила нарушила Беларусь в отношении защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства? - задал вопрос эксперт. - Страны Евросоюза и некоторые другие государства, не имея объективной информации об обстоятельствах произошедшего безосновательно заявили о необходимости введения санкций в отношении гражданской авиации Беларуси.

Минск заинтересован в открытом расследовании всех обстоятельств и приглашает за стол международных экспертов. В противном случае будет создан опасный прецедент.

- Когда государства могут оставить анонимные угрозы гражданским самолетам без должного ответа, поскольку они будут бояться санкций со стороны других стран или союзов, - отметил Артем Сикорский.

ПОСЛЕДСТВИЯ

В МИНСКЕ СЕЛИ - МОСКВЕ ПРИЛЕТЕЛО

На Беларусь накинулись хором. Не забыли и Россию - обвинили в «молчаливом согласии», и предлагают за это сурово наказать.

Реакция от соседей была молниеносной, как будто ждали повода. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заголосил о ЧП мирового масштаба. Белорусских послов вызвали в МИД Эстонии и Германии.

Санкционную повестку против Беларуси в этот раз первыми оседлали власти Литвы. Президенту Гитанасу Науседе достаточно было информации о сопровождении ирландского борта истребителем МиГ-29, поднятым белорусскими военными, чтобы сделать вывод о принудительной посадке самолета:

- Службы насильно заставили приземлиться в Минске следовавший в Вильнюс пассажирский самолет. Обращаюсь к союзникам по НАТО и в ЕС с призывом незамедлительно отреагировать на угрозу международной гражданской авиации.

Уже 25 мая глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис назвал произошедшее «возмутительным вызовом всему ЕС» и потребовал «в самых решительных выражениях» осудить действия республики. И призвал Евросоюз ускорить принятие четвертого пакета сдерживающих мер и ударить по ключевым экспортным компания страны. В прошлом году Беларусь продала европейцам товаров на 5,5 миллиардов долларов. Эмбарго предложено распространить на нефтепродукты и удобрения.

- Главы государств и правительств попросили нас предложить секторальные санкции. Некоторые первыми приходят на ум: экспорт калия, нефтепродуктов и транзит газа, покупаемого в России, - говорил глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель.

Великобритания, покинувшая ЕС со скандалом, решила тоже напомнить о себе. Главе МИД Доминику Раабу трудно поверить, что инцидент с самолетом произошел «не без молчаливого согласия Москвы» и предложил парламенту рассмотреть вопрос о введении санкций в отношении газопровода «Северный поток-2».

- Но точной информации о причастности России к произошедшему нет, - осторожно уточнил британский политик.

Американский лидер Джо Байден тоже не остался в стороне:

- Я приветствую сообщения о том, что ЕС призвал к введению адресных экономических санкций и иных мер. Поручил моей команде разработать надлежащие варианты для привлечения причастных к ответственности в тесной координации с ЕС, другими союзниками и партнерами, международными организациями.

cxJMcjdsApBupVhUefApExOY11Ky7F5e.jpg

В ВЕРХАХ

ЕС ДАВИТ НА ГАЗ

Вопросы нового экономического давления обсудили и премьер-министры наших стран Михаил Мишустин и Роман Головченко.

Как считает последний, санкции затронут интересы РФ.

- Западные страны рассматривают в качестве точек давления те отрасли экономики, которые вносят весомый вклад в ВВП. Это нефтепереработка, производство удобрений и другие. В проект санкционного пакета первым под запрет планируется поставить экспорт удобрений и транзит российского газа через Беларусь. Очевидно, это направлено на то, чтобы запретить закупку из газопроводов, проходящих по Беларуси, которые принадлежат России. Это Ямал - Европа и газотранспортная система «Газпром трансгаз Беларусь», - сказал Роман Головченко.

В сложившейся ситуации Россия и Беларусь должны реагировать прагматично. Республиканские власти рассчитывают на поддержку своего союзника.

- Такие меры будут иметь экономические последствия для нашей страны. В такой ситуации мы, конечно, рассчитываем на поддержку ближайшего союзника - России, - сказал Роман Головченко.

- Москва выступает против диктата на международной арене, а также не одобряет санкционную политику, которую разворачивают третьи страны. Мы призываем не политизировать ситуацию с экстренной посадкой самолета и поддерживаем позицию белорусских партнеров о необходимости провести транспарентное международное расследование по линии авиационных властей, - заявил Михаил Мишустин.

РЕЙС ОТМЕНЕН

В РЕЖИМЕ ПРИОТКРЫТОГО НЕБА

Для россиян и белорусов закрылись некоторые маршруты. Те что остались, могут подорожать.

Ряд европейских стран поставили на паузу авиасообщение с республикой и закрыли свое воздушное пространство. Так 26 мая самолет «Белавиа» по маршруту Минск - Барселона не смог покинуть воздушное пространство республики и вынужден был кружить над Брестом. Борт попросту не пустили в Польшу из-за запрета Франции на полет над своей территорией.

Сегодня «Белавиа» не может летать во многие страны Евросоюза.

- Рейсы отменены до 30 июня включительно. Пассажиры могут вернуть деньги за билеты или обменять их, - сообщили в пресс-службе перевозчика.

Россияне внимательно следят за ситуацией, поскольку многие использовали Минск в качестве транзита, не только в Европу, но еще в Турцию и Египет. На последние курорты белорусский перевозчик теперь летает через Россию, но время в пути увеличилось.

- На стоимость уже купленных билетов это не повлияет. Снимаются рейсы в Черногорию, Албанию, возможно, будут отменены рейсы в Тунис, - говорят белорусские туроператоры.

А вот в обозримом будущем цены на билеты из Минска в Стамбул - популярном направлении у россиян - могут вырасти на десять процентов.

Говорить о полном прекращении полетов над Беларусью пока нельзя. Американские, германские и другие перевозчики продолжают летать над Синеокой. Росавиация 28 мая привела пример: за сутки европейские компании выполнили 113 рейсов через республику, а альтернативными маршрутами проследовали только 53 самолета.

27 мая новостные ленты заполонили сообщения об отмене рейса Вена - Москва. Российская сторона запретила австрийской авиакомпании лететь в обход Беларуси. Нас тут же обвинили в том, что мы решили проучить европейцев в ответ на их заявления.

- Это технические моменты, - объяснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. - Самолет не влетает в любом месте в страну, есть определенные согласованные точки и согласованные эшелоны. Учитывая, что речь идет о трафике большого количества самолетов и об обеспечении авиационной безопасности. Лайнеры, следующие в обход Беларуси, просятся на влет в разных точках, которые абсолютно не согласованы, и поэтому возникают технические проблемы.

rlFJ3LV9dQU.jpg

ФОТО: Белавиа

МИД УПОЛНОМОЧЕН

ЭТО УЖЕ НЕ ДВОЙНЫЕ, А ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ СТАНДАРТЫ

Главы внешнеполитических ведомств РФ и РБ предлагают другим странам не демонизировать РБ, успокоиться и вести себя прилично.

Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел России:

- Мы настаиваем на том, чтобы прекратить демонизировать тех людей, которые не нравятся Западу. Белорусские власти с первых же минут после инцидента сказали о своей готовности к транспарентности, открытому расследованию, приему экспертов, предоставлению всей информации и материалов. Часть этой информации они в одностороннем порядке распространили. Но наши западные коллеги, особенно прибалтийские страны, ведут себя по дипломатическим меркам просто неприлично. Да, наверное, и по человеческим меркам тоже.

Владимир МАКЕЙ, министр иностранных дел Беларуси:

- Прежде чем далеко идущие выводы делать, надо было дождаться объективного расследования. Положить материалы переговоров экипажа с аэропортом Вильнюса, с владельцами авиакомпании - все материалы. В том числе, связанные с работой дежурных сил ПВО Литвы и других стран, если это есть. И дальше принимать соответствующие решения в отношении политических властей, в отношении конкретных субъектов хозяйствования, нашей компании «Белавиа», которая абсолютно ни за что ни про что пострадала. Наши партнеры моментально приняли решение обратить соответствующие санкции против Беларуси. Это уже не двойные стандарты, о которых мы устали говорить, а тройные и четверные, что называется.

МЕЖДУ ТЕМ

А БЫЛИ ЛИ МАЛЬЧИКИ?

Интересно, что «след России» в этой истории нашли в тот момент, когда самолет Ryanair только-только набирал высоту для продолжения полета в Вильнюс. Чешский премьер Андрей Бабиш выдал «сенсацию» - на борту находились четверо россиян, которые отказались от дальнейшей поездки. Западные СМИ тут же подхватили новость и начали строить догадки: мол, они и то ли сотрудники ФСБ, то ли КГБ, и вообще это была тайная спецоперация.

- Второй день читаю про неких «четырех российских граждан», которые якобы вышли в Минске из самолета и не вернулись на борт. Журналисты, изнемогая от маразма происходящего и держась из последних сил, спрашивают: «Петров и Боширов - это ясно. А остальные двое кто?» После подключения безотказной тяжелой артиллерии в виде премьер-министра Чехии и подъедающейся на просторах ЕС «белорусской оппозиции», которые «с большой долей вероятности» уверовали в наличие четверых россиян, мне уже стало самой интересно. Выяснила. Кроме россиянки Сапеги в Минске никто из россиян не выходил. Вышли граждане Беларуси и Греции, - расставила все по местам официальным представитель МИД России Мария Захарова.

ВОПРОС РЕБРОМ

«КИМ» УБИВАЛ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ДОНБАССА?

В одном из интервью борец за все хорошее и против всего плохого Роман Протасевич рассказывал, почему решил поехать на войну в 2015 году.

Сегодня из него делают героя и политического заключенного. В Европарламент поступило даже предложение назвать именем Романа Протасевича улицы рядом с посольствами Беларуси в ЕС. А совет НАТО выдвинул требование:

- Задержание Протасевича является оскорблением принципов политического инакомыслия. Беларусь должна немедленно и безоговорочно его освободить.

Правда, некоторые страницы биографии якобы безобидного блогера на Западе предпочитают не замечать. Напомнил о них президент Александр Лукашенко:

- Пусть теперь его многочисленные западные защитники ответят на вопрос: на какие спецслужбы этот человек работал? Не только он, но и его сообщница. Западные защитники должны ответить на вопрос: кто ему платил за участие в войне на Донбассе? Этого они, наверное, боятся больше всего, поэтому подняли вой. Собственно, и здесь в Беларуси он и его сообщники также собирались устроить бойню и кровавый мятеж.

2021_05_27010935_1tkkx.jpg

Всплыли данные, что несколько лет назад Протасевич под позыным «Ким» был наемников в украинском батальоне «Азов», который даже США назвали террористами из-за их невероятной жестокости. Он с удовольствем хвастался своими «подвигами» в оппозиционных СМИ:

- Я попал в батальон на основании отбора, который был един для всех. Дисциплинированность, в том числе полный запрет на алкоголь и наркотики, мощная идеологическая подоплека, специальные и многочисленные тренировки, атмосфера единой семьи, «неоторванность» командиров от бойцов. Самое главное - не потерять голову и внимательно слушать указания опытных бойцов. Что касается ощущений в плане первой стрельбы из оружия в боевой ситуации - то у меня в голове была только одна мысль: «Либо ты, либо тебя». Впрочем, я ни о чем не жалею.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЯ

СИГНАЛ БЕДСТВИЯ

23 мая. 09:25, 09:56* - на электронную почту аэропорта Минска приходит письмо «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в Секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский Союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delphi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом».

09:26 - Информация передана в службу УВД Белаэронавигации.

09:29 - Самолет авиакомпании Ryanair входит в воздушное пространство Беларуси.

09:31 - Экипаж проинформирован о возможной взрывчатке на борту.

09:35 - Минск передает информацию об угрозе взрыва в Вильнюс.

09:42 - Экипаж связывается с Вильнюсом и в это время аэропорт столицы Литвы становится ближе минского.

09:44 - Пилот спрашивает об уровне угрозы. УВД сообщает, что код красный - значит реальная.

09:47 - Экипаж передает сигнал бедствия «MAYDAY» и запрашивает условия для посадки в Минске. В этом момент до границы Литвы меньше двух минут.

10:35 - Самолет приземляется в белорусской столице.

*По Гринвичу разница с Беларусью составляет три часа.