САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Под токование глухарей

Граница между этими деревушками проходит по территории кладбища. Общего, потому что на нем издавна хоронят людей всех близлежащих сел – Прудок, Дорохи, Рудня, Дубокрай. Первые три находятся на белорусской стороне границы в Городокском районе, Дубокрай – на российской, в Невельском. Их и сейчас многое связывает – разветвленные родственные связи, общие знакомые, обычаи, память.

Граница между этими деревушками проходит по территории кладбища. Общего, потому что на нем издавна хоронят людей всех близлежащих сел – Прудок, Дорохи, Рудня, Дубокрай. Первые три находятся на белорусской стороне границы в Городокском районе, Дубокрай – на российской, в Невельском. Их и сейчас многое связывает – разветвленные родственные связи, общие знакомые, обычаи, память. Глубинка на границе несет на себе и одну общую печаль – деревни медленно пустеют. Старики принимают это как должное. Они не жалуются – не привыкли. Но остались в этих местах и настоящие патриоты своей малой родины, натуры, сильные духом и богатые душой. Эти люди тонко чувствуют природу, знают каждый камень на поле, каждое дерево в бору. Тем более что природа сохранила здесь свой неповторимый колорит и девственность. Вдали от урбанизированных центров в этих местах пресса цивилизации даже не чувствуется, окружение буйствует красками и удивляет ландшафтами. Здесь действительно отдыхаешь душой.

Хранитель «Сурмино»

У пенсионера Владимира Лукича Якушевича есть одна, понятная только близким людям привычка: всякий раз на рассвете дня своего рождения – 1 мая – выбирается Лукич в сосновый бор послушать токование глухарей. Без них-то, глухарей, грустно ему встречать новый год своей жизни. Всю жизнь посвятил Якушевич тому, чтобы сохранить лесные богатства здесь, на самом краю Беларуси, на севере Городокского района. 36 лет отработал лесничим, а теперь, говорит он не без гордости, дело свое передал в надежные руки – сыну Сергею. На Городоччине лесничих Якушевичей – целая династия. Отец Лукича тоже был лесником в соседней Меже.
Заказник «Сурмино» расположен в верховьях реки Оболь, правого притока Западной Двины. В уникальном лесо-болотно-озерном ландшафте затерялись озера Белое и Черное, мелководное Исса. Но для рыболовов наибольший интерес представляет озеро Ордово. Рыбачат на нем как россияне, так и белорусы. Здесь многолюдно в любую пору года. За заветным уловом неистовые владельцы удочек и спиннингов добираются по труднопроходимой лесной дороге. Граница проходит по самой кромке большого озера, которое арендует организация из Невеля. Страсть гонит рыбака в Невель, за 25 километров от Езерища, за оформлением путевки.
– Наши рыболовные правила значительно отличаются от российских, – поясняет Антонина Колца. – Был такой курьезный случай. Егерьская служба рыболовного хозяйства Невельского района установила в лесу на нашей стороне временный пункт сбора платежей, чтобы брать плату с каждого, кто направляется на российское озеро Ордово. Тогда городокские егеря возмутились: а почему россияне с расчехленными ружьями бродят по нашему лесу?! Ведь по белорусским правилам, нахождение на территории охотхозяйства с расчехленными ружьями приравнивается к охоте. Пришлось изымать оружие… Инцидент таким образом был исчерпан: ружья россиянам вернули, но больше они к нашим рыбакам претензий не имеют.
Владимир Якушевич, знающий в округе всех рыболовов и охотников (как-никак председатель их местной общественной организации), убежден, что на пограничной территории должен править один принцип – принцип кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
В свое время приходилось Лукичу правдами и неправдами спасать здешние леса от вырубок, чтобы сохранить бор для потомков. Вспоминает, как была когда-то в лесном хозяйстве компания – тополя сажать. Может, где-то это и нужно было, но не в Езерищанском лесничестве, в котором тополя отродясь не росли. Лесники пошли на компромисс: решили высадить четыре ряда тополей, а четыре – елей. В итоге лоси тополиную поросль съели, а ценные хвойные породы выросли и до сих пор радуют глаз.
В округе Якушевича называют хранителем «Сурмино». В заказнике ему знакома каждая тропинка. Но душа у пенсионера невольно болит, когда нет порядка в лесных владениях. Сколько трудяги-лесники обустраивают мест отдыха со скамейками, беседками на полянках. Но все это радует туриста очень недолго. Всегда найдется тот, кто все это сломает. А богатство и красоту в лесу надо лелеять! С сожалением говорит Лукич о том, что в России ликвидировали лесхозы. Случился лесной пожар на пограничье. Белорусские лесники тотчас примчались тушить, а российские арендаторы и не спешили вовсе.
Природа границ не знает. Да и временщиков не терпит. Заказник «Сурмино» – тому подтверждение.

Скромное обаяние Блиновых
Дом Алексея и Тамары Блиновых часто полон гостей. В деревне Рудня они – представители сельской интеллигенции, которую в этих краях можно, как говорится, по пальцам перечесть. А ведь всего каких-то лет 20 назад жизнь в Рудне била ключом. А переулок, на котором стоит усадьба Блиновых, все в шутку звали Университетским, потому что здесь жили только учителя. Школьный спортзал по вечерам не вмещал всех желающих для занятий спортом. Теперь же в школе учится всего 24 ученика. И если, не дай Бог, школу закроют, как это стало в соседней Газьбе, деревня умрет совсем…
В день моего приезда в Рудне хоронили молодого человека, ушедшего из жизни добровольно. Старушки, закусив губу, жалобно кивали головой: мол, от безысходности… Молодежь тут не задерживается, сбегает.
Так почему же задержались Блиновы? Тамара – учительница, преподает математику и географию. Алексей, бывший егерь, сейчас начальник поста весогабаритного контроля «Езерище» транспортной инспекции.
– В 50-е мои родители переехали сюда из Ленинградской области, – рассказывает Алексей. – В соседней деревне Дорохи сейчас осталась одна тетя Матрена, родители похоронены на том самом кладбище, что на российской стороне. В старом отцовском доме до сих пор стоит ткацкий станок. У тетки Матрены дети и внуки по всей России разъехались, вплоть до Сахалина. Правда, отчий дом не забывают, приезжают. Зимой – сын из Пскова, на лето – дочь из Питера.
Матрена Ивановна называет Алексея своим любимым племянником и главным помощником.
Родной брат Алексея живет в нескольких километрах от Рудни, но уже в российской деревне Дубокрай. По закону к нему по прямой дороге на легковой машине ехать нельзя. Только пешком. Но дорожки, по которым в юности они с братом бегали из Дорохов в Дубокрай на танцы, потихоньку зарастают.
Алексей же с Тамарой обзавелись хозяйством в Рудне. Дом стоял на болоте. Сколько песка и земли пришлось натаскать, чтобы обустроить подворье! Сад заложили, в котором сейчас даже виноград растет. Пруд благоустроили, рыбу разводят. Конечно, все это стоило немало трудов. Но теперь отсюда Алексей – ни ногой! Построил второй дом для приема гостей, где у камина собираются друзья-охотники. Поохотиться на дикого кабана или волка приезжают в Рудню даже из Минска. Как украшение гостевой комнаты висит на стене палитра известного белорусского художника Эдуарда Римаровича, который сам не раз бывал в гостях у Блиновых.
– Сюда, в верховья реки Ловать, приезжают не только любители охоты, но и ученые-биологи, – говорит Алексей Блинов. – Здесь, на базе в деревне Задрачье, они изучают популяцию американской норки и других грызунов. И все удивляются богатству нашей фауны.
По дороге к дому Блиновых проезжаешь мимо старых панских построек каменной кладки. Оказывается, когда-то здесь была мельница, конюшня и другие хозяйские постройки помещиков Рокоссовских. Екатерина ІІ после раздела Речи Посполитой подарила имение Дубокрай корнету Ивану Рокоссовскому. По некоторым сведениям, дважды Герой Советского Союза маршал Константин Рокоссовский мог родиться именно в этом родовом имении.
Теперь оставшееся историческое наследие Рокоссовских разъединяет государственная граница, но жизнь деревень объединяет людская память.

Аура Дорохов
Сейчас в Дорохах постоянно проживают всего шесть человек. Старожилу Матрене Ивановне Горбатенко, тете Алексея Блинова, – 91 год. Она одна поднимала на ноги четверых детей. Муж погиб в годы войны. Была председателем колхоза. И даже теперь, как только станет тепло, весь день на огороде. Алексей всегда говорит, что у тетки даже картофель вырастает всегда самый вкусный.
Матрена Ивановна сама и щей наварит, и кур покормит, и к автолавке сходит. Назад, конечно, сумку не принесет, надо, чтобы кто-то помог.
– Вот только скучно у нас в деревне, – горько сожалеет бабушка Матрена. – Одно – телевизор смотришь да почтальон раз в неделю из Рудни приходит. Почтальону-то 8 километров пешком идти. Хорошо, если кто на тракторе подвезет. А так возьми доберись.
Каждый раз Алексею она дает один и тот же наказ: если на кладбище поедешь, чтобы ее обязательно взял. На то самое кладбище, что на границе, у Дубокрая. Там ведь сегодня вся ее родня, вся ее добрая память.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также